Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 04 / 05 / 2024 Время Московское: 5932 Человек (а) в сети
 

Учёный-инженер Умалат Марзиев о своей жизни и космосе

12 апреля 1961 года наша страна совершила первый в истории человечества пилотируемый космический полет. Маленькая Ингушетия также вложила свою частичку в развитие ракетно-космической отрасли.

Имеется в виду, конечно, учёный-инженер, специалист по электронике, автоматике Умалат Марзиев, который около полувека проработал в Центре управления полетами (ЦУП), занимался автоматизированной обработкой информации.

Это, своего рода, высокий уровень прикладного программно-математического обеспечения полётов.

Ветеран отрасли поделился с газетой «Ингушетия» своими воспоминаниями и мыслями. В настоящее время Умалат Багаудинович на пенсии (с 2015 года) и проживает в городе Магасе.

— Я встречался со многими космонавтами и конструкторами. Особенно большое впечатление на меня произвёл Виктор Дмитриевич Благов, заместитель начальника по управлению полётами, грамотный и уважаемый человек, к сожалению, недавно покинувший нас на 86-ом году жизни. Он был родом из Орджоникидзе (Владикавказа) и мы частенько с ним вспоминали наш город. Я тоже там родился и жил до высылки. Он много рассказывал об ингушах, много раз приходил ко мне в гости, — вспоминает Умалат Марзиев.

Виктор Дмитриевич пришёл в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» в 1959 году после окончания Московского авиационного института. Прошёл трудовой путь от инженера до заместителя руководителя отделения — начальника отдела. Он участвовал в проектировании транспортных пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход», в подготовке и проведении первого совместного международного полёта космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».

Благов был одним из руководителей полетов орбитальных космических станций «Салют» и орбитального комплекса «Мир», принимал активное участие в совместных работах с американским космическим агентством NASA по программам «Мир — Шаттл» и «Мир — NASA». Виктор Дмитриевич — один из основателей научной школы «Планирование и оперативное управление пилотируемыми космическими полётами». Он воспитал несколько поколений высококлассных специалистов, обеспечивающих управление полётами уже современных космических кораблей и Международной космической станции.

В последние годы Благов осуществлял научно-техническую координацию и сопровождение работ по программе Международной космической станции, готовил предложения по совершенствованию методов и технологий управления полётами изделий, разрабатываемых на предприятии. Одной из главных работ Виктора Благова стала разработка космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил свой первый полет за пределы Земли.

— Часто мы общались с Владимиром Александровичем Джанибековым, прославленным лётчиком-космонавтом, дважды Героем СССР, генерал-майором авиации, он частенько бывал у меня в гостях. Владимир уроженец Южно-Казахстанской области, где я проживал в детстве, в селе Ванновка. У нас было много общих тем для разговора. Джанибеков был командиром корабля во всех своих полётах. Общая продолжительность двух его выходов в открытый космос — 8 часов 34 минуты, — подчеркнул Умалат Марзиев.

Не раз ингушский ветеран ракетно-космической отрасли встречался с Зигмундом Йеном. 41 год назад первым из немцев в космосе побывал именно он — 90-й в списке всех летавших в космос, а также первый и единственный космонавт из ГДР. Умалат Багаудинович вспоминает, как Зигмунд очень расстраивался по поводу развала Советского Союза. Как только произошло объединение Германии, с Йена сняли генеральское звание, потом, правда, когда пена сошла на нет, всё вернули.

Вообще, вспоминает Марзиев, с распадом СССР для военно-космической отрасли наступили тяжёлые времена. Тогда говорили о ЦУПе: «Вы обходитесь государству, как город с населением в сто тысяч человек». Ветеран отметил роль Виктора Степановича Черномырдина в спасении отрасли. Политик-тяжеловес говорил тогда: «Я не хочу быть разрушителем ракетно-космической отрасли!» По словам Умалата Багаудиновича, слава Всевышнему, в наши дни делается много для того, чтобы Россия не сдавала свои позиции в космосе, тем более на пятки наступают помимо традиционных конкурентов — США, Франции, ещё и Китай и Индия. «Началось позитивное движение в отрасли. Начали готовить специалистов. Мы не имеем права сдавать позиции», — подчеркнул Марзиев.

Последним местом работы Умалата Марзиева был Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в городе Королёве. В состав института входит Центр управления полётами космических аппаратов, который осуществляет программно-техническое обеспечение полета российского сегмента Международной космической станции, транспортных пилотируемых и грузовых кораблей «Союз» и «Прогресс», космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, МКСР «Луч». Именно там трудился Умалат Багаудинович.

Институт является основным аналитическим центром Госкорпорации «Роскосмос» в области общесистемных исследований проблем развития ракетно-космической техники России с широким спектром задач: от проектирования концепции и долгосрочных перспектив развития ракетно-космической техники до конкретных технологических разработок и их конверсией в интересах других отраслей. В институте проводится работа по созданию и совершенствованию отраслевых систем качества, надежности и безопасности, стандартизации ракетно-космической техники, а также Федеральной системы сертификации космической техники.

Касаясь выбора профессии, ветеран космической отрасли особо отметил, что нынешним старшеклассникам не надо бояться, со страхом ничего не добиться. После окончания школы в Гурьево Умалат Багаудинович в далёких шестидесятых поступил в Московский авиационный институт, престижнейший вуз страны.

— Авиацией бредили многие мальчишки моего времени, — говорит Умалат Марзиев, — видимо, это и послужило причиной выбора данной профессии. А ещё у меня была хорошая учительница по химии. Но признаюсь, что меня всегда интересовала история, археология, исследовательская работа в этой области. Однако с предначертанной мне судьбой я никогда не спорил. Исполнял ответственно и профессионально возложенные на меня обязанности. Порядочность и трудолюбие в меня с детства вложили родители.

По словам ветерана, молодежи надо прилежно учиться, осваивать науку, а также технические профессии. «Технарей в нынешнее время очень мало. Это направление перспективное. Молодёжи надо оставаться в республике, поднимать Ингушетию», — говорит он.

— Моя работа была очень ответственная. Не дай Бог собьётся программа. От этого зависит жизнь людей и много чего ещё, — подчеркнул Марзиев.

Такова судьба нашего героя, о существовании которого многие годы, следя за полётами в космос, мы с вами и не догадывались. Спасибо ему за всё и долгих лет жизни!

Источник:газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры