Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 22 / 07 / 2017 Время Московское: 275 Человек (а) в сети
 

Башни ждут нас

Немного истории. Вот что писал Б. В. Гамкрелидзе в статье «Из истории скотоводства в Ингушетии» (Кавказский этнографический сборник, II. очерки этнографии горной Ингушетии. Издательство «Мецниереба», Тбилиси,1968 г.) стр. 246 «В ущелье реки Ассы, на правом берегу реки расположены земельные участки – Гиурит, Кал-г1алашка, Г1онаг1анче и т. д., прилегающие к селам Таргим, Гиурит, Барах. Ими пользовались как зимними пастбищами, находились они в их общем пользовании. В этих местах, под горой Гей-Лоам, выстроена башня К1ах-г1ала. По преданию, в селе Таргим жили следующие тейпы: 1арчака, Гане, Малсага, Бека, Чона, Гарбака, Пхьеле, 1умар, Тимарза, Султига, Жог1арт-хоаной. Отсюда Арчака-тейпа отделился от Гене, а 1умар, Тимарза, Султига и Жог1арт-хоаной отделились от Пхьиле. Ч1имара, вышедший из тейпа, наименование которого не удалось зафиксировать, построил К1ал-г1ала, а Тимарза, Султыга и Жог1арт-хоаной выстроили г1ала выше села Таргим на холме в Гиурити». Герите, Гарети, Горите – это производные от ингушского слова «г1ор» - мерзлота. А вот, что сказано в научном издании государственной архивной службы Республики Ингушетия автора археолога, кандидата наук Чахкиева Д. Ю. 524. «Геретинские башенные постройки Гериты (Гарети, Горите) небольшой башенный поселок в 0,9 км. Северо-восточнее Таргима, на отроге горы Цорей-Лам. Он состоит из уже полуруинированных четырех жилых башен, объединенных при помощи каменной оборонительной стены в единый замковый комплекс позднего средневековья. Жилые башни в плане прямоугольные или трапециевидные, ранее 2-3-этажные, с плохой крышей и высоким парапетом. У них сохранились разнотипные каменные центральные опорные столбы межэтажных перекрытий, сводчатые дверные и опорные проемы, хозяйственные и оборонительные детали. В верхней части у одной из башен была устроена обширная лоджия. Здесь проживали выходцы (конец XVII века) из Таргима - Тимурзиевы. По преданиям, местное мужское население в прошлом весьма успешно занималось горным промыслом (добыча строительного и поделочного камня, различных руд, селитры и т.д.), а женщины считались очень искусными мастерицами в области ковроделия. Особенно ценились по всей Ингушетии их изящные тонкие цветные орнаментированные войлочные ковры (истанги)». 526 «Нижегеретинские башенные постройки. Нижние Гериты – башенные постройки. Цорей-Лам, в 0,2 км. восточнее Гериты. Здесь размещаются сильно поврежденные полубоевая и три жилые башни, объединенные посредством каменной оборонительной стены в единый замковый комплекс периода позднего средневековья. Из этого башенного поселения вышли Султыговы. Здесь проживали многоопытные воины-наездники и искусные разнопрофильные ремесленники. В частности, высоко ценились даже за пределами края разнообразные кожевенные изделия местных потомственных талантливых мастеров: высококачественные пояса, кисти, конская сбруя, обувь, оружие и воинское снаряжение (сколчаны, налучья, щиты и пр.) Причем особого мастерства они достигли (Эси и Эта Султыговы и др.), согласно бытующим содержательным преданиям, при выделке ценного разноцветного софьяна, изделия из которого успешно реализовывались даже в соседней Грузии и Осетии». Думаю, что не лишне будет еще раз повторить, что у Эльберда, сына Темажа, внука Абзи-Али было три сына: старший – Эга, средний – Хамхо и младший – Т1аргим. У Эга было два сына: Ит1а (Итар) и Ивазд. От Ит1а идут: Къас – Суле – 1анда – Эшк – 1атта – Бахтар – Оз (Оза). От Ивозда идут: Газдиевы, Ужаховы, Базоркины, Джандиговы, Тангиевы, Аушевы, Анташкиевы, Толдиевы. Хамхо является родоначальником: Хамхоевых, Костоевых, Измайловых, Марзагановых и др. Т1аргимхо является родоначальником: Арчаковых, Бековых, Мальсаговых, Горбаковых, Плиевых, Султыговых, Тимурзиевых и др. В Т1аргиме до наших дней сохранились боевые башни (в1ов) Мальсаговых, Арчаковых, Горбаковых, Бековых. Сохранились, но в каком состоянии они в данное время? В каком состоянии боевые башни, которые построены несколько веков назад, узнаешь только подойдя к ним близко. Через телеэкран это не узнаешь. У некоторых у основания выбиты камни и сделаны проходы для овец и коз. Кто дал разрешение некоему Илиеву построить жилое помещение на территории Таргима осталось неизвестным. Это должен знать глава администрации Джайрахского района. Но… А может быть это руководитель заповедника? А заповедник - ничей. Тут на ум приходит стихотворение народного писателя Ингушетии Плиева Амира Абазбековича: Обычай древний наш забыт Старик с лопатой налегке, Ходил по берегу реки И от села невдалеке Искал и чистил родники. Взирая жадно на природу Носили девушки ту воду. Смеясь, беседуя стояли, Парней ревнивых поджидали, Которых где-то уж видали; Им воду в чашах подносили, Чаруя, головы кружили. Так судьбы разные светились И добровольно единились… Промчались годы, менялся быт, Обычай древний наш забыт, Не ходят девушки к реке, В машинах ездят налегке. Засохли родники, ручьи, Давно их нет, они ничьи. Какое странное слово «ничей». Представь себе, читатель, что стоит боевая башня, а она ничья. Когда-то была чья-то, а сейчас ничья. До него никому нет дела. Когда-то, давным-давно, таргимхоевцы разделились на семь тейпов. Живя в одном населенном пункте, они его содержали в образцовом порядке. Сегодня там хозяйничает один чабан Илиев, а на территории нежилого шахьра бедлам. Кругом мусор. На предупреждение, чтобы не держал овец в боевых башнях, он не реагирует. Зная об этом молчат и старцы Джайрахского района и глава района. Но надо помнить, что молчание – не всегда золото. В любую минуту может возникнуть нежелательная ссора. Я написал «ссора», а если драка, да еще с кровопролитием. Тогда все будут умны задним числом. И уважаемые старцы годами будут мирить враждующие стороны. Я никогда не давал бесполезные советы, но сегодня, на старости лет, я бы посоветовал инициативной группе «Таргимхой» организовать большие Белхи по уборке территории шахьра Таргима, оповестив всех выходцев Таргима через республиканские СМИ: «Сердало», «Ингушетия» и телевидение. Собрать, в буквальном смысле, все разбросанные камни по всей территории Таргима, завалить устроенные чабанами у основания боевых башен проходы для овец, еще раз строго предупредить владельцев овец, чтобы они не держали их в боевых башнях. Все это в письменном виде донести до руководителя заповедника. И мое пожелание: меньше слов, больше дел. Башир ТИМУРЗИЕВ, член Союза писателей России

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость Пт, 25/12/2015 - 10:17

Вот "Гость" меня удивил, рассказом про Бековых и Плиевых. Я тоже думал почему они такие хитрые эти Бековы))). То что Бековы присвоили себе дар грузина предку Таргимхоевцев в виде золотой чаши, я знал но такое слышу впервые. Баркал.
И один вопрос, как то один старик сказал, что Озиевы относятся не Таргимхой, а Гелатхой. Кто знает?

Тембулат Сб, 20/12/2014 - 15:27

...

Тембулат Сб, 20/12/2014 - 15:21

...если автор этой публикации правильно читал Кавказский этнографический сборник, очерки этнографии горной Ингушетии. Издательство «Мецниереба», Тбилиси,1968 г. то он должен был правильно описать сохранившиеся в Т1аргиме до наших дней боевые башни (в1ов) и начать их описание не с МальсаговыХ а с Арчак г1ала, и закончить Хабр г1ала. В верх по Ассе6 1Арчакх г1ала, 2Бека г1ала, 3Дудар (Г1арбакх) г1ала. Так же в данной книге есть карты с указанием принадлежности той или иной башни как Таргимхоевых так и Эги, Эрзи и т.д. Для справки появление Мальсаговых в таргимской котловине датируется концом 15 века. Так же в книге "Жизнь во славу царя, Отечества и своего народа" (Нальчик, 1997), описывается "...и подпись его стоит третьей после Хобре и Цогал. То есть при заключении первого акта о вхождении Ингушетии в состав России первая подпись была представителя рода Хобре.
Далее по Гирити, важная не точность, Жог1арт-хоаной (Джугутхановы) выходцы из Хобре, и относятся к Хабриевым, Старики тейпа вам это подтвердят. Остатки жилой башни стоящей в центре это Джоаг1ортхоаной, две башни Тимурзиевых и Султыговых стоят рядышком друг с другом. Горите – может быть производным от ингушского слова «г1ор» - мерзлота, и это отношу к смысловой игре слов. Гурити это практически ровная плоскость,если кто там был тот знает, служившая сенокосом жителей Таргима. Мерзлоты или же г1ор там нет))) К стати в Гурити нет и не было ни одного оборонительного сооружения.
Грузины пишут: "Ч1имара, вышедший из тейпа, наименование которого не удалось зафиксировать, построил К1ал-г1ала, Чамар вышел из Хобре и построил К1оли. Сын Чамара Джовбятр нашёл место где сделал родник, к стати про тот родник в 1995 году И.Дахкильгов писал в газету очерк.
К1оли находится выше Гурити в переводе с тюркского "К1оал" означает "укрепление", на ингушском можно произнести как "к1оал" воровство что у ингушей в давние времена считалось достойным для мужчины занятием, так что игра слов))).
Писать что он состоит из четырех башен, не правильно так как у одной из башен была боевая бойница, в настоящее ее уже нет, фотографии и даже картина имеется. В том что это селение Коли можете убедится в книге по истории Ингушетии Н.Кодзоева. Так же во время высылки ингушей в селении К1оли были убиты 5 стариков, Дал к1ахетам болб массанарег1, "Депортация ингушей в 1944 году - История vainahkrg.kz".
Писать историю, в один присест нельзя тем более ингушскую, так как ингуши не забывают в плоть до седьмого колена уж точно.
По последнему, в 90-годах по инициативе Ибрагима Мальсагова в Таргиме были проведены капитальные работы по строительству дамбы по русле реки Ассы. Река приблизилась тогда к комплексу и могла подмыть берега, и не проведи он тогда эти работы, Ингушам бы было не простительно. Работы проводились за счет материала приобретенного на его личные средства, работы проводили Гомкартиевы,Чемхильговы,Бахмурзиевы,Бязиевы. Вот и все.
Дал геч долд вайн.

Гость Пнд, 08/06/2015 - 19:34

У БЕКОВЫХ нет башни в Таргиме. Это башня ПЛИЕВЫХ. Бековыми мягко говоря лукаво трактуется свое право на башню в Таргиме, умалчивая следующие подробности нашей истории: У отца Пхьели (родоначальника Плиевых) и собственно Бека (родоначальника Бековых) было две жены, одна мать Пхьели, а вторая мать Бека. Но есть один факт о котором многие не знают, а именно когда мать Пхьели была беременна, ее соперница решила от нее избавится, отравив, предание гласит что она бросила в варево для матери Пхьели змею, в результате чего преждевременно родился Пхьели. С тех пор его называли "лехьи кертаг1а ваьнна" Пхьели. После такого проступка мать Бека была разведена и отправлена вместе с малолетним Беком в ее тейп. Бек, брат Пхьели, но он вырос не в Таргиме, а следовательно не может претендовать на г1ала. Что касается все известной зарисовки сделанной грузинским автором "Издательство «Мецниереба»", то здесь нечего удивительного нет, его проводником был Беков из Галашек. Таргимские Умаровы - это те же Плиевы, которые остались в Таргиме и не переселились на плоскость, как остальные Плиевы(Пхьели-къонгий), такие как Плиевы с Плиево и Медовы с Насыр-корта, их депортировали из нашей родовой башни в 1944 вместе со всеми ингушами. То есть от самого Пхьиле и до недавних пор в этой башни жили и владели ею Плиевы (Пхьиле-къонгий), и тут возникает резонный вопрос, как Бековы никогда не жившие в Таргиме (кроме Бека конечно) вообще могут претендовать на башню в нем?))) Хотя безусловно Бековы происходят из Таргима.

Таргимхо Втр, 09/08/2016 - 06:08

Да брат, это башня Плиевых. Там до февраля 1944 года проживали Умаровы из тейпа Плиевых. И этому есть живые свидетели. А Бековы никогда не жили в Таргими, кроме самого Бека.

Пнд, 30/07/2012 - 22:14

Башир Тимурзиев...Бековы были выселенны из Таргима и башни ихней там нет.

Гость Пнд, 08/06/2015 - 19:31

Нийса ях 1а, вош. Это башня Плиевых (Пхьиле-къонгий)

Втр, 19/06/2012 - 20:36

Илиевы разрушили и загадили все что можно в этих горах. За одну овцу они готовы развалить все башни и превратить их в сортиры своих ишаков и овец.
А глава Джейраховского р-на за одно с ними. Об этом сыновья Берса болтают на каждом углу.
Так что, Таргим надо беречь нам самим.

Пнд, 18/06/2012 - 18:52

все правельно нам надо собратся вместе и хотябы навести уборку народине предков,но думаю ето зделать будет нелегко так как туда пускают только по пропускам мне легче получить визу в испанию чем пропуск к своим родным башням.думаю пора нам всем задать вапрос евкурову когдаже наконец будет отменена нелигальноя погран-зона?
дал барт ца1 болба вей

magoma Пнд, 18/06/2012 - 19:02

Езжай через Джейрах,накрайняк в течении недели бери пропуск.

Пнд, 18/06/2012 - 17:41

Они то ждут нас,но мы то сами не очень охотно посещяем их.Задайте себе вопрос,когда он в последний раз был в своем Родовом Гнезде? Уверен многие там не были отродясь. Неужели мы не можем себе позволить одну,две поездки в год в свои родные места.Этого с лихвой хватило на поддержание в пристойном состоянии многих башенных комплексов.Не надо ждать от кого-то помощи.Вперед друзья,лето,Асса,горы,Альпийские луга ждут нас.(лучше чем Избербаш и Анапа).

Пнд, 18/06/2012 - 16:17

ПОБОЛЬШЕ СТАТЕЙ ОБ ИСТОРИИ ИНГУШЕЙ.
ТОГДА НЕ БУДУТ ИСКАТЬ СЕБЕ ЛОЖНЫХ КУМИРОВ НА СТОРОНЕ. КАК УМАРОВЗАДЕ ИЛИ ЧТО ТО ПОДОБНОЕ

Пнд, 18/06/2012 - 22:37

все время стоять всторонке тоже не по ковбойски)

Пнд, 18/06/2012 - 23:45

уж было бы зачто впрягаться...тогда ни один не стоял бы в сторонке..мы добро помним..какой привет,такой ответ..

Пнд, 18/06/2012 - 22:01

Ты ... язык придержи подстрикальщик.

Пнд, 18/06/2012 - 15:53

Больше 100 лет где вы были,почему не жили здесь?

Втр, 19/06/2012 - 12:12

Даже если мы не жили на земле своих отцов и сто и более лет, это не дает вам - Илиевым и другим чабанам право покущаться на чужие земли и собственность. Тем более, превращать памятники истории и архитектуры в овчарни и конюшни. За это вы ответите.

Втр, 19/06/2012 - 13:27

ты именно ты нечего несделаеш тебе эти башни ненужны только комп и телефон если ты мушчина то они эти твои башни будут впорядке

Втр, 19/06/2012 - 18:55

Да, это так. Если я и Таргимхой мужчины, наши башни будут целые. А чабаны их Хули будут пастись в своих пределах.

Пнд, 18/06/2012 - 15:50

Башир сейре дик хейл хьа.Причем тут глава района?Мне под 40 лет я не видел там ни одного человека приехавшего и стал жить в таргиме.Последние 2 месяца администрация района и струтуры района чистили таргим от мусора.В таргим на отдых едиете вы с равнины,с Джейрахского района туда ни кто ездиет отдыхать,и мусорите Вы.Тебе не стыдно говорить про главу района и жителей района такое,если мы не жили в этих горах,то у Вас то что есть сегодня небыло бы,я имею виду таргим.Вы должны бдагодарить Нас что живем здесь,что не оставили этих гор.Сейчас все хотят сюда,последние десят лет условия здесь нормальные,а до этого никого не волнавала эти башни и горы.
Я житель Джейрахского района.

Втр, 19/06/2012 - 19:10

Это песня Илиева Берса. -"Если бы он не пас в горах баранов, то и вся горная ингушетия была бы не наша".
Надо этому варварству положить конец.

magoma Пнд, 18/06/2012 - 15:36

Раньше этим занимались грузины.Лет 30 назад на Альпийских лугах они пасли своих овец и делали овечий сыр.Свои башни нужно беречь и сохранять.

Пнд, 18/06/2012 - 15:29

6254 молодец, Башир! Хорошая статья.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры