Праздник Великой Победы во все времена - и при прежнем коммунистическом режиме, и сегодня, в новой России- служит одним из немногих объединяющих всех граждан нашей страны независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений событий. Его нравственная и историческая ценность признается всеми и безоговорочно. В этом его величие не только как памятной даты в истории нашей многострадальной страны, но и как мощного объединяющего фактора, который так нужен сегодня нашему обществу, переживающему период бурных, зачастую драматических перемен.
То, что все граждане государства независимо от национальной принадлежности воспринимают 9 мая своим праздником, особенно важно для многонациональной страны- а более многонациональной страны, чем Россия, нет, пожалуй, на всем земном шаре. Сегодняшняя ситуация в России характерна еще и тем, что, наверное, впервые за послевоенный период действительно ВСЕ народы страны могут почувствовать себя сопричастными этому великому празднику по-настоящему, поскольку страна, наконец, признала их вклад в общее дело отстаивания в суровую годину свободы и независимости нашей Родины.
Речь идет, конечно же, о народах, репрессированных в годы сталинского террора и произвола. В их ряду занимает свое место и ингушский народ. Конечно, все народы нашей страны пострадали от самой разрушительной и кровавой в истории человечества трагедии, каковой была последняя мировая война. Но народы, объединенные злой волей наших прежних правителей под общим печальным грифом "народов -спецпереселенцев" испили горькую чашу вдвойне. Пережив войну, развязанную вероломным врагом, отдав, как и все народы СССР все самое лучшее и самых лучших, на алтарь победы; когда ее зарницы были уже видны на горизонте и когда всем великим народом великой страны владело одно желание -дожить и увидеть этот долгожданный час, в скором наступлении которого никто уже не сомневался, - собственная власть, которую когда-то эти народы, в том числе и в первую очередь, ингушский народ, устанавливали не жалея ни сил, ни крови своих сынов, которую защищали от внешнего и от внутреннего врага, обрушила на них кару, тем более жестокую, что она была совершенно незаслуженной и основанной на обвинениях, построенных на песке.
Участие и подвиги покаранных таким образом народов в великой битве за будущее России и человечества были преданы забвению на многие десятилетия. Из истории было вымарано само имя этих народов. Причем недоброе это поветрие стало очень живучим. Если в сталинские годы сразу после депортации и вплоть до смерти "отца народов" само упоминание этнических названий высланных тираническим режимом национальностей было под запретом, то после хрущевской "оттепели" отношение хоть и изменилось, но отнюдь не принципиально. Были восстановлены, хотя и в обкромсанных в пользу соседей границах их национальные образования, разрешено возвращение на Родину, отменены дискриминационные акты. Но не было дано никакой правовой оценки и комментария событиям сталинской эпохи, и возвратившиеся спецпоселенцы считались вплоть до конца 80-х гг. не реабилитированными, а "помилованными", о чем не упускали случая напомнить им как безграмотные обыватели, так и надменные чиновники в высоких кабинетах. Участие же народов-изгнанников в Великой Отечественной войне по -прежнему оставалось задвинутым на самый дальний план в исследованиях их истории и современности.
Наконец, грянувшая над страной в 1985 г. перестройка, казалось бы, вдохнула новую жизнь в надежды и чаяния униженных и оскорбленных собственным государством народов на восстановление справедливости. Эти надежды еще более окрепли в 1989-1991 гг., когда один за другим принимались долгожданные политико-правовые акты, давшие, наконец, справедливую оценку злодеяниям Сталина в отношении целых народов- это и Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", и Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий и исторический Закон от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов". Однако хаос и обвал государственно-политической системы в начале 90-х гг., последовавшие за ними годы потрясений- экономических, политических и др. не дали воплотиться этим гуманнейшим актам. И сегодня выполнение буквы и духа этих исторических актов является насущной задачей нашего государства в сфере национальных отношений.
Вместе с тем, даже в пору демократизации и гласности многие прогрессивные деятели, возвысившие свой голос в защиту прав депортированных в сталинскую эпоху народов как в центре, так и в регионах, в основном делали упор на восстановлении их прав в культурном, имущественном, правовом, территориальном смысле. Но речь о восстановлении справедливости в смысле подлинно объективного исследования участия репрессированных народов в войне не шло. А ведь для того, чтобы опровергнуть ложь и клевету сталинистов на эти народы, необходимо было выбить из их рук главный "аргумент"- о массовом сотрудничестве репрессированных народов с оккупантами (это при том, что например, территория Ингушетии практически не была оккупирована, за исключением крохотной части Малгобекского района), о дезертирстве (это при том, что многие ингуши после приказа об их демобилизации и отправке в тыл, в Казахстан вслед за высланными семьями, всеми правдами и неправдами пытались остаться на фронте и довоевать до Победы- мы помним пример рядового Гайтукиева, не остановившегося перед беспрецедентным шагом- сменой национальности в документах, превратившись из ингуша в русского Александра Гайтукиева, лишь бы дойти со своими боевыми товарищами до Берлина), об "ударах в спину" сражавшейся Красной Армии (это в то время, как только в Малгобекском районе тысячи ингушей- простых мирных граждан под артобстрелом и бомбежкой рыли противотанковые рвы и траншеи, благодаря которым войскам регулярной армии удалось остановить и отбросить врага осенью 1942 г.)
Наконец, сегодня, когда Россия поднимается с колен после долгого периода политического, экономического, культурного упадка, когда вновь формируется сильная страна с сильными лидерами, государство начало поворачиваться лицом к тем, кто был его предшественниками жестоко и несправедливо обижен. Присвоение городу Малгобеку высокого звания Города воинской славы", награждение многих ветеранов наконец -то нашедшими их орденами и медалями за подвиги в годы войны- это живое свидетельство таких позитивных изменений.
На этом пути сделать надо еше очень много. Необходимо финансирование и поощрение активной научной, исследовательской работы с целью выявления и максимально полного освещения роли репрессированных народов в достижении нашей общей Победы, определения их подлинного места в истории Великой Отечественной войны, а не выдуманного сталинскими сатрапами и их последышами- квазиучеными типа Пыхалова, Логинова и др. Пока еще с нами немногие из тех сынов репрессированных народов, которые прошли огненные версты войны и дожили до наших дней, необходимо по достоинству оценить их подвиг, сделать все возможное, чтобы заслуженные ими на полях сражений награды нашли своих героев. Многие из наших ветеранов принадлежат к категории лиц, страшной осенью 1992 г. вынужденных покинуть свои родные очаги в Пригородном районе и Владикавказе, оказавшись, таким образом, на своем безрадостном веку депортированными дважды. Немалая часть из них, подобно Саадулу Арсамакову, до последней минуты вела свой личный бой за восстановление справедливости, чести и достоинства, своих прав и права своего народа жить там, где жили его предки и где он может и имеет право жить по Конституции Российской Федерации, но так и ушла от нас, не доведя до победного конца этот трудный бой после Победы. У нас, переживших их, неоплатный долг, в котором мы пребываем перед ними за их подвиг на войне, удваивается этим их невыигранным еще боем за соблюдение человеческих прав спустя 63 года после разгрома фашизма. И мы должны отдать им этот долг, доведя дело, за которое они боролись, до конца. Это дело-дело восстановления исторической справедливости, прав и достоинства всех ее граждан вне зависимости от национальности и вероисповедания - это и есть сегодня дело нашей страны, ее подлинная национальная идея, без реализации которой невозможно движение вперед.
М.Королев
Последние комментарии
5 недель 2 дня назад
5 недель 2 дня назад
6 недель 3 дня назад
6 недель 3 дня назад
8 недель 6 дней назад
8 недель 6 дней назад
9 недель 4 дня назад
11 недель 4 мин. назад
19 недель 5 дней назад
19 недель 6 дней назад