У большинства из нас в детстве были друзья, с не¬которыми сохранили до¬брые отношения на долгие годы. Когда мы рекомен¬дуем человека, говоря о нем – друг детства, в этих словах столько теплоты и добра, что, кажется, ты говоришь о своем самом близком родственнике. Ведь именно с ними мы играли
во дворе в фут¬бол, лазали по деревьям, менялись игрушками, ну и, конечно, дрались, а утром, как ни в чем не бывало, стояли перед их домом и, крича на всю улицу, вызы¬вали выходить поиграть. Повзрослев и пойдя в школу, вместе ходили в походы, в библиотеку, на различные кружки, и не могли представить себе ситуацию, что их у нас не будет. Не с кем будет по¬делиться радостью по¬купки родителями нового велосипеда, не с кем бу¬дет вместе делать уроки и т.д. Но детство проходит, а друзья остаются, и число их растет год от года.
Но среди нас есть те, кто лишен этой радости, при¬чем у них не только нет друзей, но даже нет возмож¬ности их завести. Одна из них - девятнадцатилетняя Асет, с детства страдающая от недуга, называемого в народе «ограниченные воз¬можности». Ей, как и многим другим ребятам с подобным диагнозом, трудно интегри¬роваться в социуме, найти единомышленников, почув¬ствовать надежное плечо друга в трудной ситуации, дружить, общаться. А ведь каждому человеку они необ¬ходимы, как воздух. Но се¬годня Асет, как и несколько других ребят, не может на¬радоваться. Ведь она пол¬ноправный участник инте¬грационной школы «Другой взгляд». Эти дети излучают такое сильное добро, тепло и свет, которое редко встре¬чается в нашей жизни. И это невозможно было не почув¬ствовать.
Об этой школе я узнала из социальных сетей. Лиза Евлоева - общественник и журналист, которая являет¬ся его непосредственным инициатором и, собственно говоря, организатором, на¬писала как-то, что открыла курсы для детей с ограни¬ченными возможностями. Я решила сходить в эту школу, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть.
В первые секунды было какое-то напряженное со¬стояние в моем общении с детишками, но затем ребята оживились, почувствовали интерес к себе не как к де¬тям в чем-то отличающими¬ся от других, а как к интерес¬ным личностям.
Четырнадцатилетний Саид очень любит автомо¬били, судя по его много¬численным рисункам и по картинкам на его альбоме для рисования. Поговорив с Саидом о его интересах, я обращаю внимание на двух братьев-двойняшек - Ахме¬да и Магомеда Албогачи¬евых, которые, надо отме¬тить, ни на минуту не сидят на месте, постоянно что-то комментируют и живо отве¬чают на все вопросы. Братья говорят, что подружились со всеми и что за это время успели стать друзьями.
Здесь же я вижу Айну Ев¬лоеву. Многие ее наверняка знают по материалу «Апель¬сины для Айны» нашей московской коллеги. У нее на рисунках, как и у других девочек, одежда, подарки и еще замечаю маленькую кошку. Айна очень любит до¬машних животных.
Две двоюродные сестры Цуровы так же хорошо спра¬вились с заданием. На их рисунках все, что нравится маленьким модницам.
У Асет, которую я упо¬мянула выше, красивые добрые глаза и изящные серьги в форме бабочек. На рисунках у Асет так же при¬сутствуют бабочки. Магазин мечты Асет назвала своим именем. Я помогаю ей напи¬сать свое имя. Стоит только подсказать ей как правильно поставить палочку, чтобы написать букву, так она тут же схватывает все на лету и повторяет за мной.
Уже после занятий, ког¬да пришли родители, мама Асет призналась мне, что ее дочь с огромным желанием и интересом посещает заня¬тия, ведь для нее это един¬ственный источник общения с другими ребятами. По сло¬вам мамы Асет, ей частень¬ко приходилось выезжать за пределы Ингушетии, чтобы девочка как-то могла обу¬чаться и общаться на рав¬ных со сверстниками.
- В других регионах со¬циальная адаптация де¬тей-инвалидов поставлена на более высокий государ¬ственный уровень. Социаль¬ная адаптация - это не про¬сто уметь рисовать, писать. Это в первую очередь адап¬тация к жизни. Сегодня моей девочке девятнадцать лет, у нее нет никакой социальной адаптации. Да, домашний уровень хороший. Но это не значит, что она будет адап¬тирована в обществе. Асет с нетерпением ждет каждое воскресенье, так как это про¬исходит в неделю один раз. Она готовится к этому. По¬стоянно просит, мол, мама пойдем, я должна рисовать. Это не дистанционное за¬нятие, это живое общение и это много значит и многое дает, - отмечает мама Асет.
Мама Айны Евлоевой рассказывает, что всю неде¬лю девочка мучает ее рас¬спросами, когда та ее пове¬дет в школу.
- Если я только заикнусь утром, что нужно к десяти ехать, она начинает само¬стоятельно собирать свои вещи, обувь. Ждет не до¬ждется этого дня. От этих уроков она получает огром¬ное удовольствие. У меня нет слов благодарности. Я выезжаю уже десять лет с ней в Москву, а в нашей ре¬спублике я впервые вижу такое общение. Моя девоч¬ка все время занималась на дому, я нанимала учителей и они ее обучали. Ей врачи поставили диагноз ЦНС и направили на лечение в Пя¬тигорскую клинику, где лечат душевнобольных детей. Но я не стала ее туда отправ¬лять.
Пару лет назад я уже писала в Министерство об¬разования, чтобы открыли подобную школу для детей с ограниченными возмож¬ностями. Потому что у нас много таких детей. Я при¬ходила в коррекционную школу станицы Орджоникид¬зевской, но там мою девочку не приняли. Прошло всего лишь пять-шесть занятий в школе «Другой взгляд», и за это время она взяла больше чем за многие годы, обуча¬ясь на дому, потому что кол¬лективное общение намного лучше.
Лиза Евлоева подели¬лась со мной, что идея соз¬дания интеграционной шко¬лы возникла в прошлом году. С ней она отправилась на Всекавказский форум «Ма¬шук», где его оценили по до¬стоинству.
- Проект на первой сме¬не занял первое место не по своим баллам, а по самой идее, где Главой Карачае¬во-Черкесии Рашидом Тем¬резовым мне была вручена награда, - говорит она.
В ноябре прошлого года за проект Лиза получила грант в размере 200 тысяч рублей. С 18 ноября 2013 года были начаты первые занятия. Курсы проходят раз в неделю по воскресеньям. Первый набор состоит из семи детей.
По словам Лизы, цель проекта - интегрировать лю¬дей с ограниченными воз¬можностями в общество, адаптировать их, научить каким-то навыкам, раскре¬постить. Самый важный момент обучения то, что среди детишек, приходящих на курсы, есть и абсолютно здоровые, это брат и сестра детишек с ограниченными возможностями.
- Они ходят на курсы вместе, так как мы не хотели их разлучать, потому что им так комфортно. Братья Ал¬богачиевы и две двоюрод¬ные сестры Цуровы, - объ¬ясняет Лиза.
- И я чувствую, что они более уверенны, когда вме¬сте. Детей мы находили че¬рез фонд «Мял», некоторых я сама знала. Желающих было очень много, но проект длительностью всего лишь на полгода и 200 тысяч ру¬блей, данные на его реали¬зацию, необходимо растя¬нуть на это время.
Честно сказать, я на¬столько вдохновилась за это время, смотря на этих детей, на родителей. Я сама человек с ограниченными возможностями и понимаю, каково им. Я не ходила ни в школу, ни в университет, ни на какие-то курсы, и поэто¬му понимаю, насколько это для них важно. Я в детстве мечтала об этом, безумно была рада, когда куда-то вы¬ходила. Тогда, к сожалению, в 90-годы в моем детстве та¬ких школ не было.
Помещение для прове¬дения занятий предоставил Курейш Евлоев - руководи¬тель КПЦ «Арт-Босс», за что Лиза Евлоева его благода¬рит от всего сердца. Но на сегодняшний день в первую очередь именно с поиском комфортного для ребят по¬мещения возникают трудно¬сти.
- Мамы часто говорят, что дети с нетерпением ждут этого дня и мне хочется уве¬личить количество часов, потому как дети не учатся в школах и это для них явля¬ется заменой учебного про¬цесса. Я по образованию психолог и нахожу выход из этой ситуации, благодаря чему дети у нас абсолютно не ущемлены. Я очень ча¬сто слышу, как люди говорят, а зачем это нужно вообще. Вот фонд «Мял», например, выделил спортзал для ребят с ограниченными возмож¬ностями, и это здорово. Ну, болеет человек, жизнь-то на этом не закончилась. Это их жизнь, они вдохновляются, они постоянно тренируют¬ся, они представляют нашу республику в других регио¬нах, занимают какие-то ме¬ста, они живут этим. Для них это стимул жить. Я хочу, чтобы они в дальнейшем трудоустроились. В каждом ребенке скрыт потенциал, нам надо лишь помочь ему раскрыться, - подчеркивает Лиза.
Руслан Костоев работает в фирме «Интензибен», он обучает ребят в интеграци¬онной школе компьютерным азам. Он рассказал, что ког¬да к нему обратилась Лиза с просьбой оказать содей¬ствие, то незамедлительно ответил согласием. До это¬го проекта у него уже был небольшой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями.
Руслан признается, что мгновенно чувствует настро¬ение ребят.
- Не чувствовать их на¬строения невозможно. Оно настолько бывает хорошее, что даже заражает. Когда они здесь, тогда и мне хо¬рошо. И я не замечаю, как проходит время. Они очень живые и добрые, на первый взгляд и не понять, у кого ка¬кие проблемы. У нас бывают разные интеллектуальные беседы, кто бы как поступил в той или иной ситуации. У них бывают самые различ¬ные интерпретации. Мне иногда и в голову не придет тот вариант, который они мо¬гут предложить, - рассказы¬вает Руслан.
Что же будет через полго¬да, когда проект необходимо будет закрывать? - спраши¬ваю я Руслана и Лизу, осоз¬навая, как часто они задава¬ли этот вопрос сами себе и не находили нужного ответа.
- Я понимаю, насколько сложно будет вести эту ра¬боту, потому как у меня есть своя, но я не хочу закрывать этот проект. Одновременно заниматься двумя делами очень сложно. Но я уже не мыслю себе жизнь без инте¬грационной школы, - говорит Лиза.
- Вот этим детям, кото¬рых вы видели, глядя им в глаза сказать, что все за¬кончится – невозможно. Мы не сможем решиться на этот шаг. Ведь нам самим очень хочется продолжать занятия. Дети загорелись этими ме¬роприятиями. Но я все-таки не профессионал, нужно привлечь профессионалов или выпускников специаль¬ных факультетов, заодно по¬явятся и рабочие места. Для детей будет предоставлена какая-то квалифицирован¬ная помощь в развитии, а не просто посещение курсов. Наш эксперимент в общем, и был создан для того, что¬бы привлечь внимание, до¬казать и показать, что это нужно, и это работает. Я счи¬таю, что у нас это получи¬лось. Даже немного лучше, чем мы предполагали, - под¬черкнул Руслан.
По дороге домой меня не покидала мысль о не¬обходимости создания интеграционной школы для детей с ограничен¬ными возможностями на государственном уровне. Ведь судя по тому, как от¬кликнулись родители на проведение школы «Дру¬гой взгляд» и то, с какими трудностями приходится сталкиваться ежедневно ребятам, не имея никакой социальной адаптации, надо решать эту пробле¬му. И каждый из нас се¬годня может помочь этим ребятам адаптироваться в обществе. Дать им по¬нять, что мир не без до¬брых людей и что стать другом сегодня довольно просто, достаточно протя¬нуть руку помощи и взаи¬мопонимания.
Жаридат ЕВКУРОВА
Сердало
Комментарии
Лиза, Руслан, Даьл раьз хилв шоан. Да воздаст вам Аллаh за ваш бесценный труд. Жаридат отдельное баркал.