Шесть лет назад Министерство культуры
РД пригласило из соседней Ингушетии
хореографа Мусу Оздоева для постановки
балета Мурада Кажлаева «Горянка».
Артистов балета в нашей республике не
было, и ему приходилось создавать
спектакль, как говорится, на пустом
месте. Справедливости ради надо сказать,
что «Горянку» старшее поколение
дагестанцев видело. Много лет назад к
юбилею Расула Гамзатова этот балет
поставил и привез в Махачкалу
Ленинградский театр оперы и балета
(хореограф О.Виноградов). Но прошло
несколько десятков лет, балет сошел со
сцены, да и исполнители главных партий в
стране давно уж не живут, как и сам
О.Виноградов.
И вот в 2003 году Муса Оздоев, имевший
определенный опыт работы в Москве, в
одной из неофициальных «балетных
столиц» - Перми, где был директором и
художественным руководителем театра
«Камерный балет», начал работу в
Махачкале в весьма сложных условиях. И
все же балет был поставлен в короткие
сроки, потому что было единение
творческого энтузиазма хореографа
(создать для братского народа Дагестана
спектакль нового для него жанра) и
властей, готовивших 80-летие Расула
Гамзатова. Помогло и знание
национального колоритного танца
кавказцем М.Оздоевым – ингушем по
национальности, и его классическая
подготовка (он окончил училище при
Большом театре СССР и ГИТИС), а также
участие в постановке артистов ансамбля
«Лезгинка», умеющих воплотить задумки
хореографа на сцене. Все счастливо
слилось, что и определило громкий успех
«Горянки» на сцене Дагестанского театра
оперы и балета.
Затем последовали заказы М.Оздоеву на
музыкально-хореографические спектакли,
в том числе и в драматическом театре,
театре оперы и балета. И вот теперь
заслуженный артист России, лауреат
Международного конкурса во Франции Муса
Хазботович Оздоев – художественный
руководитель балетной труппы
Дагестанского государственного театра
оперы и балета.
- Мой дагестанский период творчества
начался с первого национального
современного балета «Горянка». Затем я
поставил первый в Дагестане мюзикл
«Колесо жизни», спектакль «Денеб – новая
звезда», - вспоминает Муса Хазботович. –
Последовали «Солнечный диск» -
театрализованное представление на стыке
двух пластов: один – основанный на
ритуальных песнопениях и танцах, другой
– остросовременный авангардный. Это
тонкое переплетение породило этнику в
стиле модерн.
Работая над этим непростым
представлением, я из многих артистов
присмотрел нескольких очень пластичных,
одаренных природой танцоров, которых
приглашал поработать в других
постановках. Так я «сколотил» труппу из 10
человек. Их-то и привел в театр оперы и
балета. Этот костяк зарождающегося
коллектива наращивал новыми его членами.
Так я создал труппу из 25-30 человек. Число
действующих артистов меняется – ведь
молодые: то в декрет девушки уходят, то
заманчивые предложения их уводят из
театра. Теперь в театре полноценная
труппа артистов балета. С ней-то я в этом
сезоне отработал 4 спектакля.
- Четыре спектакля – это большой
напряженный труд. Означает ли это, что Вы,
Муса Хазботович, в нашей республике
человек не временный?
- Поначалу я выполнял работы по заказу.
Но с каждым новым договором на тот или
иной спектакль я «вростал» в Дагестан.
Много читал об истории этого края во
время работы над «Солнечным диском»,
«Горянкой», «Имамом Шамилем», слушал
много музыки – старинной и современной,
встречался с историками… Все это очень
помогало в деле. Архаика и современность
– такие интересные, такие
фундаментальные, многообразные слои
музыкального, хореографического
искусства народов республики.
В Дагестане мне интересно работать, хотя
сам процесс проходит не всегда гладко и
так, как хотелось бы. Но я хочу как можно
меньше слышать от дагестанцев вопросы
типа: «Что, у нас балет есть?» Я, как могу,
популяризирую балетное искусство. Думаю
и о кадрах. Поэтому пошел на
преподавательскую работу в Дагестанский
колледж культуры. Занимаюсь со
студентами на отделении хореографии.
Среди них есть одаренные. Пять из них
взял в труппу оперы и балета, есть
девушки даже со второго курса. Было бы,
конечно, хорошо, если бы к нам приходили
уже готовые артисты балета. Но в
республике развита школа национального
фольклорного танца, а вот классический
танец был не на первых ролях, потому и
учиться на артиста балета долгие годы не
посылали в хореографические «центры»
страны. Я пытаюсь восполнить этот пробел
и вызвать интерес молодежи к этому
высокому искусству. И безмерно рад, что
девушки и юноши хотят танцевать под
академическую музыку, заниматься
серьезно, приходят, просят их научить
классической пластике, работать на
пуантах, двоих послали учиться в
С.-Петербург. Интерес к балетному
искусству – это не только стремление к
совершенной пластике, но и к
замечательной музыке. Молодые учатся не
только танцевать, но и слушать, понимать
мелодику музыкального произведения. Я с
труппой на базе театра оперы и балета
занимаюсь ежедневно по нескольку часов,
хорошая музыка постоянно у них на слуху.
- Кстати, когда бы я к вам не зашла, в
рабочем кабинете у Вас всегда звучит
музыка. Вы сами постоянно пребываете
среди этих гармоничных звуков.
- Мне так комфортно. Посмотрите, в
кабинете везде кассеты, диски с записями
различной музыки. Даже сумка, с которой я
везде хожу, набита дисками. Их у меня
более трехсот. Я слежу за новинками,
приобретаю классику, всегда слушаю
музыку.
- При этом Вы мыслите танцевальными
категориями?
- Музыка – первична, она рождает
движение. Экспрессивная, яростная,
патриотическая, задумчивая,
нежно-лирическая музыка диктует
различную пластику, движениями тела
можно передать, усилить восприятие. А как
это сделать? Этому я учу своих
подопечных. Вот и судите, временный ли я
человек в Дагестане. Да и результат
говорит сам за себя. Повторюсь: четыре
спектакля за сезон, два из них на музыку
Мурада Кажлаева – оперетта «Валида», где
много хореографии, которую махачкалинцы
уже видели, и премьерный музыкальный
спектакль, который состоится сегодня, –
«Земля и небо», где я сам режиссер и
хореограф. В нем синтез пения и
хореографии.
- Наша газета сообщала, что театр оперы и
балета скоро покажет «Чарли – великий
маг»…
- Это следующая премьера и представляет
собой балетное шоу. Так я назвал ее для
себя. Это семнадцать концертных номеров:
каждый для определенной мизансцены,
передающей внутреннее состояние героя.
Хореография выстроена под популярные
песни Пиаф, Адамо, Матье, Челентано, хора
Турецкого, Лаймы, Дато… Сценарий мой,
естественно, хореография – тоже, музыка
– шестнадцати разных композиторов,
среди которых и дагестанский музыкант
Рамиз Гаджиалиев.
Я пытался в этом шоу показать
возможности труппы театра, делал все так,
чтобы танцовщикам было интересно
работать и почувствовать себя Личностью
в своем деле. Это, по-моему, для них очень
важно. А солируют там А.Ильясов,
Б.Абакарова, А.Шахмарданова, Э.Ахмедов,
М.Гаджиев, А.Дорохов, А.Курбанмагомедов и
некоторые другие.
- У Вас уже был подобный опыт в спектакле
«Энигма»…
- Да. Но «Чарли» - это шоу не только для
молодых, но и для всех других. Прекрасная
музыка 60-70-х годов прошлого века, которую
пели, я уже перечислял кто, это красивая,
мелодичная музыка того времени, когда в
песнях важна была душа. Она близка уму и
сердцу не только уходящему поколению, но
и молодым. Придумав «Чарли», я тем самым
хотел порадовать зрителей и себя тоже.
Мне хотелось после «Горянки» и «Имама
Шамиля», где внутренне сложная
концепция, сделать некий синтез
серьезного и легкого, игрового,
красочного шоу, совместить для зрителя
отдых и высокое искусство хореографии.
Это как бы ответ на то низменное, что мы
видим на современной эстраде. Человек
слаб, молодежь тем более подвластна
животным потребностям. А я хочу его
приподнять посредством искусства,
смести шелуху, показать вкус на сцене,
повернуть в позитив.
- Цель благородная. Думаете, она
оправдается?
- Смею надеяться, что моя работа в
Дагестане имеет оправдание. Появились
танцевальные коллективы разных
направлений. Пусть они будут, и как можно
больше. И на первых порах неважно, что не
всех можно зачислить сразу в разряд
хороших. Зритель, не без нашей помощи, в
том, что мы делаем в театре, сам
разберется, кому из этих коллективов
жить, смоет мусор, а настоящее искусство
останется.
Светлана Кривоносова
Последние комментарии
4 недели 1 день назад
4 недели 1 день назад
5 недель 2 дня назад
5 недель 2 дня назад
7 недель 5 дней назад
7 недель 5 дней назад
8 недель 3 дня назад
9 недель 6 дней назад
18 недель 4 дня назад
18 недель 5 дней назад