Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 01 / 08 / 2021 Время Московское: 3512 Человек (а) в сети
 

«Виртуозу слова» Мурату Картоеву 19 июля исполнилось бы 70 лет

В минувшее воскресение, 19 июля, выдающемуся ингушскому журналисту, писателю и неутомимому общественнику, почетному гражданину города воинской славы Малгобека Мурату Картоеву исполнилось бы 70 лет. Чуть больше года он не дожил до своего юбилея: его не стало 29 марта 2019 года.

Человек огромного, многогранного таланта, Мурат Мажитович входил в когорту тех ярких личностей, которые ни при каких обстоятельствах не поступаются принципами, выпестованными их многотрудной жизнью.

А вот они-то не укладывались в прокрустово ложе современного, потребительского миропонимания обывательского большинства. Он не признавал полутонов и намеков, мог вмиг осадить зарвавшегося хама, резал правду-матку в лицо любому высокопоставленному чиновнику, презирал раболепие перед сильными мира сего, терпеть не мог снобизм и чванство бюрократов, душащих на корню любые добрые начинания. Словом, слыл человеком, как принято говорить «сложного» характера.

Понятия «духовность» и «нравственность» не являлись для него пустым звуком, что оправдывало его жесткость к недостаткам людей, которые, конечно же, он и сам в себе замечал. Но именно стержневые качества непримиримости ко лжи раскрыли в нем в определенный момент недюжинный потенциал литературного дарования: стремление защитить «маленького», беззащитного человека, порой облеченного в образ его народа, которого он беззаветно любил, красной нитью проходит через все его писательское творчество — журналистское, публицистическое, художественно-поэтическое. И, мыслится, оно еще ждет своего глубокого анализа со стороны беспристрастных критиков.

Мурат Картоев родился в годы сталинской депортации в Казахстане, в 1956 году семья вернулась на родину. С детства он проявлял тягу к литературе. Его первая публикация появилась в малгобекской районной газете «Ленинское знамя» в 1962 году. Это были стихи, написанные в 12-летнем возрасте. С тех пор имя Мурата Картоева периодически появлялось на страницах газет и журналов ЧИАССР.

Окончив школу, а затем Чечено-Ингушский государственный университет, Мурат Картоев получил специальность «филолог, преподаватель ингушского языка и литературы, русского языка и литературы». Он долгие годы трудился в школах сел Малгобекского района и города Малгобек. Здесь он прививал своим подопечным уважение и любовь к родному языку, учил их премудростям ингушской национальной культуры. Его ученики и сегодня помнят сказки, предания и мифы ингушей, которые они впервые услышали от своего учителя родного языка.

В юности и молодости Мурат Картоев был известен как автор нескольких поэтических сборников. Он проявил себя в разных жанрах поэзии. Его стихи и поэмы печатались отдельными книжками и в журнале «Лоаман 1уйре».

Уже в зрелом возрасте Мурат Мажитович обращается к прозе. Одним из первых значительных произведений этого жанра стал роман «Дошо ц1ий», в котором отражено трудное, судьбоносное время для ингушского народа — годы становления советской власти и гражданской войны. С этого романа, можно сказать, начинается и его работа в журналистике. Уже признанный мастер ингушского языка, он в 1985 году был принят на работу в редакцию республиканской газеты «Сердало», издававшейся в те годы исключительно на ингушском языке. С этой газетой связаны многие страницы жизни и творчества Мурата Картоева. Вместе с коллективом «Сердало» писатель прошел все самые сложные периоды возрожденной Ингушетии вплоть до ухода из газеты в 2015 году.

Особенно плодотворными в творчестве Мурата Картоева стали последние 15 лет жизни: писатель в эти годы издал более десяти книг. Это сборники рассказов на ингушском и на русском языках. Отдельно было издано несколько повестей и роман «Тени». Кроме того, в свет вышли несколько эссе, где Мурат Мажитович проявил себя как талантливый публицист.

Литературоведы выделяют одну из главных особенностей творчества Мурата Картоева — свободу от идеологических и политических клише. Известно, что в советское время все произведения литераторов проходили сквозь жесткое сито цензуры, «инженерам душ» неизменно ставилась задача проводить в жизнь установки «партии и правительства». Мурат Картоев, насколько это возможно, избегал таких «ловушек», что видно по его произведениям. И в наше время он не шел на поводу у власти, не творил с оглядкой на конъюнктуру дня. В его стихах, поэмах, рассказах, повестях и романах нет принижения религии, нет отрицания сакральных для ингушского народа ценностей.

Мурат Картоев был знатоком ингушского языка, в совершенстве овладевшим его устной частью и письменностью (впрочем — как и русским языком). Его работы уже повлияли и, без сомнения, в будущем окажут огромное влияние на формирование ингушского литературного языка, его развитие и совершенствование. И поскольку большинство его произведений, в силу объективных причин, дошло до широкого читателя лишь в последние годы, необходимо сделать определенные шаги для увеличения присутствия его творчества в культурном и образовательном пространстве республики, приложить усилия к тому, чтобы рассказы, повести, романы и стихи Мурата Картоева появились в школьных учебниках. К слову, Минобрнауки Ингушетии делает в этом направлении большую работу: в следующем издании учебника ингушской литературы для восьмого класса намечено включить несколько его произведений. До этого его произведения ввели в учебники для девятого класса.

Герои произведений Мурата Картоева — это реальные люди, живущие рядом с нами. Главное достоинство неповторимого почерка виртуоза слова состоит в том, что он от себя ничего не «придумывает»: проницательный взгляд автора позволяет читателю самому оценить событие, отношение к миру, людям.

Напоследок — цитата знатока и ценителя ингушского литературного слова Мусы Яндиева, поставившего литератора в один ряд с выдающимися писателями нашей страны и мира: «Философские истоки творчества Мурата Картоева — в своеобразном, неповторимом мировоззрении ингушей, в народной культуре, уходящей корнями вглубь столетий. Только из-под пера настоящего мастера могут появиться такие поэтические образы и замечательные произведения».

Источник:газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Мимино Пнд, 20/07/2020 - 13:18

Да,это правда!

Мимино Пнд, 20/07/2020 - 13:23

В Ингушетии ,на всей территории надо разрешить приобретать и носить любой тип оружия.
Это пора сделать.
Пора было и в 1993 году.
Тогда указом первого президента Ингушетии было разрешено зарегистрировать пистолет и носить.
Москва настояла и оружие отняли
Это неправильно!
Ингушетия должен быть с кольтом,если не хочет носить кинжал!
Парламенту слово! Возвратите указ Аушева!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры