Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 23 / 10 / 2017 Время Московское: 163 Человек (а) в сети
 

Интересно стало.

Мне стало интересно, как бы собрать ссылки на какие то документы на которые опираются комиссии по границам. Сегодня я пытался найти карты на которые опирается ингушская комиссия и не нашел, кучу непонятных статей. И нашел вот такую карту http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/32/Ethnic_map_of_Ingushetia_by_village_settlement.gif не знаю кто ее автор, но судя по этническому составу, на спорных территориях живет почти поровну чеченцев и ингушей. Когда в одном из коментов кто то упомянул такой этнический состав, его обозвали больным на голову. Есть что нибудь по теме?

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Чудовище Ср, 10/10/2012 - 12:04
И так, пользуюсь тем что нашел. Нашел текст ============ Территориальный спор с Чеченской республикой Современной границей между Чечнёй и Ингушетией формально считается граница 1934 года, однако демаркация её до сих пор не проведена из-за некоторых территориальных споров; переходный период, установленный Законом РФ в 1992 году, фактически продолжается до сих пор. Основные разногласия между субъектами возникают по поводу принадлежности Сунженского района, который изначально был отдельным от Чечни и Ингушетии административным образованием (являлся частью Сунженского казачьего округа). На картах Роскартографии граница между Чечнёй и Ингушетией не показана.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F#.D0.93.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D1.81.D0.BF.D1.83.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B0 Ищем чьим был Сунженский казачий округ и находим следующее "Численность населения — 34 875 тыс. человек (на 1926 год). В национальном составе преобладали: русские — 31 202 (89,5%), украинцы — 2 522 (7,2%), ингуши - 301, чеченцы - 230, армяне - 140, грузины - 100." Т.е. чеченцев и ингушей на тот момент там живет меньше одного процента, и почти поровну. Населенные пункты которые туда входили: Входил в Горскую АССР, затем в Северо-Кавказский край. Делился на 2 района: Слепцовский - центр станица Слепцовская, сельсоветы: 1. Ассинский - ст. Ассинская 2. Давыденковский - х. Давыденко 3. Карабулакский - ст. Карабулакская 4. Нестеровский - ст. Нестеровская 5. Подчиненные окружному совету - х. Ганиев, х. Ини 6. Слепцовский - ст. Слепцовская, станция Слепцовская, пос. Слепцовский 7. Троицкий - ст. Троицкая Терский - центр станица Терская, сельсоветы: 1. Вознесенский - ст. Вознесенская, х. Аки-Юрт (Сунженская) 2. Нижне-Бековичский - х. Нижне-Бекович 3. Предмостный - х. Предмостный 4. Терский - ст. Терская[1]
Чудовище Ср, 10/10/2012 - 14:41
Смотрим из чего образовался Сунженский казачий округ. В свое время он был в составе Горской АССР в которую входили и Ингушский округ и Чеченский округ. Смотрим карты и сравниваем. Опять же не понятно кто нарисовал, но других нет http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a9/GASSR.png?uselang=ru
Чудовище Ср, 10/10/2012 - 18:01
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/Ingush_AO.jpg?uselang=ru здесь карта Ингушской АО от 1931 года, т.е. от момента образования и до момента объединения с Чеченской АО. Рисовал не я. Дальше я не знаю где и что искать...
Чудовище Ср, 10/10/2012 - 21:32
http://91.r.photoshare.ru/00910/008adb6109c429d4457a4f241e107eb609286bca.jpg http://91.r.photoshare.ru/00910/008adb5a34450a868acffd6f2a88f4d4e1a3dd34.jpg http://91.r.photoshare.ru/00910/008adb62d7caf5f089b8adbb254143a3aa583eb6.jpg http://91.r.photoshare.ru/00910/008adb6343ebb6ef7d31744d6726916335313edf.jpg http://www.caucasica.org/photo/19b.jpg http://caucasica.org/photo/il21-22.jpg ================ а это для снятия напряжения http://youtu.be/dGTXsel43zc ================
Чудовище Пт, 12/10/2012 - 01:43
Нашел "историческую справку" не знаю кто ее автор, но она прикольная. Думаю это основа на которой строятся аргументы ингушской комиссии. ================ В 1929 году к Чечне присоединяют Сунженский казачий округ, разделявший территории Ингушетии и Чечни, ранее эта территория до создания казачьего округа принадлежала ингушским обществам орстхой, цорой и другим известным ингушским родам. (В 1845 году на ингушских землях началось заселение берегов вдоль реки Сунжи терскими казаками. Ими были созданы станицы Ново-Сунженская, Воронцово-Дашковская, Фельдмаршальская, Нестеровская, Терская, Магомет-Юртовская, Карабулакская, Троицкая, Сунженская, Михайловская, Ассинская и другие[25] В 1865 году Комиссия по личным и земельным правам туземцев Терской области признала размеры земельных наделов жителей Назрановского общества неудовлетворительными и недостаточными; это признавал и командующий войсками Терской области Лорис-Меликов. В условиях недостатка земли Лорис-Меликов предложил выселить часть ингушского населения в Турцию[26]. Переселение было согласовано с турецким правительством — было дано разрешение на переселение 5 тысяч человек при условии их поселения в Карском пашалыке. В 1865 году, по официальным данным, было переселено от 3 до 5 тысяч ингушей, в основном, орстхоевцев. Некоторые переселенцы пытались вернуться на родину, однако этому препятствовали российские и турецкие войска[26]. В 1888 году было введено военно-казачье управление и территория Ингушетии вошла в состав Сунжеского казачьего отдела. 10 июля 1909 года был образован Назрановский округ, ставка которого находилась во Владикавказе[7].http://ru.wikipedia.org/wiki). Царская администрация оттеснила ингушские племена в горы и создала на территории данных земель Сунженский казачий округ, который клином разделял западных ингушей от восточных, т.е. ингуши, проживавшие в современном Ачхой – Мартановском и других районах Чечни были оторваны от основной части ингушского общества, всем известно, что основателями Катыр-Юрта нынешней Чечни являются ингушское общество Цорой, а основатели села Валерик ингушское общество Евлой, даже топонимия этих населенных пунктов и название долин и сегодня сохранились в народном фольклоре долина между Шаами – Юртом и Влериком называется «Г1алг1ай аре». (В постсоветский период Сунженский район долгое время являлся предметом территориальных споров между Чечнёй и Ингушетией. После распада Чечено-Ингушской АССР каждая из республик считает своим. В момент раздела (1992) в Сунженском районе были учреждены две администрации — чеченская и ингушская.10 марта 2003 глава администрации Чечни Ахмат Кадыров и президент Ингушетии Мурат Зязиков подписали протокол, согласно которому в составе Чеченской республики находится Сунженский район с двумя населёнными пунктами — станицами Серноводская и Ассиновская, а остальная часть Сунженского района остаётся под юрисдикцией Ингушетии. Демаркация границы до сих пор не проведена из-за некоторых территориальных споров; переходный период, установленный Законом РФ в 1992 году, фактически продолжается до сих пор. Основные разногласия между субъектами возникают по поводу принадлежности Сунженского района, который изначально был отдельным от Чечни и Ингушетии административным образованием (являлся частью Сунженского казачьего округа). На картах Роскартографии граница между Чечнёй и Ингушетией не показана. В свою очередь, ингуши претендуют на территории Ачхой-Мартановского и Итум-Калинского района (т. н. «Галанчож»), которые были переданы Чечне в 1866 году.[источник?]Информация от сайта «http://ru.wikipedia.org/wiki/Чечено-Ингушская_АССР» ) ======================= У меня один вопрос только к знающим, каким боком Итумкалинский район оказался в списке?)) Я кое как разобрался с теми районами что как то примыкаются к спорной границе, но Итум-калинский..... это же вообще)) Ну ладно я пришел к определенным выводам.
Чудовище Пт, 12/10/2012 - 01:56
Все упирается в земли орстхо)). ======================== МОСКВА, 2006 Глава 13. Возрождение орстхойцев В начале 1990-х гг. движение за национальное возрождение охватило орстхойцев (карабулаков), активно ассимилировавшихся чеченцами и ингушами в течение последнего столетия. Большинство их жили в Назрановском и Малгобекском районах Ингушетии и Ачхой-Мартановском районе Чечни. Кроме того, как мы увидим ниже, они населяли Сунженский район, составляющий камень преткновения между Чечней и Ингушетией в наши дни. Одни из орстхойцев говорили по-чеченски и называли себя чеченцами, другие говорили по-ингушски и связывали себя с ингушами (Коригов и др. 1990; Юсупов 1999). Орстхойцы занимают особое место в истории вайнахов. До Кавказской войны они были одним из самых крупных и сильных из их племен. Отличаясь воинственностью и непримиримостью, они отважно сражались с царскими войсками, а потерпев поражение, почти полностью эмигрировали в Османскую империю. Те из них, кто остались на Северном Кавказе, были в советское время включены в состав частично ингушей, частично — чеченцев. Между тем память об их былом могуществе сохранилась, и в работах советских авторов они иной раз представлялись отдельной этнической группой, отличной как от чеченцев, так и от ингушей (Волкова 1973. С. 162-164; 1974. С. 163-167; Гантемирова 1975; Сулейманов 1978. С. 78-80; Бузуртанов и др. 1980. С. 55; Робакидзе 1986. С. 7-8; Великая и др. 1990. С. 10). Правда, не все с этим соглашались, и уже тогда некоторые чеченские авторы считали их частью чеченского народа (Хизриев 1974. С. 7). В начале 1990-х гг. орстхойцы резко повысили свой социальный статус среди чеченцев, ибо именно к ним, по слухам, принадлежала семья Дж. Дудаева (Тернистый путь 1992. С. 83) [127]. В то же время тогда они опасались, что установление административной границы между Чечней и Ингушетией разрежет их на две части, тем более что с конца 1990 г. между чеченцами и ингушами назревал конфликт из-за земель Сунженского района. В этих условиях некоторые ингушские старцы, собравшиеся 26 декабря 1991 г. в селении Сурхахи, приняли обращение к ингушскому народу, предостерегая против разделения народа на части и рекомендуя вместо этого строить единое неделимое Вайнахское государство. «Народ» они понимали как единство пяти народностей: чеченцев, ингушей, орстхойцев, мелхинцев и аккинцев (Тернистый путь 1992. С. 31-32). Однако мало кто прислушался к этому призыву. Представляя себя отдельной этнической группой и считая сунженские земли своим историческим наследием, орстхойцы стояли за единство «вайнахского народа», распад которого на две части неминуемо обрекал их на разделение (Обращение к вайнахскому народу 1992). 18 июля 1992 г. в станице Слепцовской Сунженского района состоялся сход орстхойцев, где было учреждено общественное движение «За возрождение орстхойского этноса». В сходе участвовали известные историки, писатели, религиозные деятели и представители местной администрации. Один из них рассказывал, как в советские годы участнику Гражданской войны С. Ж. Цечоеву удалось добиться записи «карабулак» в паспорте (Боков 1992). Обращаясь к истории, орстхойские интеллектуалы подчеркивали большие заслуги своих предков перед вайнахами и напоминали о прошлых границах орстхойских земель. В частности, преподаватель ЧГУ Л. Сумбулатов доказывал, что когда-то эти земли простирались от Хасавюрта (Дагестан) до Владикавказа (Северная Осетия) (Сумбулатов 1992). Кроме того, на сходе шел разговор о трагической участи орстхойцев, переживших два геноцида (в результате Кавказской войны и сталинской депортации), и о том, что именно их земли были в первую очередь заняты казаками в XIX в. Поэтому, не желая разделения земель, где покоились кости их предков, выступавшие ставили перед собой задачу «соединить чеченцев и ингушей в один народ» (Мержоев 1992). В своем стремлении к этому они даже выступили в 1992 г. посредниками в решении пограничного спора между чеченцами и ингушами (Юсупов 1999; Тишков 2001 а. С. 142, 167). 28 августа 1993 г. в станице Орджоникидзевская состоялся I съезд орстхойского народа, выступивший за переименование Сунженского района в Орстхойский и потребовавший признания его исторической родиной орстхойцев «Орстхой-Мохк» (Патиев 2002 б. С, 26). С октября 1992 г. движение «За возрождение орстхойского этноса» выпускало свою газету «Орстхо». После ноября 1994 г. она было переименована в «Вайнах» — этим орстхойцы подчеркивали свою преданность идее единства вайнахских народов. Этой установке они остались верны и во время III съезда движения «За возрождение орстхойского этноса», состоявшегося 31 июля 1999 г., где присутствовали делегаты из Грозного, а также из двадцати сел Чечни и Ингушетии. Там еще раз была подчеркнута недопустимость установления государственной границы между Ингушетией и Чечней. Делегаты высказались также в поддержку идеи единого Вайнахского государства, но на этот раз сделали акцент на его исламском характере (Юсупов 1999). Последние пятнадцать лет ряд орстхойских интеллектуалов делали все для возрождения орстхойской идентичности. С особой энергией этим занимался заведующий кафедрой истории СССР Чечено-Ингушского государственного университета, археолог М.Б. Мужухоев. Он доказывал, что орстхойцы являлись отдельным вайнахским народом и что, несмотря на ассимиляционные процессы XX в., они сохранили свою особую идентичность (Мужухоев 1991; 1992 б). В то же время чеченцы эти претензии не признают и представляют орстхойцев одним из тукхумов (Эльмурзаев 1964. С. 130) или одним из горных тейпов, из которых сформировался чеченский народ (Ахмадов 1992; 2001 б. С. 315). Некоторые чеченские авторы пишут о «чеченцах-орстхойцах» (см., напр.: Хамидова 1999. С. 132). На этом основании они считают орстхойские земли неотъемлемой частью Чеченской Республики и протестуют против их вхождения в «Российскую империю» (Чокаев 1992). Любопытно, что чеченский краевед А. Сулейманов изменил свою прежнюю точку зрения на орстхойцев как отдельный народ и представил его одним из чеченских обществ (Сулейманов 1997. С. 13). Между тем орстхойцы не намерены уступать. 31 июля 1999 г. они провели в Грозном свой III съезд, где вновь заявили о своей особой идентичности и поддержали идею единого Вайнахского исламского государства (Тишков 2001 а. С. 166-167).
