Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 04 / 06 / 2020 Время Московское: 544 Человек (а) в сети
 

Чеченцы и ингуши - народ «нахче»? (подборка выдержек из трудов кавказоведов)

Полемизируя с утверждениями некоторых современных ингушских историков о том, что чеченцы и ингуши изначально были отдельными народами, известный чеченский исследователь Хасан Бакаев (более известный под псевдонимом "Дени Баксан") собрал подборку выдержек из трудов российских кавказоведов, в которых содержится информация о том, что по крайней мере в 19 и в начале 20 века и чеченцы и ингуши использовали общее самоназвание "нахче" / "нохчи".

Итак....

В научной литературе XIX века, посвящённой Северному Кавказу многократно встречается этноним нахче (нахчу, нахчо) как общее название чеченцев и ингушей.

Например, видный ученый-кавказовед и военный историк А.П. Берже еще в 1859 году, перечислив целый ряд чеченских и ингушских ообществ (Назрановцев, Карабулаков, Галашевцев, Джераховцев, Кистов, Галгаевцев, Цоринцев, Аккинцев, Пешхой, Ичкеринцев, Качкалыковцев, Мичиковцев, Ауховцев, Чеченцев Теркских, Чеченцев Сунженских и Чеченцев Брагунских) отмечал:

Вот исчисление всех племен, на которые принято делить Чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим Чеченцам оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют Нахче, т.е. "народ" и это относится до всего народа, говорящего на Чеченском языке и его наречиях. Упомянутые же названия им были даны или от аулов, как Цори, Галгай, Шатой и др., или от рек и гор, как Мичиковцы и Качкалыки. Весьма вероятно, что рано или поздно все или большая часть приведенных нами имен исчезнут и Чеченцы удержат за собою одно общее наименование.
Берже А.П., Чечня и Чеченцы, Тифлис, 1859 г., с. 65-66.

Вслед за А.П. Берже о том же свидетельствует участник Кавказской войны и мемуарист генерал-полковник Д.И. Романовский, который в 1860 году писал, что нахче – это общее самоназвание всех племен и обществ, занимавших пространство от Осетии на западе и до Андийского хребта на востоке. То есть, не только чеченцы, но и ингуши называли себя этническим именем нахче.

Подробнее: Романовский Д.И., Кавказ и Кавказская война. СПб, 1860 г., с. 31-32.

Российский военный историк XIX века Н.Ф. Дубровин, поименно перечислив все ингушские и чеченские общества (кистов, галгаевцев, назрановцев или ингушей, карабулаков, галашевцев, джерахов, цоринцев, ако или акинцев, мердженцев, пшехойев или шопоти, шубузов, шатойев, шаройцев или киалалов, джан-бутриев, чеберлойцев или тадбутриев и брагунских чеченцев) также утверждает, что все они называют себя нахче

Подробнее: Дубровин Н.Ф., История войны и владычества русских на Кавказе. Том I, Книга 1, СПб, 1871 г., с. 368-369.

C этими учеными согласен другой военный историк-кавказовед XIX века, В.А. Потто:

Чеченцев обыкновенно делят на множество групп, или обществ, давая им имя от рек и гор, на которых они обитали, или от значительных аулов, обнаруживающих влияние на другие. Таковы алдинцы, атагинцы, назрановцы, карабулаки, джерахи, галгаевцы, мичиковцы, качкалыковцы, ичкеринцы, ауховцы и прочие, и прочие. Но это разделение чеченского народа на множество отдельных родов сделано, однако же, русскими и, в строгом смысле, имеет значение только для них же. Местным жителям оно совершенно неизвестно. Чеченцы сами себя называют нахче, то есть народ, и название это относится одинаково ко всем племенам и поколениям, говорящим на чеченском языке и его наречиях.
Потто В.А., Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях, Т. 2, СПб, 1887 г., с. 63-64.

Российский специалист по кавказским языкам и этнограф П.К. Услар, составивший кириллическую азбуку чеченского языка, также отмечает, что название "нахче" ("нахчуо") является общим для чеченцев и ингушей. Он писал:

Предлагаемая азбука составлена для языка народа, который сам себя назвал "нахчуй" или "нахчий" (в единственном числе – "нахчуо"), а у нас называемо чеченцами или кистинцами (последнее название грузинское). Язык нахчуй дробится на множество наречий, которые возникли частью по уединенному положению некоторых обществ, частью под влиянием языков соседних народов, осетин, и в особенности кумыков». Далее П.К. Услар констатировал, что язык нахчуй демонстрирует «замечательное характерное единство» за исключением диалекта джераховцев, «которые говорят весьма измененным наречием»
Услар П.К., Этнография Кавказа. Языкознание. Ч. II. Чеченский язык. Тифлис, 1888 г., § 1.

Русский историк, этнограф и кавказовед, председатель Кавказской Археографической Комиссии Е.Г. Вейденбаум писал:

В старинных русских дипломатических актах, относящихся к 16−17 столетиям, упоминается в горах по Тереку народ мичкизы. Впоследствии, когда русские войска побывали за Тереком, появились названия чеченцев и кистов, наконец, при более близком знакомстве с горцами восточной половины северного склона Кавказского хребта, мы узнали о существовании галгаев, глигвов, ингушей, карабулаков, назрановцев, ичкеринцев, ауховцев и много других народов. После лингвистических исследований оказалось, что все они составляют одно племя или народ, который сам себя называет нахчий, у нас же известен теперь под именем чеченцев. Bcе же приведенные выше названия означают или родовые подразделения этого народа, или заимствованы нами от названий селений (напр. назрановцы и чеченцы) и местностей (ауховцы, ичкеринцы), или же, наконец, взяты у соседних народов»
Вейденбаум Е.Г., Путеводитель по Кавказу, Тифлис, 1888 г., с. 70.

В самом конце XIX века немецкий филолог на русской службе К.Ф. Ган отмечал, что все чеченские и ингушские общества идентифицируют себя как нахче.

Он писал:

В Чечне живут чеченцы, число которых по переписи 1897 года простирается до 283 421 лиц обоего пола. Имя свое получили они от разрушенного большого аула Чечень, расположенного в нижнем течении Аргуна. Русские делили их на 20 различных племен, как-то: назрановцев, кистин, галгаев, цоринов, шатойцев, шароецев, чабирлойцев, ичкеринцев, качкаликов и т. д. Народ сам не знает этих названий. Они сами называют себя “нахче”, т.е. народ»
Ган К.Ф., Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.)// Кавказский вестник, № 6. 1900 г., с. 64.

Эти сведения исследователей были обобщены в дореволюционном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

Чеченцы — кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ. Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну Чеченцев на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно Чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются: кисты (по ущельям Макалдона и Аргуна), ингуши (см.), галгаи, карабулаки (по Ассе и Сунже; самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в Турцию) и ичкеринцы (в Веденском округе)... Название Чеченцев ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами Чеченцы себя называют нахчой (люди, народ).
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т. 38, СПб, 1903 г..

Важное дополнение к сказанному находится в работе известного кавказоведа и этнографа Б.К. Далгата, который изучал историю и обычаи чеченцев и ингушей в конце XIX столетия, а потом дополнил и уточнил свои наблюдения на полевых материалах, полученных в горной Ингушетии в первой трети XX века. Б.К. Далгат писал:

Теперь и кабардинцы (шашан), и осетины (цацан), и русские, и сами чеченцы в сношениях с другими народами употребляют название "чеченцы". Но сам народ именует себя... "нахчой". Это название очень часто применяют к себе и сами ингуши и охотно может быть употребляемо как общее племенное название этого народа наряду со словом "чечены".
И далее:

Было бы поэтому наиболее правильным, оставив название чеченцев и ингушей для отдельных частей этого племени, назвать всех их нахчуйцами.

Источник:checheninfo.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Экзорцист Пнд, 26/08/2019 - 01:07

Вейнахи никогда не были одним народом с "вайнехнахами". Альхамдулиллах!
И никогда не будут. ИнщиАллах!

Гость2 Вс, 25/08/2019 - 20:38

В 1973 году будучи в г. Грозном на мой вопрос прохожему ХЬО ВЕЙНАЬХА ВИЙ получил ответ вац со нохчи ву, и так было всё время, от чеченцев слышал нет, а от ингушей да. Этот вопрос меня заинтересовал и от стариков я узнал, что к вейнахам относятся только ингушские общества и большие тейпы Аькки, Мелхи, Орстхо, Ялхоро, Цоро, Евло, Таргимхо, Эгихо, Хамхо, Фяппи, Гилтхо и так далее. Чеченцы не относились к понятию нации Вейнах и ассоциировали себя Нохчи, а под Вейнахами имели ввиду Ингушей.
Я помню, что раньше ингуши никогда не говорили хьо г1алг1а вий, или г1алг1ай мотт, а говорили хьо вейнаха вий, также говорили и про язык вейняьха мотт. На вопрос - Вейнах саг вари из?", отвечали - вац, нохчи вар.
Почему? Хотя теперь под Г1алг1ай обозначают национальность и язык. А дело вот в чем:
Название Г1алг1а идёт от корня Г1ал – башня. Массовое строительство башен началось с Ассинского ушелья, которое и получила название Г1алг1айче. То, что ингуши в отличии от чеченцев жили в башенных комплексах с наличием боевых башен как князья особо подчеркивалось ингушами говоря, со Г1АЛГ1А, то – есть житель (владелец, или хранитель) башни. Поэтому слово Г1алг1а раньше не обозначало ни нацию, ни язык, а подчеркивало его СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. Себя ингуши называли вейнахи и соответственно язык называли вейняьха мотт. Своим социальным статусом ингуши гордились и всячески подчеркивали, так как остальные кавказские народы в том числе и чеченцы проживали в саклях за исключением князей, знати и переселенцев ингушей построившие башни (в основе из-за кровной мести, оставлением территорий из-за эпидемий или принудительного переселения в Турцию и сокращения численности в этом случаи башни заселялись другими народами).
Что касается разговоров про один братский народ и если под этим подразумевается наличие единого родителя (как потомков Ибрахима) то его нет. Со слов стариков даже ингуши произошли не от одного предка (аналогия римлян). Не секрет, что в 30 годах прошлого столетия некоторые предатели ингуши, как и сегодняшние предатели, (по заданию Сталина) обосновывали, что мы с чеченцами якобы один народ Вайнахи (даже придумали языковую группу нахская-людская значит) для последующего упразднения Ингушской Области и присоединения к Чечне с целью передачи г. Владикавказ Осетии.
Нацию Г1алг1а состоящих из различных обществ и отдельных тейпов объединяет общий язык без диалектов, обычаи, культура поведения (эхь, эздел) и менталитет.
О том, что чеченцы и ингуши, разные народы, свидетельствует и то, что впервые оказавшиеся на Кавказе русские подметили, что наш край населяют два разных народа. Нохчи и Ичкерийцев они стали называть чеченцами, а Вейнахов стали называть ингушами. Кроме того ингушей от чеченцев отличало наличие 30 метровых боевых башен (в1ов) которых на Кавказе нигде нет, что соответствует о цивилизации, культуре и менталитету Ингушей. В отличие от других кавказцев каждый ингуш сегодня может показать свою родовую башню и имеет свой тейп. Поэтому их такое множество в Ингушетии.
В качестве примера менталитета приведу рассказ одного чеченца, который будучи в Грузии выдал себя за ингуша, дабы избежать возможного конфликта из-за негативного отношения грузин к чеченцам. Старик грузин заметил ему, что он не Ингуш. На удивленный вопрос, почему он так считает? Грузин ответил: Ингуши в тапочках на босу ногу и в трико не ездят.
Из адата пример – у ингушей в отличии от чеченцев избегать встречи с родителями своей жены до конца своей жизни и т.д.

ГостьЯя Пнд, 26/08/2019 - 13:54

Хорошо объяснили,спс!

Бахьаудин Вс, 25/08/2019 - 18:40

Бред сивой кобылы! Никогда ингуши не называли себя нахче-махче-дахче. Заколебали
эти горе историки. Также есть русские историки, которые доказывают происхождение чеченцев от ингушей.

Абббас с перископпом Вс, 25/08/2019 - 18:32

Всех смыло. Остался Ной,сыновья его.
Ближе к этому времени был Страбона. Он в четвертом томе своей Географии пишет о я
Гаргарейцах на Кавказе.
Затем пошло перемещение людей.
Изучите и историю Амазонок Аламос.
Возникновение термина Вей Нях возникло при перемещении людей. У кого волки симвоодни,у кого Орел- другие
Самое правильное-
Каждый из тех,к кому себя причисляет.

Гость1 Вс, 25/08/2019 - 16:55

Мы не один народ,а разные народы.

Дрон Вс, 25/08/2019 - 20:42

Вы наверное да, но Г1алг1ай и Нохчи один народ!!!!!!

Гость1 Вс, 25/08/2019 - 21:18

доказательства где что мы один народ? или я тебя назову брехливым дроном

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры