Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 07 / 2019 Время Московское: 180 Человек (а) в сети
 

Экономика в Исламе: дух или материя? (Часть I)

Сегодня можно с уверенностью сказать, что исламская экономика переживает эпоху Ренессанса, возрождая былые традиции, далеко выходя за рамки Арабского Востока и всё дальше продвигаясь по миру, неся новые приоритеты, переводя мировой экономический порядок на социальные рельсы. Однако мы всё ещё говорим о предварительной стадии развития исламской экономики. В отличие от неё, традиционная экономика отличается высокой развитостью и трудностью в изучении, это объяснимо длительной историей её становления и развития. Фраза «всё новое – это хорошо забытое старое» как никогда подходит к новой альтернативной модели экономики. Это и есть исламская экономика, которая просто необходима в современных условиях. Попытаемся разобраться, что несёт в себе этот курс. Ресурсов всё чаще становится недостаточно по сравнению с растущими потребностями в них – это аксиома. Также не требующим доказательств является и тот факт, что благосостояние всех людей должно быть выше всех целей – это признают все цивилизации. Учитывая дефицит ресурсов, многие, наверно, с уверенностью скажут, что благосостояние населения страны может остаться неосуществившейся мечтой. Однако поспешу возразить с небольшой оговоркой, что это возможно в том случае, если даже недостаточные ресурсы используются неэффективно и несправедливо. Любая мудрая хозяйка найдёт чем угостить гостя даже при опустевшем холодильнике! С этой целью первоочередной задачей является разработка стратегического плана, эффективности которого легко достичь, беря во внимание мировоззрение населения. При чём тут внутренний мир, спросите вы? Но ведь если внутри пустота, то и форму придавать нет смысла, поскольку рано или поздно этот мыльный пузырь лопнет. Если общество умирает морально, то никакая стратегия не в состоянии помочь ему реализовать мечту о всеобщем благоденствии. Роль морали, духа в модели построения мирового порядка трудно отрицать. Однако важно иметь в виду и содержание самого мировоззрения, поскольку носить оно может двоякий характер: быть, с одной стороны, преобладающе (1) светским и материалистическим, а с другой (2) – ставить на первое место религиозные духовность и гуманизм. Прежде чем рассмотреть это в деталях, давайте вспомним вечный спор философов и историков по поводу первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени, так называемый диалектический материализм. В советских вузах в рамках преподавания марксистско-ленинской философии курс диалектического и исторического материализма был обязательным для освоения как на гуманитарных, так и на естественнонаучных факультетах. И, несмотря на то, что само понятие «диалектический материализм» кануло в Лету, его дело живёт и здравствует, ведь мы по-прежнему зависимы от мирского, выдвигая на почётный пьедестал только деньги. В рамках Ислама вопрос о приоритетности решён, нам необходимо принять это и строить свою жизнь исходя из этого. Но, тем не менее, попытаемся определить роль мировоззрения в формировании экономического строя. Роль мировоззрения Светское или материалистическое мировоззрение максимальное значение придаёт вещественному содержанию человеческого благосостояния, имея тенденцию к полному игнорированию духовного аспекта. Представители этого либерального направления часто утверждают, что максимальное благосостояние может быть достигнуто, если людям дать беспрепятственную свободу в достижении личной выгоды, вручить все ключи к максимальному удовлетворению всех потребностей. При этом они не принимают во внимание то, что человеческой жизнью и её обеспечением, в том числе и материальным, ведает только Всевышний Аллах, и считают, что человек способен сам нарисовать себе путь к счастью исходя из собственных умозаключений и целей. Придерживающиеся такой стороны движения принижают и роль правительства как органа, способного эффективно и справедливо выделять и распределять ресурсы. На вопрос о том, как же будут соблюдаться интересы всего общества, а не отдельно взятого индивида, которому предоставлена неограниченная свобода в преследовании только его/её личных интересов, ответ состоит в том, что законы рынка гарантируют сдерживание личных интересов, так как они находятся под контролем. Но, если учитывать тот факт, что главный рыночный закон – «победа в конкурентной борьбе достаётся сильнейшим», вся жизнь пройдёт в метаниях от одного к другому и в попытках удержать нафс от желания такой победы. В противовес этому религиозное, или, скажем так, духовное начало учитывает обе стороны человеческого бытия, принимая во внимание как материальные, так и духовные потребности человека в достижении благосостояния, разница состоит лишь в пропорциях. Надо отметить, что тут не отвергается необходимость индивидуальной свободы человека, его личного пространства, не отметается возможность в достижении собственных целей, важно понять другое, что всё материальное должно быть уравновешено нравственной и морально-этической наполненностью. Ведь мы уже писали о том, что нельзя просто изменить экономическую систему, для начала нужно изменить человеческое мышление, мировоззрение, чтобы социальная гармония и целостность семьи как основы любого общества не пострадала в гонке за личной выгодой. Ислам.ру

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры