Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 13 / 12 / 2017 Время Московское: 318 Человек (а) в сети
 

Нравственность - основа жизни этноса

Чах Эльмурзиевич Ахриев – первый ингушский просветитель и этнограф, родился в горном селении Фуртоуг 10 мая 1850 года, в семье старейшины Джейрахского общества.
Это было время окончания многолетней Кавказской войны, время активного освоения царской Россией Кавказа, в том числе, плоскостной и горной Ингушетии

. Насаждаемые порядки не всегда были приемлемы для горцев. И так случилось, что при очередном «усмирении» Чах, в числе других мальчишек, оказался в аманатах. Их привезли во Владикавказскую крепость. 7-летний Чах Ахриев понравился семье полковника. Они и взяли его на воспитание. Судьба Чаха повторила судьбу многих выходцев из народов Северного Кавказа.
Ч. Э. Ахриев стоял у истоков ингушской науки. К творчеству Чаха Ахриева обращались при его жизни видные учёные-кавказоведы, археологи и этнографы, обращались такие известные русские и российские юристы как Ф.И. Леонтович, Б.К. Далгат, М.М. Ковалевский и др.. Научное наследие Чаха Ахриева изучали Л.Семёнов, А. Яндаров, Л. Костоева, А. Танкиев, И. Дахкильгов, В. Хамхоев, Б. Бгажноков, М. Долгиева, С. Айларова, З. Дзарахова, Р. Угурчиева и др.
Труды Ч. Ахриева печатались в «Сборнике сведений о кавказских горцах», газете «Терские ведомости». В 1996 году вышла книга «Ингуши», в которую вошли труды Ч. Ахриева. В 2000 году была издана книга «Чах Ахриев. Избранное». По творчеству Чаха Ахриева пишут диссертации. Огромное этнографическое наследие Чаха Эльмурзиевича Ахриева является основой для дальнейшего изучения истории и культуры ингушей.
Становление Чаха Ахриева как учёного проходило в 60-70-х г.г. XIX века. Это было время бурного расцвета российского кавказоведения, когда поощрялось историко-этнографическое изучение Северного Кавказа, открытие филиалов всероссийских научных обществ. В эти годы стали издаваться фундаментальные исследования учёных А.П. Берже, П.Г. Буткова, Н.Ф. Дубровина, Д.Я. Лаврова и др.
В 1862 году Чах поступил в Ставропольскую гимназию. Он окунулся в мир подлинной русской культуры и оказался в числе передовых людей своего времени. Эту гимназию окончили многие выходцы из Кавказа, в том числе, из ингушей - С. Ахриев, А. Базоркин, А-Г. Долгиев, И. Бекбузаров, П. Дахкильгов, К. Мальсагов…
Чах Ахриев был незаурядной личностью, одаренным и очень трудолюбивым человеком. После окончания гимназии, в 1868-1870 г.г. Чах вернулся в Ингушетию и работал над сбором фольклорного и этнографического материалов в разных районах Ингушетии. Он записывал образ жизни, мифы и легенды, обряды, древние религиозные культы, обычное право, ритуалы, праздники, этногенетические предания. Чах общался со старейшинами горных сёл, которым в то время было за 100 лет. Его информаторы были свидетелями событий и обрядов ингушской культуры, начиная с ХVIII века, помнили рассказы о жизни горцев в ХVII веке. Чах Ахриев сумел зафиксировать время религиозного синкретизма среди ингушей, время утверждения ислама среди людей, в памяти которых ещё витали культы и ценности уходящей эпохи.
Богатейший этнографический и фольклорный материал сгруппирован и обобщен Чахом Ахриевым таким образом, что дает целостное представление о самобытной духовной и материальной культуре ингушей. Это такие работы как «Ингуши (их предания, верования и поверья)», «Похороны и поминки у горцев», «Несколько слов о героях в ингушских сказаниях», «Заметки об ингушах», «Присяга у ингушей», «О положении ингушской женщины», «Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий». Чах Ахриев первым записал сюжеты нартского эпоса ингушей. Записанные им сюжеты Нартского эпоса представляют особую ценность в целом для кавказоведения.
Сказки и предания, нормы обычного права, этногенетические предания, записанные Чахом Ахриевым в середине ХIХ века, воспроизводят в нашем представлении жизнь и быт ингушей прошлых веков. Он описывает домашний быт и интерьер жилья в горной Ингушетии в середине ХIХ века. Учёный рассказывает о ритуалах и праздниках, связанных с различными культами древних религий, о культе предков, которые пронизывают все стороны жизни ингушского общества. Почитание предков порождало особую форму социальной организации общества и все жизненные циклы отдельного человека или группы совершались перед лицом предков, либо под их «контролем». Культ предков и культ очага «сливались воедино» в сознании и во многих обрядах ингушей. Они служили «постоянным выражением и напоминанием преемственной и благодарной связи с людьми, ушедшими в иной мир», являлись гуманистическим основанием. Ингуш «для устройства фамильного склепа и поминок часто жертвовал последними своими средствами», - замечает Ч. Ахриев.
Нравственную сторону Чах считает основой жизни этноса, пишет о значении гостеприимства и куначества для ингушей, интересуется вопросами обычного права, отдельным вопросом выделяет положение ингушской женщины в семейном и общественном быту. Показывая её неустанный труд, тем не менее, этнограф обращает внимание на то, что женщина у ингушей не бесправна, она прямо или косвенно влияет на окружающую жизнь.
Научные материалы Ч. Ахриева говорят о нём не только как об этнографе, но и как социологе, этнопсихологе. В работах «Нравственное значение присяги у ингушей», «О характере ингушей» Чах Ахриев заостряет внимание на «смыслообразующих» столпах национальной культуры ингушей, на его главных основах.
«Народный характер» у Чаха Ахриева – центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса. В нем содержится вся прошлая история народа со всеми противоречиями, найденными и ненайденными решениями проблем, путями национальной жизни. Под «народным характером» Ч. Ахриев понимал общественный быт народа, а всё остальное - общественный строй, социальную практику, формы экономического поведения считал производными от «особенностей народного характера».
В своих размышлениях Чах обращался к трудам французского просветителя Ш. Монтескье, который писал о духе законов и их соответствия природно-климатическим условиям. «...Климатические и, вообще, физические условия местности, занимаемой ингушами, весьма благоприятны для развития крепкого телом и духом племени», - писал учёный. И в то же время постоянные войны и борьба за жизнь выработали у ингушей такие черты характера, как «самостоятельность, энергичность, мужество, суровость, самоуважение». «Благодаря многосложному кодексу народных обычаев и приличий, каждый … ингуш … держит себя с таким тактом, который можно назвать аристократическим…чувства независимости и собственного достоинства составляют также весьма выдающиеся особенности характера ингуша во время его сношений с посторонними лицами», - писал Чах. Эти особенности выдавались тем резче и значительнее, чем беднее была обстановка, в которой находился ингуш.

В те годы царская Россия в своей национальной политике не до конца учитывала культурную самобытность и разнообразие кавказских народов, богатые нравственные и умственные силы горцев. Ч. Ахриев видел те искусственные барьеры и проблемы, которые создавались царской администрацией на местах, мешавшие спокойному общению казаков и горцев, горцев и жителей плоскости: то «билетной системой», то просто лишением ингушей земли у подножия гор и т.д. «Ведение условий жизни, не соответствующих идее народного характера или неудовлетворяющих идее прогрессивного развития народной жизни, возбуждает в народном характере реакцию и антогонизм…», - выражал своё мнение Чах Эльмурзиевич. И в то же время, будучи дипломатом, он говорил о том, что русское правительство действует глубоко гуманными способами, устраняя насильственные меры, нередко выдавая желаемое за действительное.
К числу «выдающихся особенностей ингушского характера» Чах Ахриев относил «демократический индивидуализм», которым проникнуто было всё общество.
В трудах Чаха Ахриева есть немало интересных высказываний о политике, экономике, религии, позволяющих вынести определен?ные суждения об общественной жизни ингушского народа. Время, когда Чах проводил свои исследования, совпало с переселением и выселением части ингушей с обжитых земель, изменением социально-экономических условий их жизни, реформами по всей стране.
Конечно, Чах Ахриев радовался новшествам, которые происходили в Ингушетии, как, к примеру, Военно-Галгаевской дороге, которую русские солдаты сделали качественной и хорошей. Но Чах видел и другую сторону жизни горцев, живущих в постоянной нужде и неустанной борьбе. Изучая социально-экономические условия жизни народа, Чах Ахриев анализировал причины, по которым бедствовал народ, выделяя среди них вопрос малоземелья. Он понимал, что недостаток земли происходил в силу лишения ингушей плодородных земель властями. И делалось это под различными предлогами. Писать об этом цензура не позволяла, и он говорит: «временно отобрана Длинная долина».
Особое внимание Чах уделял необходимости развития производительных сил Ингушетии, акцентируя внимание на том, что нужно совершенствовать орудия труда, способы обработки земли, бороться с эрозией почв высадкой деревьев, развивать знания в области ветеринарии для предотвращения эпидемий животных.
«У Чаха Ахриева было подлинное исследовательское чутье. Он подбирал материал не случайного характера. Его описания были точны, выводы осторожны и основаны, большею частью, на фактических данных»,- писал Л. Семёнов.
В 1870 году Чах Ахриев поступил в Нежинский лицей, после окончания которого работал на разных должностях в административных органах в Закавказье. 40 лет он был «оторван от родного народа». Какие причины отстранили его от науки при таком щепетильном, глубоко научном подходе к изучению истории и культуры народа остаётся вопросом. Негласный запрет на общественную деятельность Чаха Ахриева проявился в том, что после окончания им Нежинского лицея (1874) и до самой его смерти (1914) не было опубликовано ни одной его работы. Хотя, реально, Чах Ахриев не прекращал просветительской деятельности до конца своей жизни.
- Отец очень любил свой народ, но большую часть жизни по воле властей провёл в Закавказье, в неофициальной ссылке, - вспоминала его дочь Нина Чаховна. Чах до конца своих дней интересовался насущными вопросами жизни горцев, содействовал распространению среди них научных знаний. У него было много друзей, к нему часто обращались за консультацией представители разных областей знаний.
Чах искренне верил в прогрессивное значение интеграции русской и ингушской культур, и в то же время достоверно давал описание значимых институтов общественной жизни ингушей, демократического принципа организации жизни ингушского общества, что не всегда укладывалось в рамках политики царизма на Кавказе.
Женой Чаха была дочь Мочкхо Базоркина. Из его детей Рашид-Бек стал одним из первых лётчиков на Кавказе и погиб под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Внук Чаха – Хаджи стал профессиональным врачом, получив высшее образование в числе первых после возвращения из депортации. Сегодня профессор Хаджи Ахриев живёт в г. Нальчике.
По воспоминаниям современников, Чах был добрым человеком, интеллигентом и интернационалистом по духу. В преклонном возрасте он вернулся в Ингушетию - город Владикавказ - и умер в 1914 году.
Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук носит имя Ч. Ахриева. Сегодня, продолжить традиции этнографического исследования, заданные Чахом Ахриевым, предстоит учёным Ингушетии.

Газета «Ингушетия»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Вс, 19/05/2013 - 00:36

Уважаемые посетители сайта! Редакция сайта доводит до Вас, что у тех, кто зарегистрирован и пишет под своей "учетной записью" (никнейм), а не инкогнито, комментарии проходят без постмодерации, то есть автоматически. Убедительная просьба не выражаться нецензурной бранью по отношению друг к другу, так как на сайт заходят дети, наши сестры, родители. Очень надеемся на Ваше понимание. С уважением, редакция magas.ru (комментарии незарегистрированных пользователей не проходят,кстати думаем вообще убрать комментарии)

Вс, 19/05/2013 - 08:38

В Нальчике живёт и работает внук Чаха Ахриева Хаджи-Рашидович Ахриев профессор Медицинского факультета, но он почему-то не был приглашен на сьезд Ингушского Народа, очень печально!.

Сб, 18/05/2013 - 23:25

Чах Ахриев с родственниками, с. Фуртоуг

магич66 Вс, 19/05/2013 - 07:21

мдаа ...

Вс, 19/05/2013 - 23:46

Отличное фото! Мало Ингушей было в то время так одеты,тем более с такими уверенными взглядами... Молодцы Ахриевы! От них мы должны возродить гражданское общество,которого у нас нет,да и авторитетных личностей тоже нет....А Чах Ахриев - это сила народа!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры