Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 14 / 06 / 2021 Время Московское: 3726 Человек (а) в сети
 

Интеллигенция Ингушетии в годы Великой Отечественной войны

Победа в Великой Отечественной войне стала результатом борьбы всех слоёв населения страны. Война потребовала коренной перестройки жизни людей для организации отпора агрессору.

Значительную лепту вложила в неё и интеллигенция, которая являлась проводником идей и постановлений, направленных на организацию борьбы против общего врага.

И в то же время интеллигенция не забывала о своих профессиональных функциях: учила, лечила, проектировала, исследовала. Роль и участие интеллигенции в Великой Отечественной войне, бесспорно, велика.

С первых дней войны представители интеллигенции выражали готовность и желание уйти добровольцами на фронт. Однако по всей стране с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стала ощущаться большая потребность в агитационной работе. Её проведение было сопряжено со многими сложностями. Перед агитаторами стояла главная задача — донести до сознания каждого советского человека, что победа не придет сама, для ее достижения необходимо напряжение всех сил народа.

Агитация и пропаганда среди населения Ингушетии была организованной и отлаженной. Центрами политико-массовой работы были агитпункты, созданные на базе парткабинетов. Агитационная работа была перенесена на заводы и фабрики, в полевые бригады и призывные пункты. В программах агитбригад, неустанно ездивших по предприятиям и по фронтам, артисты, музыканты и литераторы вдохновляли солдат. Массовая агитационная работа давала свои результаты. В идеологической работе широко использовалась периодическая печать. В годы Великой Отечественной войны на Северном Кавказе выходило более 250 периодических изданий.

Деятели науки, образования и культуры вместе с другими уходили и на фронт. Уроженец Ингушетии, учёный-востоковед Нуреддин Габертович Ахриев, преподаватель московских вузов, в «годы Второй мировой войны находился на Закавказском, Крымском и 4-ом Украинском фронтах, являлся начальником 7-го отдела политуправления Закавказского военного округа и Закавказского фронта, командиром дивизиона курсантов, старшим преподавателем Тбилисского артиллерийского училища. В 1941 и 1942 годах он неоднократно выезжал в «военные командировки» в Иран, а в 1943 году, как можно предположить из отрывочных сведений, находился в составе советской рабочей группы, подготавливавшей Тегеранскую конференцию глав государств антигитлеровской коалиции».

В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт директор Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Осман Долаков, окончивший рабфак во Владикавказе (1926 год), советскую партийную школу, Коммунистический университет (КТУВ) имени Сталина в Москве (1933 год), Институт красной профессуры в Москве. Осман Долаков знал несколько иностранных языков, был большим патриотом народа и страны.

Ушёл на войну добровольцем в первые же дни учёный-лингвист, заведующий сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ибрагим Оздоев. Вместе с ним ушли и его братья Абукар и Джабраил. Воевали они в составе 225-го кавалерийского полка.

В партизанских отрядах воевали историк Мурад Муртузович Базоркин, историк и общественный деятель Мурад Маматович Куркиев. В 1942-1943 гг. воевал в партизанском отряде Абдул-Гамид Гойгов. Выпускник Ингушского педагогического техникума (г. Владикавказ) Магомет Темирсултанович Долгиев был командиром ачхой-мартановского партизанского отряда. Воевал на фронте собиратель устного народного творчества ингушей, сотрудник газеты «Сердало» Сулейман Дахиевич Паров и многие другие.

Многих представителей творческой интеллигенции обязывали работать в тылу, приравнивая их «слово» к боевому оружию. Их главной задачей руководство страны видело в мобилизации народа и формировании нетерпимости к фашистам.

Ведущим лозунгом литературы периода Великой Отечественной войны был «Все для фронта!». В первые дни начала войны председатель Чечено-Ингушского союза писателей Джемалдин Яндиев провел экстренное заседание, на котором призвал всех отдать все силы во имя победы над врагом. В обязанность писателям вменялось — быть фронтовыми корреспондентами, выступать активно с агитацией, писать героические и патриотические произведения. Часто публиковал военные очерки Идрис Базоркин. Читал их по радио, в госпиталях, писал пьесы по военной тематике. В 1943 г. за активную антифашистскую пропаганду И. Базоркин и Дж. Яндиев были отмечены высокой наградой тех лет — почетными грамотами Верховного Совета ЧИАССР.

В печати регулярно появлялись военные стихи и прозаические произведения М. Льянова «Берегите Родину», «К ингушскому поэту»; Х.-Б. Муталиева «Встаньте, тверже железа», «Родине», «Портрет воина»; произведения А. Хамхоева, Х. Осмиева и др. В первые же дни войны уходили добровольцами на фронт студенты и преподаватели учебных заведений, уходили творческие коллективы театров и кино.

Студенты меняли мирное направление своей деятельности на военную специализацию и поступали на краткосрочные курсы для получения различных военных профессий. К началу Великой Отечественной войны учитель и писатель Багаудин Хусенович Зязиков работал инструктором отдела печати Чечено-Ингушского обкома КПСС, вёл большую общественную и пропагандистскую работу. В июле 1941 года он ушёл добровольцем на фронт. Вместе с татарским поэтом Мусой Джалилем он закончил 6-месячные курсы политруков в Татарской АССР, и с января 1942 года стал работать корреспондентом газеты «Сын Родины». Он умел своими очерками поднимать дух воинов. За годы войны дослужился он до звания майора. Не раз ходил он в разведку с боевыми друзьями и одновременно вёл фронтовой дневник, писал патриотические статьи и очерки.

Учителя и писатели, учёные и художники воевали и жили одной жизнью с солдатами, шли в наступление, мерзли в окопах, совершали подвиги. С оружием в руках прошел дорогами войны писатель Ахмед Ведзижев. Многие учителя школ Ингушетии уходили на фронт, в том числе руководители: директор школы с. Средние Ачалуки А. Д. Алиев, директор школы № 21 г. Орджоникидзе Х. Т. Ахильгов, учителя из с. Галгай-Юрта — М. А. Дзарахов и М. М. Барахоев, из с. Ахки-Юрта — У. А. Оздоев и Х. М. Хамхоев, из селения Базоркино — С. Б. Арсамаков, И. Э. Газдиев, И. К. Ужахов, из с. Яндаре — Х. Э. Султыгов, из станицы Орджоникидзевской — Х. А. Ахильгов, из с. Джейраха — М-Г. Э. Ахильгов, из станицы Нестеровской — М. И. Михайлова (Павленко), из с. Долково — С. К. Долгиев и мн. др. Этот список можно продолжать.

Учителя и выпускники педагогических учебных заведений сражались практически на всех фронтах и во всех родах войск, были удостоены высоких боевых наград. На смену им шли молодые, не имеющие педагогического опыта учителя. Положение усугублялось тем, что работать им приходилось в тяжелых материально-бытовых условиях, вызванных войной. А между тем суровые условия военной поры заставили общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, укрепить учебную дисциплину, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонно-массовую работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору, семьям фронтовиков. В системе образования — в гороно и роно трудились Салман Озиев, Мурад Куркиев, Дж. Горбаков и многие другие.

Свой посильный вклад в общую победу внесли студенты, сотрудники и преподаватели Чечено-Ингушского пединститута. Летом 1941 года из этого института ушло на фронт 50 защитников Родины, а через полгода еще 24.

Ушли на фронт деятели культуры и искусства: Абдула Дудиевич Цароев, студент Московского театрального института (ГИТИС), позже направленный на учебу в Калинковичское военное училище Краснопресненским РВК г. Москвы; Дунда Маматиевич Куркиев, участник Олимпиады искусств народов Северного Кавказа; Ляля Батырбековна Ужахова, студентка театрального института, ставшая в ряды защитников Отечества; вместе с актерами Чечено-Ингушского государственного драматического театра ЧИАССР ушёл на фронт Осман Маисович Горчханов, выпускник Тбилисского государственного театрального института, заслуженный артист ЧИАССР, и мн. др.

На протяжении военного времени идеологическая работа по формированию патриотического сознания у населения не прекращалась. Ярким выражением патриотизма советского народа была крепкая связь фронта и тыла, которой также руководили управленческие кадры интеллигенции. Наряду с самоотверженным трудом, в тылу шла работа по формированию и обеспечению призыва в армию. Председателем Пригородного отдела райсовета, (позже ДОСААФ) с возложенными обязанностями по формированию и обеспечению призыва в армию служил Ахмет Берснакоевич Долгиев, окончивший рабфак и физико-математический факультет Ингушского педагогического института в г. Орджоникидзе. Директором артели «Кавказ» в г. Орджоникидзе был Мухтар Берснакоевич Долгиев (1904-1966), где производилась различная продукция для командного состава Красной армии — кожанки, папахи, а также седла и сбруи для кавалерии.

Инженеры и агрономы, преподаватели вузов и специальных средних учебных заведений, врачи и учителя работали в колхозах, совхозах, медицинских учреждениях. Вместе со всеми представители интеллигенции рыли окопы, сооружали оборонительные рубежи, работали на предприятиях, руководили прокладкой железнодорожных путей, участвовали в строительстве и ремонте бронепоездов, вели общественную работу. Настойчиво и упорно преодолевали они трудности военного времени. Сложной и ответственной была работа по подготовке новых кадров для промышленных предприятий. Ведущую роль играли инженерно-технические кадры.

Было понимание важности многих задач, стоящих перед регионом в целом, ибо Северный Кавказ являлся не только крупным экономическим, но и важным стратегическим районом страны. По территории региона, в том числе Ингушетии, проходили железнодорожные и шоссейные магистрали, связывающие кавказские нефтяные районы с центром, в связи с чем были остро востребованы узкие специалисты, специалисты с техническим образованием, как на войне, так и в тылу.

В их числе был С. Ш. Измайлов, выпускник механического факультета Ростовского института путей сообщения, служивший в первые годы войны помощником начальника по технической части под Сталинградом, позже начальником военной приемки и старшим военпредом Управления снабжения горючим Красной армии на Северо-Кавказском фронте.

Руслан Берсанович Кодзоев, выпускник Московского химико-технологического института, инженер-технолог, был начальником химической службы 3-го Гвардейского стрелкового полка 4-ой Гвардейской стрелковой Апостоловой Краснознамённой дивизии, воевал на 3-м Украинском фронте.

Выпускник рабфака при Нефтяном институте г. Грозного Абдурахман Аббасович Бориев служил в инженерных войсках. Ахмет Османович Султыгов, выпускник Военно-инженерной академии, воевал в должности командира 22-ой сапёрной роты 439-го отдельного саперного батальона, 373-й миргородской стрелковой дивизии, 52-ой армии.

Зелимхан Магометович Тангиев, 1909 г. р., выпускник Ленинградского строительно-архитектурного института, воевал в составе 255-го отдельного Чечено-Ингушского полка. Выпускник физико-математического факультета Чечено-Ингушского педагогического института, политрук Иналук Козлоевич Ужахов воевал на Северо-Западе СССР. Студент Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта Мухтар Мурцалович Цокиев встал в ряды артиллеристов на войне. Список этот можно продолжить.

А между тем в тылу трудные и ответственные задачи ложились на плечи рабочих, специалистов сельского хозяйства. Все свои силы они направляли на то, чтобы бесперебойно снабжать всем необходимым для жизни Красную армию и население. И всегда в авангарде была интеллигенция. Преодолевая неимоверные трудности, интеллигенция Ингушетии вместе с рабочими и крестьянами старалась сделать максимум возможного для того, чтобы экономика, культура, общественно-политическая и духовная жизнь республики функционировали динамично и соответствовали высоким требованиям, предъявленным суровым военным временем.

Огромные изменения происходили в годы войны в сфере медицины. Значительная часть медперсонала больниц находилась на фронте, в эвакогоспиталях, санитарно-медицинских частях. При значительном уменьшении общей численности медиков в тылу, учреждениям здравоохранения удавалось оказывать бесперебойную медицинскую помощь мирному населению, лечить тысячи раненых, находившихся на территории республики.

Сотням тысяч воинов Красной армии в числе других сохранили жизнь ингушские врачи, служившие в госпиталях и медицинских санитарных батальонах на разных фронтах и на территории республики: Фатима Льянова, Асият Тутаева, Нина Тутаева, Абдул-Бек Маматиев, Сулейман Долтмурзиев, Курейш Угурчиев, Тамара Албогачиева и др.

Учёные, инженеры, строители, медики, учителя, писатели, актёры были не раз награждены за мужество и героизм, проявленные в боях. Представители интеллигенции Ингушетии принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны, работали в тылу с населением, оказывая огромное влияние на умы и настроения общества. Руководство страны видело в интеллигенции ту силу, которая объединяла народы, направляя их против общего врага — фашистской Германии.

Победа ковалась нелегко. Ценой огромных жертв и неимоверных усилий. И в эту победу значительную долю вложили ученые, студенты, педагоги, медики, работники искусства. Память о них будет вечной в наших сердцах!

Зейнеп Дзарахова

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры