Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 26 / 04 / 2024 Время Московское: 8288 Человек (а) в сети
 

Балет – высокое искусство

Шесть лет назад Министерство культуры
РД пригласило из соседней Ингушетии
хореографа Мусу Оздоева для постановки
балета Мурада Кажлаева «Горянка».
Артистов балета в нашей республике не
было, и ему приходилось создавать
спектакль, как говорится, на пустом
месте. Справедливости ради надо сказать,
что «Горянку» старшее поколение
дагестанцев видело. Много лет назад к
юбилею Расула Гамзатова этот балет
поставил и привез в Махачкалу
Ленинградский театр оперы и балета
(хореограф О.Виноградов). Но прошло
несколько десятков лет, балет сошел со
сцены, да и исполнители главных партий в
стране давно уж не живут, как и сам
О.Виноградов.
И вот в 2003 году Муса Оздоев, имевший
определенный опыт работы в Москве, в
одной из неофициальных «балетных
столиц» - Перми, где был директором и
художественным руководителем театра
«Камерный балет», начал работу в
Махачкале в весьма сложных условиях. И
все же балет был поставлен в короткие
сроки, потому что было единение
творческого энтузиазма хореографа
(создать для братского народа Дагестана
спектакль нового для него жанра) и
властей, готовивших 80-летие Расула
Гамзатова. Помогло и знание
национального колоритного танца
кавказцем М.Оздоевым – ингушем по
национальности, и его классическая
подготовка (он окончил училище при
Большом театре СССР и ГИТИС), а также
участие в постановке артистов ансамбля
«Лезгинка», умеющих воплотить задумки
хореографа на сцене. Все счастливо
слилось, что и определило громкий успех
«Горянки» на сцене Дагестанского театра
оперы и балета.
Затем последовали заказы М.Оздоеву на
музыкально-хореографические спектакли,
в том числе и в драматическом театре,
театре оперы и балета. И вот теперь
заслуженный артист России, лауреат
Международного конкурса во Франции Муса
Хазботович Оздоев – художественный
руководитель балетной труппы
Дагестанского государственного театра
оперы и балета.
- Мой дагестанский период творчества
начался с первого национального
современного балета «Горянка». Затем я
поставил первый в Дагестане мюзикл
«Колесо жизни», спектакль «Денеб – новая
звезда», - вспоминает Муса Хазботович. –
Последовали «Солнечный диск» -
театрализованное представление на стыке
двух пластов: один – основанный на
ритуальных песнопениях и танцах, другой
– остросовременный авангардный. Это
тонкое переплетение породило этнику в
стиле модерн.
Работая над этим непростым
представлением, я из многих артистов
присмотрел нескольких очень пластичных,
одаренных природой танцоров, которых
приглашал поработать в других
постановках. Так я «сколотил» труппу из 10
человек. Их-то и привел в театр оперы и
балета. Этот костяк зарождающегося
коллектива наращивал новыми его членами.
Так я создал труппу из 25-30 человек. Число
действующих артистов меняется – ведь
молодые: то в декрет девушки уходят, то
заманчивые предложения их уводят из
театра. Теперь в театре полноценная
труппа артистов балета. С ней-то я в этом
сезоне отработал 4 спектакля.
- Четыре спектакля – это большой
напряженный труд. Означает ли это, что Вы,
Муса Хазботович, в нашей республике
человек не временный?
- Поначалу я выполнял работы по заказу.
Но с каждым новым договором на тот или
иной спектакль я «вростал» в Дагестан.
Много читал об истории этого края во
время работы над «Солнечным диском»,
«Горянкой», «Имамом Шамилем», слушал
много музыки – старинной и современной,
встречался с историками… Все это очень
помогало в деле. Архаика и современность
– такие интересные, такие
фундаментальные, многообразные слои
музыкального, хореографического
искусства народов республики.
В Дагестане мне интересно работать, хотя
сам процесс проходит не всегда гладко и
так, как хотелось бы. Но я хочу как можно
меньше слышать от дагестанцев вопросы
типа: «Что, у нас балет есть?» Я, как могу,
популяризирую балетное искусство. Думаю
и о кадрах. Поэтому пошел на
преподавательскую работу в Дагестанский
колледж культуры. Занимаюсь со
студентами на отделении хореографии.
Среди них есть одаренные. Пять из них
взял в труппу оперы и балета, есть
девушки даже со второго курса. Было бы,
конечно, хорошо, если бы к нам приходили
уже готовые артисты балета. Но в
республике развита школа национального
фольклорного танца, а вот классический
танец был не на первых ролях, потому и
учиться на артиста балета долгие годы не
посылали в хореографические «центры»
страны. Я пытаюсь восполнить этот пробел
и вызвать интерес молодежи к этому
высокому искусству. И безмерно рад, что
девушки и юноши хотят танцевать под
академическую музыку, заниматься
серьезно, приходят, просят их научить
классической пластике, работать на
пуантах, двоих послали учиться в
С.-Петербург. Интерес к балетному
искусству – это не только стремление к
совершенной пластике, но и к
замечательной музыке. Молодые учатся не
только танцевать, но и слушать, понимать
мелодику музыкального произведения. Я с
труппой на базе театра оперы и балета
занимаюсь ежедневно по нескольку часов,
хорошая музыка постоянно у них на слуху.
- Кстати, когда бы я к вам не зашла, в
рабочем кабинете у Вас всегда звучит
музыка. Вы сами постоянно пребываете
среди этих гармоничных звуков.
- Мне так комфортно. Посмотрите, в
кабинете везде кассеты, диски с записями
различной музыки. Даже сумка, с которой я
везде хожу, набита дисками. Их у меня
более трехсот. Я слежу за новинками,
приобретаю классику, всегда слушаю
музыку.
- При этом Вы мыслите танцевальными
категориями?
- Музыка – первична, она рождает
движение. Экспрессивная, яростная,
патриотическая, задумчивая,
нежно-лирическая музыка диктует
различную пластику, движениями тела
можно передать, усилить восприятие. А как
это сделать? Этому я учу своих
подопечных. Вот и судите, временный ли я
человек в Дагестане. Да и результат
говорит сам за себя. Повторюсь: четыре
спектакля за сезон, два из них на музыку
Мурада Кажлаева – оперетта «Валида», где
много хореографии, которую махачкалинцы
уже видели, и премьерный музыкальный
спектакль, который состоится сегодня, –
«Земля и небо», где я сам режиссер и
хореограф. В нем синтез пения и
хореографии.
- Наша газета сообщала, что театр оперы и
балета скоро покажет «Чарли – великий
маг»…
- Это следующая премьера и представляет
собой балетное шоу. Так я назвал ее для
себя. Это семнадцать концертных номеров:
каждый для определенной мизансцены,
передающей внутреннее состояние героя.
Хореография выстроена под популярные
песни Пиаф, Адамо, Матье, Челентано, хора
Турецкого, Лаймы, Дато… Сценарий мой,
естественно, хореография – тоже, музыка
– шестнадцати разных композиторов,
среди которых и дагестанский музыкант
Рамиз Гаджиалиев.
Я пытался в этом шоу показать
возможности труппы театра, делал все так,
чтобы танцовщикам было интересно
работать и почувствовать себя Личностью
в своем деле. Это, по-моему, для них очень
важно. А солируют там А.Ильясов,
Б.Абакарова, А.Шахмарданова, Э.Ахмедов,
М.Гаджиев, А.Дорохов, А.Курбанмагомедов и
некоторые другие.
- У Вас уже был подобный опыт в спектакле
«Энигма»…
- Да. Но «Чарли» - это шоу не только для
молодых, но и для всех других. Прекрасная
музыка 60-70-х годов прошлого века, которую
пели, я уже перечислял кто, это красивая,
мелодичная музыка того времени, когда в
песнях важна была душа. Она близка уму и
сердцу не только уходящему поколению, но
и молодым. Придумав «Чарли», я тем самым
хотел порадовать зрителей и себя тоже.
Мне хотелось после «Горянки» и «Имама
Шамиля», где внутренне сложная
концепция, сделать некий синтез
серьезного и легкого, игрового,
красочного шоу, совместить для зрителя
отдых и высокое искусство хореографии.
Это как бы ответ на то низменное, что мы
видим на современной эстраде. Человек
слаб, молодежь тем более подвластна
животным потребностям. А я хочу его
приподнять посредством искусства,
смести шелуху, показать вкус на сцене,
повернуть в позитив.
- Цель благородная. Думаете, она
оправдается?
- Смею надеяться, что моя работа в
Дагестане имеет оправдание. Появились
танцевальные коллективы разных
направлений. Пусть они будут, и как можно
больше. И на первых порах неважно, что не
всех можно зачислить сразу в разряд
хороших. Зритель, не без нашей помощи, в
том, что мы делаем в театре, сам
разберется, кому из этих коллективов
жить, смоет мусор, а настоящее искусство
останется.
Светлана Кривоносова

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры