В Алиюртовской средней общеобразовательной школе в начале нового учебного года сложилась непростая ситуация. В связи с тем, что недалеко от школы появился новый жилой район, который населяют главным образом молодые семьи, образовательное учреждение пополнилось новыми учащимися. В основном это первоклассники. Но проблема, если так можно назвать, заключается
не в увеличении количества учеников (как выразился директор, «Дети – это радость»), вместо трех первых классов будет четыре, казалось бы, и дело с концом. Но дело в том, что большинство родителей желают, чтобы их дети непременно попали в класс Тамары Закриевны Хамхоевой.
– А по требованию Роспотребнадзора, в одном классе не может быть больше 20 учеников, – объясняет директор школы Мухарбек Хажбекарович Султыгов. – Нам понятно желание родителей. За многие годы работы Тамара Закриевна снискала в селе добрую славу. Она действительно замечательный человек и прекрасный учитель. Задача, вставшая перед нами, требует взвешенного подхода к ее разрешению. Прежде всего, будем испытывать, видя их лица, раскрытые навстречу открывающемуся миру через знания, которые им дает стоящий перед ними учитель. Они смотрят на него с обожанием. Они живут учителем. А учитель живет любовью своих учеников. Он должен целиком отдавать себя работе – не только обучению, но и воспитанию детей. У него нет нормированного рабочего дня. По окончании уроков ты должен проанализировать день: кто и как ответил, кого нужно подтянуть, с кем дополнительно следует позаниматься по учебной литературе или психологически, избавить от ненужных страхов, вдохнуть уверенность в свои знания и способности. К примеру, если ребенок не ответил на уроке, после занятий подвожу его к себе и мягко начинаю выяснять, что явилось препятствием. Бывает, что ребенок усвоил материал, подготовил домашнее задание, но у доски растерялся, что не сумеет дать правильный ответ. «Можно мне подглядывать в книгу?» – спрашивает он. «Можно, пока не будешь уверен, что ты и не подглядывая можешь отвечать».
Учитель должен расположить к себе каждого ученика, чтобы каждый в классе доверял ему.
С самого начала школьных занятий стараюсь создать дружественную атмосферу в классе. Чтобы малыши не боялись идти в школу, ведь они очень робеют на первых порах. Прививаю им товарищеские чувства между собой. Объясняю, что все мы вместе – школьная семья, что каждый из нас должен чувствовать теплоту и поддержку другого. Исходить из очередности подачи заявлений и учитывать человеческий фактор.
После окончания средней школы Тамаре не пришлось выбирать будущую профессию: она была убеждена, что станет учительницей начальных классов. Свою трудовую деятельность начала в ранге старшей пионервожатой в родной Кантышевской средней школе. Одновременно поступила на заочное отделение филологического факультета ЧИГУ. После года работы пионервожатой студентке – заочнице доверили второй класс, который остался без учительницы. С той поры вот уже 35 лет она почти беспрерывно является учительницей начальных классов. Даже с замужеством сменив место жительства и фамилию, Тамара не прервала профессиональный стаж. Свадьба состоялась летом и к концу школьных каникул она была готова приступить к своим обязанностям в новой школе по месту нового жительства.
– Быть учителем начального звена – это большая ответственность. Ведь именно он, первый человек из окружающего мира, в который маленькое существо входит осторожными шажками, оказывает влияние на формирование мировоззрения. Что побудило Вас взять на себя эту ответственность?
– Мне нравится работать с малышами. Нравится их доверчивость, открытость, способность чувствовать. Ни с чем несравнимое ощущение. Для самой лично очень важно найти подход к сердцу каждого ребенка. На протяжении 35 лет стараюсь держаться этой ценности. Надеюсь, что мне это удается, судя по взаимной любви детей и их родителей. Я живу этой любовью.
– Учитель начального звена все четыре года неотступно рядом со своими воспитанниками в отличие от его коллег–предметников, работающих в среднем и старшем звеньях. Расставание дается, наверное, нелегко?
– Не то слово. За четыре года ты к ним настолько привязываешься! И когда настает пора выпускать их из рук… Это очень тяжело.
Наша беседа с Тамарой закончилась вместе с очередным уроком. Едва мы вышли из кабинета заместителя директора по учебной части, любезно уступившей нам свой кабинет, нас обступила восторженная детвора.
– Это мои выпускники, – улыбалась Тамара Закриевна. — Они перешли в пятый класс.
Пока часть ребятишек заключили в круг первую учительницу, я быстро собрала вокруг себя находящихся поближе ко мне детей и прошептала: «Ребятки, скажите честно-пречестно, любите свою учительницу?» «Очень», – ответили дети дружно. «По секрету мне одной скажите, пока нас никто не слышит, за что вы ее любите?» «Она очень добрая», – ответили малыши. А на лицах было выражение: какой же это секрет, ведь это всем известно.
На снимках: первый класс Тамары Закриевны СШ №1 Кантышево; последний выпуск в СОШ Али–Юрта.
Автор:Мадина КОДЗОЕВА
Сердало
Комментарии
У нас в школе №3 г.Назрани то же есть такая учительница Мурзиева Лидия Дзелимхановна, у нее выпуск больше половины отличников.
_&_Беркате хилб Тамари болх, яхъар. Мадине баркал, читать легко и приятно.