Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 16 / 08 / 2018 Время Московское: 609 Человек (а) в сети
 

О том, как ингуши пострадали от царских властей из-за отказа выдать абрека Зелимхана

В РИ вышла в свет книга «Кокурхой – история,факты и документы»,где рассказывается о периоде жизни знаменитого абрека Зелимхана Харачоевского среди ингушского народа.Автор издании – Алихан Килиматов,который является представителем

известного тейпа кокурхой.

Стоит отметить, выход издания в свет был приурочен к 74-летию депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года.

Корреспондент Информационного агентства «Грозный-информ» побеседовал с А. Килиматовым и узнал интересные факты из жизни народного героя Зелимхана, а также, по какой причине царские каратели уничтожили ингушские села Коки (Кеки) и Нелх, а их жителей выселили в холодную Сибирь.

Алихан Магометович, большое спасибо, что нашли время рассказать нашими читателями об этой, безусловно, важной и нужной творческой работе. Мы все знаем, что жизнь абрека Зелимхана – всеми нами любимого героя – тесно переплелась с братским ингушским народом. Легендарный абрек нашел приют у ингушей в самый трудный и переломный момент своей непростой и полной опасностей жизни. Скажите, пожалуйста, о чем Ваша книга? Про какие неизвестные эпизоды из биографии народного мстителя Вы хотите поделиться с широкой общественностью?

– В первую очередь, в моей книге говорится о том, какое братство между нашими народами. В 1910 году Зелимхану, гонимому царским самодержавием, волей судьбы пришлось уйти из Чечни в Ингушетию. Вместе с ним приехали его отец Гушмазуко и брат Солтамурад, трое детей и жена. Их встретили представители нашего тейпа кокурхой. Он просил у них убежища, и те, в свою очередь, приняли семью абрека. Зелимхан проживал на границе с хевсурами в родовой башне Кокурхоевых в селении Коки.

Отмечу, что наместник Кавказа граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков писал петиции царю, дескать, если не положить конец абреческому движению Зелимхана Гашмазукаева, то на Кавказе будет невозможно жить. На 65-ти страницах размещены эксклюзивные материалы, то есть переписка графа Воронцова-Дашкова с императором России и другими высокопоставленными чиновниками из Петербурга.

Вместе с тем, возвращаясь к теме уничтожения Коки и Нелх, расскажу, что начальник Назрановского округа князь Андронников предъявил ультиматум кокурхоевцам с требованием в месячный срок выдать ему Зелимхана и обещал, что он на 50 лет освобождает их от подымных и постойных налогов. «Ну, если вы не отдадите, – пригрозил Андронников,– то я взорву ваши башни, а вас самих сошлю в восточную Сибирь». Старейшины тейпа кокурхой ответили: «Нам не нужен месяц, нам не нужна и неделя, мы готовы сейчас ответить».

«И какой будет ответ?», – спросил князь.

«Мы не оправдываем действия Зелимхана, – сказали старики. – Но у нас его нет. Если бы он даже был бы у нас, то мы его не выдали бы».

«Почему не отдали бы?», – снова спросил Андронников.

«Потому что гость – это подарок от Бога, – промолвили старейшины. – Зелимхан наш гость. Предав его, мы покрыли бы свой род позором. Мы позору предпочитаем смерть!».

После этого 5-15-25 мая в 1911 году 320 ингушей, в отместку за укрывательство Зелимхана, отправили в ссылку.

Алихан Магометович, если память мне не изменяет, то уничтоженных сел было два?

– Да, именно так. Два башенных комплекса – Коки и Нелх. Они относятся к тейпу кокурхой.

Хочу особо отметить все, что написано в моей книге, основано только на архивно заверенных документах. Я три года работал над изданием. Повторяюсь, любая выдержка или цитата в ней обоснованы официальными документами, и все эти материалы и фотографии отражены в книге.

Вы поддерживаете связь с потомками абрека Зелимхана?

– Да, конечно. У нас самые близкие и родственные отношения. К примеру, Рамзан Гудаев (внук Зелимхана) и его сын Лема Гудаев, которые живут в селе Ведено. Ездим друг к другу в гости на разные праздники.

Насколько известно, книга «Кокурхой – история, факты и документы» вышла в свет ограниченным тиражом. Хотелось бы узнать, не планируете ли Вы провести презентацию книги в Чеченской Республике?

– Знаете, это было бы правильно. Я знаю о Зелимхане практически все. Я несколько лет собирал материалы, связанные с этой выдающейся личностью. В поисках информации о нем я побывал во многих архивных центрах страны. Тираж, действительно, вышел в ограниченном количестве – 300 экземпляров для узкого круга лиц. Однако, ко мне уже обратились наши молодые люди с просьбой, чтобы я дал разрешение на ее выпуск, так как она вызвала большой интерес в республике. Но, вместе с тем, хотел бы отметить, что я буду рад, если подобное предложение поступит из братской Чеченской Республики, и окажу со своей стороны любую необходимую помощь.

Алихан Магометович, в чем заключается основная задача Вашей книги? Что Вы хотели донести до читателей?

– Во-первых, задача, которую я поставил во главу угла - это то, чтобы широкая общественность обратила внимание на тот факт, что уничтоженные башенные комплексы Коки и Нелх до сих пор не восстановлены. Во-вторых, мы приурочили появление в свет книги к 74-летию депортации вайнахского народа. Рассказать всем о том, что тейп кокурхой претерпел дважды ссылку – в 1911 и 1944 гг; показать на таких героических примерах и ингушам, и чеченцам насколько они близки и родственны.

Вы представьте себе, 320 человек уходят в Сибирь лишь из-за того, что не выдали одного абрека. Это было братство, единство и мужественное решение, принятое в духе вайнахов. Согласитесь, это о многом говорит.

И еще я добавлю, что книга является серьезным и существенным вкладом в исследовании истории чеченского народа начала XX века на примере абрека Зелимхана Харачоевского, судьба которого на тот момент тесно переплелась с историей рода Кокурхоевых.

Так, при изучении истории этих взаимоотношений я привожу целый ряд документов и свидетельств.

Беседу вел Ибрагим Эстамиров
ИА "Грозный-информ"

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры