Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 27 / 07 / 2017 Время Московское: 633 Человек (а) в сети
 

​И ВОСКЛИКНЕТ МИР: «АХ! ВОТ КАКИЕ ИНГУШИ!»

«Станцуй мне танец горного орла,
Чтоб руки твои, словно два крыла,
Парили плавно в небе над землей.
Станцуй мне танец, гордый горец мой.
Накрой огромной буркой весь Кавказ,
Ни боль, ни смерть чтоб не коснулись нас.
Станцуй мне танец горного орла,
Чтоб в нем душа вайнахов ожила.
Я буду петь, а ты пари в горах,
Орлам неведом ни покой, ни страх.

И пусть полет твой не прервет стрела.
Станцуй мне танец горного орла...»

Это стихотворение неизвестного автора очень тонко описывает главные символы лезгинки. Танца, который принято считать кодом народов Кавказа. Лезгинка каждого народа этого замечательного края, несмотря на кажущуюся схожесть, очень разная, но есть то, что делает их все чем-то единым — это суть, посыл, эмоции, история и дух кавказского человека, отчетливо исходящие от каждого движения танца. Не зря говорят, бывают моменты, когда простое достоинство движения заменяет целые тома слов.

Танец в жизни каждого ингуша занимает особое место. Как бы ни проходили современные будни наследников горских традиций и обычаев, в минуты танца духи предков словно воскресают в телах юных джигитов и горянок. Разительно отличие человека танцующего от всех остальных. Его осанка завораживает, лихой нрав будоражит, пылкие, темпераментные движения разжигают кровь. Именно поэтому большого внимания стоит кузница профессиональных танцоров — Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия», который на сегодняшний день является своеобразной визитной карточкой и одним из основных гастролирующих коллективов республики.

Ансамбль народного танца «Ингушетия» был создан 19 мая 1993 года. Начиная с 1995 года он выступает не только на родине, но и гастролирует по другим странам. Первой стала поездка в Ирак (1995, 1996), затем — в Израиль (1997), Польшу и Турцию (2000). В 2007 году ансамбль принял участие в Международном фестивале г. Канны (Франция), в 2008 году в рамках «Дней Российской культуры» выступал на фестивале «Славянская весна» в Испании. Ансамбль также гастролировал в Италии, Германии, Бельгии и Казахстане.

За годы работы ансамбль был многократно награжден. В том числе в 2000 году он занял I место в номинации «Стилизованная хореография» в Международном танцевальном конкурсе в Закопане (Польша), в 2001 году — Кубок Международного фольклорного хореографического фестиваля в Арагоне (Италия), в 2008 году — I место в номинации «хореография», фестиваль «Мелодии единства» в Ульяновске, в 2009 году — I место на V Международном конкурсе танцевальных пар и хореографических коллективов памяти Инала Кварчия в Сочи и другие.

Танцоры ансамбля Адам Имагожев и Хяди Чумакова — лауреаты Московского международного фестиваля детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду» (2000 г.) и призёры Московского танцевального конкурса «Лицо мира» (II место в номинации «Российский лидер профессионального исполнения парного народного танца», 2002 г.). Солисты ансамбля заслуженная артистка РИ Фатима Халмурзиева и народный артист РИ Адам Имагожев на фестивале «Славянское содружество» (Москва, 2008) получили I премию за высокое исполнительское искусство и артистизм.

В начале своего пути ансамбль испытывал большие сложности — в нем практически некому было ни танцевать, ни преподавать. Тогда костяк танцевального коллектива был собран из разных кружков художественной самодеятельности со всех уголков республики. В те времена большой груз работы пал на танцора Ахмеда Могушкова, возглавившего ансамбль, музыканта Раю Евлоеву, на тот момент уже около 20 лет как работавшую концертмейстером государственного ансамбля народного танца «Вайнах» и занявшей должность художественного руководителя, и их коллегу Абабукара Шадыжева, ставшего главным балетмейстером. Перед ними и встала непростая задача запустить механизм действия нового аппарата, выявить самых способных личностей со всей республики и приступить к огромному творческому труду. И у них все получилось! Уже первая концертная программа государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» состояла из 12 танцев, называлась «Под солнцем единым» и собрала полный зал народу в Доме культуры республики.

В 1996 году директором ансамбля был назначен Досхоев Магомет-Башир. В этой должности Магомет-Башир Хамзатович работает и поныне. Потому мы решили спросить у него лично о том, как складывалась судьба главного танцевального коллектива за двадцать лет его руководства.

— Созидательная сила искусства безмерна и величественна. Она способна преодолевать множество жизненных сложностей, вызывать доверие и уважение — во всем этом я убеждался за годы работы в ансамбле не раз. Но это, безусловно, дается лишь через непомерный, самоотверженный труд танцевальной команды. Нашим ребятам это удается, даже несмотря на то, что не все они имеют специальное образование в этом направлении.

За все эти годы наш достаточно молодой ансамбль успел 4-5 раз поменять концертную программу. На данный момент на подходе еще несколько очень красочных, даже исторических, содержательных танцев, очень напоминающих собой театральные постановки. Это большая работа, редко кому посильная. Как правило, даже именитые, солидные коллективы меняют программу примерно раз в десять лет. Все это — заслуга хореографов, работавших с нами на протяжении всех этих насыщенных творческих лет, таких как Дикалу Абузедович Музакаев (художественный руководитель ансамбля «Ингушетия» (1996-2001), народный артист Российской Федерации, экс-министр культуры Чеченской Республики); Рамзан Амирханов (заслуженный деятель искусств ЧИАССР, художественный руководитель ансамбля «Ингушетия» (с 2004-2008г), народный артист Республики Ингушетия); Абдула Магомадов (балетмейстер-постановщик в 1995 году); а также Руслан Гадаборшев (заслуженный деятель искусств РИ и заслуженный деятель искусств ЧР).

Если говорить о том, когда о нашем ансамбле узнал мир, то это случилось в 2000 году на Фестивале фольклорных коллективов в польском городе Закопане. Это была наша четвертая или пятая поездка за границу, которая оказалась очень успешной: мы взяли все три приза, предложенные конкурсом, — это приз зрительских симпатий, специальный приз польского сейма и диплом первой степени, после чего были буквально завалены приглашениями, выбрали Италию и гастролировали по итальянскому югу в течение месяца. Ну и, как вам известно, после этого побывали и в Германии, Франции, Ираке, Израиле, объездили половину Европы, не говоря уже о Востоке.

Путешествия, слава и работа с такими именитыми ансамблями как «Березка», «Ансамбль Моисеева», «Ансамбль Пятницкого» и другими настолько вдохновляли нас, что мы практически не чувствовали усталости и утомления не только от своей работы, но даже от шести-семидневных поездок на автобусе, длившихся месяцами гастролей. Нам хотелось работать еще больше и лучше, доводить свои танцевальные произведения просто до совершенства.

Как сегодня помню эпизод из нашей поездки в Италию, в которую вместе с нами отправилась супружеская пара оперных певцов Амирхан Оздоев и Татьяна Мизерная, работавшая у меня в ансамбле. Так вот, в 12 часов ночи в ходе концерта подошла очередь их выступления, их объявили, они вышли на сцену и на итальянском языке спели их классическое произведение «Травиата», зал просто взревел. Тогда мы заняли первое место, оставив позади Аргентину и Испанию. Всю ту ночь мы не спали, окруженные пораженными итальянскими зрителями. Помню, они стали искать Ингушетию на карте мира и живо заинтересовались жизнью нашего народа.

— Какую задачу Вы поставили перед собой в первую очередь, придя на должность директора ансамбля «Ингушетия»?

— Приступив к работе в ансамбле, лично я в первую очередь занялся самой серьезной и тогда, и остающейся поныне проблемой — вопросом подготовки танцоров для ансамбля. Ведь сами понимаете, сейчас, а особенно в те времена, мало кто посвящал свою жизнь культурным профессиям. Долгом своим я посчитал создать, и сделал это, хореографическую студию на базе ансамбля, в которую могли бы приходить изучать историю танца и осваивать танцевальное ремесло юные парни и девушки. А по истечении трех лет эти ребята получали сертификаты, которые могли бы стать для них хорошим подспорьем для дальнейшего обучения уже в профильных заведениях. Лучших из своих учеников мы, как тогда, так и поныне, переводим в свой ансамбль. В результате, даже на сегодняшний день, за редким исключением, все танцоры, которые появляются в нашем ансамбле, приходят именно из этой студии. А так как дети учатся танцу на наших постановочных материалах, проблемы с переучиванием программы при переходе бывшего ученика в ансамбль не возникает. Благодаря работе Оздоева Ахмеда и Чумаковой Хяди, ребята бывают отлично подготовлены и полностью знакомы с нашими танцами. Поэтому студия — это пока наше единственное спасение.

Надеемся, что когда-нибудь в республике появятся учреждения, где будут готовить профессиональных хореографов и танцоров.

А так, сейчас в студии занимается 88 человек. При наборе новых групп, как правило, на одно место обучения претендует по 4-5 человек. Мы вынуждены заниматься в помещении здания 1928 года постройки, которое очень обветшало и в котором очень тесно. Были бы возможности, принимали бы всех, однако, если бы вы заглянули в зал во время занятия, то увидели бы, что там просто яблоку негде упасть.

Что же касается сегодняшнего дня, то ансамбль также ведет активную концертную деятельность. В нашем коллективе около 70 танцоров. Мы, равно как и вся наша республика, гордимся такими именами танцоров как Адам Плиев, Адам Имагожев, Джабраил Богатырев, Илисхан Балаев, Рамазан Торшхоев, Ибрагим Комурзоев, Тамила Хаштырова Милана Джонхотова, Марем Ярыжева, Акромат Халухоев, Ахмед Колоев, Зульфия Богатырева и другие. До совершенства доведено порядка 25 постановок, в которые входят грузинский, абхазский, дагестанский, кабардинский, чеченский, азербайджанский, армянский, убыхский, адыгский и, естественно, ингушский танцы. Репертуар все время расширяется и на достигнутом мы останавливаться не собираемся.

Совсем недавно мы запустили швейный цех при ансамбле, который отныне будет полностью обеспечивать нас формой для каждой постановки. Естественно, заказывать в цеху костюмы сможет и любой другой хореографический коллектив или просто желающий.

— Магомет-Башир Хамзатович, много лет назад в нашей газете звучала идея о том, чтобы ввести преподавание национального танца в школах республики. Как Вы относитесь к этой мысли?

— Это было бы просто превосходно! Ввели же уроки шахмат в школах, так почему бы и танцевальные часы не запустить точно так же. Честно говоря, очень больно и стыдно смотреть на кривляния нашей молодежи на мероприятиях, выдающей нечто ужасное за лезгинку. Мальчики и девочки абсолютно не умеют себя вести, они не имеют никакого понятия о культуре танца, не знают смысла движений. По идее, джигит не имеет права за весь танец терять девушку из поля зрения, а эти ребята могут прямо в ходе танца совсем бросить танцующую партнершу и начать отплясывать перед толпой зрителей, причем что-то совершенно несуразное, некрасивое и неприемлемое. В то же время девушка не имеет права поднимать взгляд выше уровня грудной клетки парня во время танца, не более чем один раз посмотреть на него. И этот единый раз должен быть фактически мимолетным. Здесь не должно быть никакой самодеятельности.

Кроме того, на любом массовом мероприятии должен быть тамада, старшие среди мужчин и женщин, а также ведущий мероприятия, который бы объявлял, кому выходить в танцевальный круг. Все это расписано нашими предками и мы не должны забывать то самое красивое, что есть в нашей культуре — это нравственность, обычаи и традиции, колыбелью которых является танец.

Поэтому педагоги в школах, которые бы преподавали детям историю, культуру ингушского танца, могли бы вкладывать в их сознание основные принципы взаимоотношений горских народов.

— Скажите, пожалуйста, что, по-вашему, главное для человека, посвятившего себя миру искусства?

— В первую очередь человек, чему бы он не посвятил свою жизнь, должен и внутренне, и внешне сам быть истинным примером, олицетворением той философии или мудрости, которую несет своему обществу. Когда я провожу беседу со своими артистами, то говорю им: что бы вы ни делали, вы должны делать это красиво. Если вы смеетесь, то вы должны смеяться красиво. Если вы садитесь, то делайте это красиво. Вставайте красиво, стойте красиво, идите красиво, говорите красиво. Все делайте красиво. Ведь мы выезжаем в самые разные точки мира и именно по нам многие люди планеты знакомятся с нацией «ингуши», с нашей культурой и искусством. Когда вы выходите на сцену зритель должен говорить: «Ах! Вот какие ингуши!»

Огромный труд вкладывают артисты в свое дело, дело жизни, несущее в себе историю, нравы, характеры, суть нации и потому каждое выступление становится для них очередной площадкой для воплощения своих самых сложных и образцовых постановок. Полные надежд на счастливую встречу со своим зрителем, творческие люди, каждый раз отправляясь на сцену, жаждут своей песней, танцем или музыкой сделать жизнь человека светлее и полноценнее, за что все мы безумно им благодарны.

Ася ГЕТАГАЗОВА

Наша справка: Досхоев Магомет-Башир Хамзатович, родился 17 июня 1959 года в с. Дачное Пригородного района . В 1980 году окончил Красноярский строительный техникум, в 1988 году — Академию культуры в городе Краснодаре, в 2006 году — юридический факультет Северо-Кавказской академии государственной службы. Начинал работу в культуре методистом РДК с. Октябрьское Пригородного района. С 1994 по 1996 годы — начальник отдела искусств и досуговой деятельности Министерства культуры РИ. С 1996 по сегодняшний день — директор Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия», Заслуженный деятель искусств РИ.

«сердало»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость индус Чт, 10/11/2016 - 21:50

Лезгинка это кодовый танец вселенной.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры