Минстроем России в связи с процедурой лицензирования управляющих организаций 24.04.2015 в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации направлено письмо №12258-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
В указанном письме Минстрой России сообщил, что органы местного самоуправления вправе предоставить преференцию путем определения ими без проведения конкурсных процедур временной управляющей организации для обеспечения многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск «остаться без управления», в том числе, в ситуации, когда управляющая организация в одностороннем порядке без объективных причин и без заблаговременного уведомления расторгает договор управления многоквартирным домом или фактически прекращает исполнение своих обязанностей в отношении такого многоквартирного дома.
Вместе с тем, ФАС России в информационном письме от 02.09.2015 №АД/46729/15 сообщает, что вышеуказанное письмо Минстроя с антимонопольным органом, уполномоченным законодательством на дачу соответствующих разъяснений, не согласовывалось. На основании данного письма органы местного самоуправления массово предоставляют управляющим организациям, получившим к 01.05.2015 лицензию на право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, муниципальные преференции, и, зачастую, без согласования с территориальными органами ФАС России, на основании статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».
ФАС России в своем разъяснении обращает внимание на то, что предоставление права на управление многоквартирным домом без проведения конкурса не может соответствовать целям предоставления государственных или муниципальных преференций, установленных Законом о защите конкуренции.
Статьей 161 ЖК РФ установлены порядок выбора способа управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлены особые условия, регламентирующие обязательный порядок действий органов местного самоуправления на переходный период, а именно:
1. В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, не обратились с заявлением о предоставлении лицензии либо такому хозяйствующему субъекту отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такой субъект.
2. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
При этом следует иметь в виду, что в случае если хозяйствующие субъекты, которые указаны в части 4 статьи 7 Федерального закона №255-ФЗ и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились с заявлением о предоставлении лицензии либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до момента выбора новой управляющей организации.
Несоблюдение органом местного самоуправления указанного порядка не может являться основанием для назначения управляющей организации без проведения конкурса.
К примеру, в июне 2015 года в ходе проверки прокуратурой города Калуги выявлен факт предоставления Городской Управой города Калуги права управления ряда многоквартирных домов новой управляющей организации в связи с банкротством прежней организации ЗАО «УК МЖД Октябрьского округа». При этом у органа местного самоуправления оснований для передачи указанных домов без проведения соответствующего конкурса не имелось.
В целях устранения нарушений законодательства прокурором города первому заместителю Городского Головы города Калуги внесено представление, которое рассмотрено, органом местного самоуправления назначены и проведены в установленном порядке конкурсные процедуры на право управления указанными многоквартирными домами.
Прокуратура обращает внимание, что при таких обстоятельствах предоставление права на управление многоквартирным домом без проведения конкурса может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, что является нарушением Федерального закона о защите конкуренции.
ПРОКУРАТУРА Г.МАГАС
Комментарии
Это сделает процесс передачи прозрачнее