Чудовище Сб, 13/10/2012 - 14:46
В общем ничего хорошего нацикам сказать не могу. Аргументированых ответов против я не нашел. Разочарован грубой топорной работой разного рода академиков.
Чудовище Пнд, 15/10/2012 - 11:29
Весьма познавательно ========================== В беседе с бывшим первым заместителем министра Чеченской Республики по национальной политике и информации, а ныне – помощником Уполномоченного по правам человека в ЧР Хамзатом Умхаевым “Границу определят без эмоций” прозвучало много интересных подробностей, требующих своего более развернутого представления. “Кавказская политика” представляет вниманию читателей продолжение данной беседы, подготовленное нашим корреспондентом Абдулом Ицлаевым. -Вопрос территориального размежевания не нов для самих вайнахов. Другие же понимают ситуацию так, будто проблема возникла вчера или даже сегодня, и, конечно же, они многого не знают и не понимают. Так, с одной стороны, говорится, что чеченцы и ингуши – народы-братья, вайнахи. С другой стороны, например, Далхан Хожаев пишет (цитирую): «22 августа 1810 года царское командование во Владикавказе заключает договор с представителями 6 ингушских фамилий общества «Насран» (Назрань) «О добровольном подданстве императору Александру Павловичу и его наследнику» и отказе принять ислам. В пятом пункте этого договора ингуши давали обязательства оповещать царское командование о готовящихся набегах чеченцев, карабулаков и прочих неприязненных России мусульманских народов на посты и укрепления колониальных войск. Обязались нападать на них и «поражать оных старания не щадя своей крови и жизни». В статье 10-й договора ингушские старшины обязались «кабардинцам, чеченцам и прочим здешним народам податей отнюдь никаких не платить». Получается, что чеченцы и карабулаки находились в состоянии войны с царским самодержавием. А ингуши взяли на себя обязательство «поражать» тех же карабулаков, которых сегодня считают как бы своими. Как это понимать? -Я думаю, будет правильным, если на этот вопрос ответят сами ингуши. Я скажу о другом. Вся история ингушского народа, сложившегося из нескольких западных вайнахских обществ до вхождения его в подданство России то ли в 1770, то ли в 1810 году, – это часть истории единого народа, состоящего из союза вольных вайнахских обществ. Сегодня, к сожалению, мы встречаемся с попытками пересмотреть эту часть нашей общей истории. Задача комиссии по границам, в которую я вхожу, – быть предельно объективными во всем. У нас нет задачи кого-то обидеть, ущемить. Поэтому в своих ответах я буду опираться исключительно на первоисточники, факты. Позволю себе привести несколько цитат. Вот что пишет об ингушах, например, Г. Вертепов: «Под именем ингушей известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких отдельных групп или обществ, которые входили в состав бывшего Ингушского округа Терской области. К ним относятся: джераховцы, кистины (кисты), галгаевцы (галагаевцы), назрановцы и галашевцы. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов (селений), долин, гор или рек, на которых они обитают… Кистинское общество в настоящее время называется Мецхальским, а Галгаевское поделилось на два – Цоринское и Хамхинское». В свою очередь, исследователь П. Зубов описывает их таким образом: «Ингуши сами себя называют Ламур, т.е. горный житель, а от соседских народов называются Ингуши и Галгаевцы. Обитают в небольших аулах, расположенных на предгорьях, перерезанных возвышенными равнинами, по обоим берегам Сунжи, от самого ее истока до р. Назрана, по левому берегу р. Осай или Шадгира, от развалин древней церкви до Карабулакского аула; по обеим берегам Кумбелея, от самого ее истока в Джерахском ущелье до Елисаветинского редута, и по обеим сторонам реки Терека, от Владикавказской крепости до впадения в Терек р. Пог». По мнению известного чеченского историка Далхана Хожаева, «основу ингушской народности составили выходцы из горных обществ г1алг1ай (кхаькхаллой), цхьорой и фаьппий (джейрахомецхальцы), по русским источникам ближние кисты, имевшие общее самоназвание «г1алг1ай» и «ломурой». Таким образом, у нас есть достаточно точное описание территории расселения ингушей и того, кем они являются. При этом сам этноним «ингуши» появился лишь в конце 18 века. -Территориальный спор сводится, в основном, к спору о принадлежности бывшего Сунженского округа. Вы можете подробно осветить этот вопрос? -История Сунженского округа напрямую связана с продолжавшейся несколько десятков лет Кавказской войной. Территория чеченского тукхума (племени) орстхой в ходе многолетнего российско-чеченского военного противостояния была насильственно, выражаясь современной терминологией, зачищена от своих коренных обитателей (практически все населенные пункты были полностью уничтожены, а оставшиеся в живых люди переселены в Турцию). На «освобожденной от туземцев» территории, по всем канонам колониальной войны, была выстроена цепь военных укреплений – крепостей, так называемая Сунженская казачья линия. Она должна была отделить покоренную (мирную) плоскостную часть Чечни от непокоренной предгорной и горной (немирной). Для поселяемых здесь казаков с Дона и Кубани требовались земли. Таким образом, освоенные в течение нескольких столетий равнинные чеченские земли были насильственно экспроприированы у своих хозяев и отданы во владение российской военно-полицейской касты – казачества. Как пишет М. Базоркин: «Для обеспечения Терского казачества землей требовались конфискованные чеченские земли, которые добывались за счет выселяемых орштхойцев». Другой исследователь – И. Сигаури отмечает: «…большая часть территории арштхоевцев в настоящее время вошла в состав Ингушетии, но произошло это в несколько этапов. После выселения большей части арштхоевцев-карабулаков в Турцию (1865 год) началось широкое расселение выходцев из Г1алг1ая на землях этого тукхума (при поддержке царских властей), которые позднее составили Галашкинский район». «Тогда же в составе современных ингушей оказалась и часть представителей чеченского тайпа Галай. Что касается арштхоевских земель на плоскости, то они первоначально были переданы сунженским казакам, а затем в составе Сунженского округа переданы Чечне. В настоящее время большая часть этого района фактически входит в состав Ингушетии» – пишет И. Сигаури. Далхан Хожаев, в свою очередь, сообщает: «Заселение ингушами земель высланных в Турцию карабулаков началось в последней четверти XIX века. Например, в Галашки переселилось 168 дворов представителей обществ г1алг1ай и цхьорой из Хамхинского и Цоринского обществ, в Мужичи – 300 дворов, Алкун – 49 дворов». А у Г. Вертепова мы можем прочитать следующее: «…в различных местах Сунженского отдела и Владикавказского округа Терской области насчитывается несколько мелких ингушских хуторов, по преимуществу на землях частных владельцев, где ингуши живут в качестве сторожей, а иногда и арендаторов». Даже в районе Назрани, не говоря уже о Сунженском районе, ингуши впервые появились только в начале XIX века. Процесс переселения ингушей на плоскость, по мнению Д. Хожаева, проходил таким образом: «В XVIII веке галгаи мигрируют на запад, и спускаются по ущелью р. Терек (на север, через ущелье реки Ассы, их не пускали на плоскость карабулаки) в местечко Ангушт, заняв территории между правобережьем р. Терек и по берегам реки Камбилеевки (Тарская долина). Согласно документам второй половины XVIII века, ингуши занимали территорию между р. Тереком (правобережьем) и верховьями р. Сунжи (левый берег), где после ухода малокабардинцев основали совместно с карабулаками Ахки-юртовские хутора (период между 30-60 годами XVIII века). Во второй половине XVIII века ингушами было основано с. Заур у входа в Дарьяльское ущелье». Тарская долина, куда выселилась часть западных вайнахских обществ, была отрезана от Чеченской долины Яндырско-Назрановской возвышенностью. Это была одной из причин (в отличие от других – естественной), способствовавшей процессу разделения двух частей единого народа. Царскими властями проводилась целенаправленная политика по расколу единого вайнахского народа путем христианизации ингушей, возведения крепостной линии, разделяющей две части одного народа, административного подчинения разным округам и т. д. В результате ингушская часть вайнахского народа оказалась изолированной от основной части своих соплеменников и в большей степени сохранила свои тайповые, во многом языческие, обряды и традиции, которые чеченцами, уже в течение продолжительного времени придерживавшимися жестких мусульманских канонов, во многом были утеряны. Комендант крепости Владикавказ генерал-майор Дельпоццо 13 июня 1810 года так писал генералу от инфантерии Булгакову: «…по собранным мною достоверным сведениям, следующее свидетельство является справедливым: ингушский народ хотя и имел жительство свое в окружности сей крепости не в дальнем расстоянии, но совершенно верен Российскому правительству никогда не был… потом, выйдя в теснейший союз с кабардинцами и чеченцами, переселились все на место, именуемое Назрань, в расстояние отсель за 32 версты, приняли от них мулл, построили мечети, приступили к исповеданию Мухаммеданского закона и обязались как чеченцам, так и кабардинцам по условию платить подати». -Как развивалась ситуация в ХХ веке? -До конца 50-х годов прошлого века ингушей в Сунженском районе практически не было. По переписи населения 1926 года на территории Сунженского округа (Сунженский и часть Малгобекского районов) проживало всего лишь 301 человек ингушской национальности. После возвращения из ссылки в 1957 году ингуши целенаправленно стали подселяться в казачьи станицы и несколько чеченских сел Сунженского и Малгобекского районов. Так, например, по данным переписи населения 1959 года в Сунженском районе проживало 1792 ингушей, 2933 чеченца и 34 057 русских-казаков. По переписи населения 1989 года ингушей стало уже 26 550 (15-ти кратное увеличение), чеченцев – 13 047, русских-казаков – 19 245. По переписи населения 2010 года количество всего русскоязычного населения во всей Ингушетии составило всего лишь 3 215 человек. -Хотелось бы, чтобы вы подробнее рассказали о периоде, предшествовавшем объединению Чечни и Ингушетии в одну республику. -Как известно, сразу после прихода к власти в России большевиков была провозглашена Горская республика. В нее вошли бывшие Терская и Дагестанская области, а также Абхазия. Председателем правительства Горской республики стал чеченский землевладелец и нефтепромышленник Абдул-Меджид (Тапа) Чермоев. Одновременно был заключён союз между Горским правительством Союза объединённых горцев и Войсковым правительством Терского казачьего войска и создано объединённое Терско-Дагестанское правительство. Пост председателя правительства в нем также сохранился за Тапой Чермоевым. Однако Горская республика оказалось нежизнеспособным организмом. В мае 1918 года Горская республика была преобразована в Республику горцев Северного Кавказа со штаб-квартирой в Темир-Хан-Шуре. В мае 1919 года она ликвидируется окончательно. Совсем непродолжительной была и судьба провозглашенной большевиками в марте 1918 года Терской советской республики, которая пала под натиском деникинцев в феврале 1919 года. В ноябре 1920 года в городе Владикавказ состоялся Съезд народов Терека, на котором было принято решение о создании Горской автономной советской социалистической республики на базе бывшей Терской области, которое было утверждено соответствующим постановлением ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 года. В Горскую АССР состояла из следующих округов: Нальчикский, Владикавказский, Назрановский, Сунженский, Грозненский и вновь образованных Карачаевский, Балкарский и Дигорский. Сюда также вошли города Владикавказ – столица ГАССР и Грозный, которые административно не входили ни в один из вышеназванных округов. Однако внутренние противоречия привели к скорому распаду республики. Первым из состава Горской республики выходит Нальчикский округ. На его базе образуется Кабардинская автономная область. Это ведет к постепенному распаду всей республики. От нее один за другим отходят Карачаевский, Балкарский, Чеченский округа и город Грозный. В июле 1924 года оставшаяся часть Горской АССР ликвидируется. Чеченская автономная область была образована 30 ноября 1922 года на территории бывших земель Грозненского и Веденского округов, части Сунженского и Моздокского отделов Терского округа и небольшой части Дагестана и Грузии. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 8 марта 1926 года в Чеченской автономной области были образованы 14 округов на правах района: Асламбековский, Веденский, Галанчожский, Гудермесский, Итум-Калинский, Надтеречный, Ново-Чеченский (с центром в ст. Михайловской), Ножай-Юртовский, Петропавловский, Урус-Мартановский, Чеберлоевский, Шалинский, Шароевский, Шатоевский. 7 мая 1924 года была образована Ингушская АО в составе Ачалукского, Горного, Назрановского округов. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 8 марта 1926 года в Ингушской автономной области учреждены следующие районы (округа): Галашкинский, Назрановский, Пригородный, Пседахский. Сунженский (казачий) округ был образован 7 июля 1924 года, как автономная административная единица. В него вошли следующие населенные пункты: ст. Терская с хуторами Октябрьским, Майским, Предмостовым и Нижние Бековичи, которые после упразднения Сунженского округа переданы в Моздокский район Терского округа, а также Слепцовская, Нестеровская, Троицкая, Вознесенская, Карабулакская, Ассиновская с хуторами Давыденко, Акки-Юрт, Чемульга, вошедшие в 1929 году в состав Чеченской автономной области, образовав тем самым Сунженский район с центром в ст. Слепцовской. В течение 1927-1928 гг. административной комиссией при Президиуме ВЦИК РСФСР на месте в Чеченской автономной области были разрешены все пограничные споры. На 1930 год в Чеченской автономной области на учете состояло 173 сельских совета и 11 районов: Веденский, Галачожский, Гудермесский, Итум-Калинский, Надтеречный, Ножай-Юртовский, Петропавловский, Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Шатойский. Таким образом, как мы видим, Сунженский район еще с 1929 года являлся составной частью Чеченской АО. 14 марта 1934 году Чеченская и Ингушская АО были объединены в одну Чечено-Ингушскую АО, в которую, кроме чеченских районов, вошли следующие ингушские районы: Ачалукский, Галашкинский, Назрановский, Пригородный районы. 5 декабря 1936 года Чечено-Ингушская АО была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были незаконно депортированы. 7 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. 22 марта 1944 года была образована Грозненская область в составе РСФСР. 9 января 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области». Большая часть Пригородного района и небольшая северо-западная часть Малгобекского района ЧИАССР осталась в пределах Северной Осетии. С 1957 по 1991 годы чеченцы и ингуши были в единой Чечено-Ингушской АССР. - Известны попытки обвинить чеченцев в передаче Северной Осетии Пригородного района… -К сожалению, такое тоже имеет место. Хотя с момента образования Чечено-Ингушской АССР на должности первого секретаря рескома КПСС – фактического руководителя республики – не было ни одного чеченца и ингуша. Но в территориальном вопросе и это не имело бы принципиального значения: представители титульных наций, назначенные на эту должность, просто вынуждены были бы в рамках жесткой партийной дисциплины проводить политику, исходящую из вышестоящих партийно-государственных органов. Так что от чеченцев и ингушей из числа номенклатурных работников мало что зависело, более того, они сами являлись заложниками этой системы. Тем не менее, авторы известного письма ингушской интеллигенции в ЦК КПСС 1972 года пишут: «Бывший председатель Совета Министров ЧИ АССР М.Г. Гайрбеков, занимая ответственный пост в руководстве республики, своим отношением к Ингушетии объективно осуществлял политику, направленную на ликвидацию ингушей как нации. Он согласился с предложением передать Северной Осетии Пригородный район, составляющий более половины ингушских земель и аулов, и даже не поставил перед правительством вопроса о том, что власти Северной Осетии, нарушая Указ Президиума Верховного Совета СССР, не разрешают ингушам туда вернуться. Он великодушно согласился на передачу Осетии ингушских земель в Малгобекском районе. Под его руководством упразднены ингушские районы Галашкинский (Первомайский), Ачалукский, Пседахский, которые были присоединены к казачьим и чеченским районам. В согласии с осетинскими националистами, он осуществил план, по которому Моздокский район и ингушские земли Пригородного района, без ингушей, были присоединены к Северной Осетии, а взамен их он получил для расселения чеченцев горных районов на равнине – Каргалинский, Шелковской и Наурский районы Ставропольского края». Примерно такой же перечень голословных обвинений против Муслима Гайрбекова выдвигает и ряд других ингушских деятелей. По меньшей мере, наивно полагать, что вопрос передачи Пригородного и части Малгобекского районов из ЧИАССР в состав Северной Осетии решался председателем оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР Муслимом Гайрбековым. Его согласия на это отторжение не требовалось. Вопрос передачи территорий Чечено-Ингушетии Северной Осетии был решен задолго до назначения М. Гайрбекова. И об этом пишут и сами авторы послания в ЦК КПСС, говоря о заговоре Кобулова и Берии против ингушского народа. В связи с этим стоит посмотреть Указ Президиума Верховного Совета РСФСР №721/4 от 9 января 1957 года «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области». Так вот, в этом указе однозначно говорится: «Включить в состав Чечено-Ингушской АССР: … Из Северо-Осетинской АССР – город Малгобек с пригородной зоной, Коста-Хетагуровский (Назрановский) район и северо-восточную часть Правобережного (Пригородного) района». Вся остальная территория, переданная СОАССР из состава ЧИАССР в связи с депортацией чеченцев и ингушей и ликвидацией Чечено-Ингушской АССР в 1944 году, в соответствии с этим Указом должна была остаться в составе Северной Осетии. А что касается «передачи Осетии ингушских земель в Малгобекском районе», то дальше в Указе прописано: «Поручить Президиуму Верховного Совета Северо-Осетинской АССР и Организационному комитету по Чечено-Ингушской АССР внести на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР описание границы между Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР с учетом упразднения территориальной разобщенности Моздокского района с основной территорией Северо-Осетинской АССР». То есть Указ прямо предписывает передачу части территории ЧИАССР Северной Осетии для «моздокского коридора», а не спрашивает на то у кого-либо разрешения. По поводу «упразднения ингушских районов Галашкинского (Первомайского), Ачалукского, Пседахского, которые были присоединены к казачьим и чеченским районам», я полагаю, надо думать, что авторы письма имеют в виду процесс укрупнения отдельных районов, который был проведен во всей Чечено-Ингушетии, в том числе и районах компактного проживания чеченцев. Галашкинский район, после депортации 1944 года переименованный в Первомайский, действительно, был упразднен. Часть Галашкинского района осталась в Назрановском районе, а часть вошла в Сунженский и Ачхой-Мартановский районы. Но все эти три района были территорией единой Чечено-Ингушской АССР. Интересный факт: в 1990 году, когда вопрос восстановления Галашкинского района был поставлен на одном из заседаний Верховного Совета ЧИР, ингушские депутаты выступили категорически против такого решения. В свою очередь, Ачалукский и Пседахский районы (кстати, Пседах – это чисто чеченское селение, основанное на бывшей территории Малой Кабарды свыше 200 лет тому назад) никуда не были присоединены, а в полном составе вошли в Малгобекский район, который до настоящего времени входит в состав Республики Ингушетия. Таким образом, никакого «присоединения к казачьим и чеченским районам» каких-либо ингушских районов не было. Из территории бывшей Ингушской АО в составе современной Чеченской Республики находится всего лишь с. Бамут с окрестностями. А из территории бывшей Чеченской АО в составе нынешней Республики Ингушетия до сих пор остается подавляющая часть Сунженского и северо-восточная часть Малгобекского районов. -Мне в процитированном вами письме в ЦК КПСС говорится, что Пригородный район – площадь его 1460 кв. км - составляет более половины ингушских земель. По данным сайта Правительства РИ, территория Сунженского района составляет 1613 кв.км. Иначе говоря, Сунженский район не может являться второй, меньшей половиной ингушских земель, ибо он крупнее Пригородного. В то же время территории трех ныне существующих ингушских районов – Назрановского, Малгобекского и Джейрахского – в сумме дают цифру несколько меньшую, чем территория того же Пригородного района. Я так думаю, что в 1972 году, составляя письмо в ЦК КПСС, ингушская интеллигенция этими цифрами владела… -Безусловно. Но я сегодня не хотел бы комментировать такие, мягко говоря, нестыковки или изъяны в позиции наших оппонентов. Хотя такие же противоречия содержатся и в официальных заявлениях главы Ингушетии. Если он считает необходимым придерживаться «устоявшихся границ», то непонятно, почему ингуши до сих пор настаивают на возвращении Пригородного района. Ведь границы 1957 года тоже являются «устоявшимися». Вот как раз в связи со всем этим нам и нужно искать не причины для дискуссий, а спокойно оценить аргументы друг друга и договориться в рамках закона. http://kavpolit.com
© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры