Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 06 / 2021 Время Московское: 5066 Человек (а) в сети
 

Рамзан Кадыров как альтер эго Владимира Путина

Кто такой Рамзан Кадыров – человек своего странного времени, человек на своем непростом месте, или, действительно, лидер и даже реформатор? О своеобразии чеченской стабильности и природе чеченской власти в интервью Радио Свобода размышляет политолог, член правления Фонда Карнеги Алексей Малашенко. - Важно пытаться понять этот феномен не в черно-белых тонах. Рамзан Кадыров - человек непростой. Постановка вопроса о соотношении места, времени и, в каком-то плане, реформаторства, в общем, логична. Другое дело - во имя чего проводятся реформы, как они проводятся и в каких условиях. Чечня так или иначе отстроена. Я помню чеченские войны, помню Грозный, напоминавший Сталинград, и как казалось, что это навечно. Ведь был и такой вариант: Грозный вообще не восстанавливать, а оставить таким, каким он был, а рядом построить еще один город. Рамзан Кадыров действительно очень много потратил сил, честолюбия, энергии. И он, как я уже говорил, национальный лидер. Но и претензий к нему огромное количество. Во-первых, он жесток - и к своим, и к чужим. Мы знаем об огромном количестве похищений, о введенной им практике заложничества. Мы знаем о поджогах домов его противников. Более того, он сделал, с моей точки зрения, одну вещь - внешне успешную, а в общем-то, парадоксальную и опасную. Он, светский политик, является инициатором даже не исламизации Чечни, а ее шариатизации. Все, что он там делает, с моей точки зрения, может привести к весьма негативным последствиям. Не завтра, не послезавтра. Так или иначе, общество он уже расколол. Поколение зрелое, после 40 лет, этот тотальный ислам не принимает. А молодежь исламизируется. И сам Кадыров иногда разговаривает на, я бы сказал, фундаменталистском языке. И, кстати говоря, из-за этого, в частности, к Северному Кавказу начинают относиться как к внутреннему зарубежью. - Мы говорим о цене чеченских достижений. Можно было сделать все то же самое, - но хоть сколь-нибудь в белых перчатках? Без убийств, без похищений, без поджогов? Или они неотъемлемая часть такого рода реформаторства и лидерства? - Это нечестный вопрос. Если я скажу «да», я вас обману. Если я скажу «нет», вы скажете, что я рамзанист. После двух войн, после того, что там творилось, действовать, наверное, можно было не то что жестко, но и жестоко. Я не могу представить себе эти белые перчатки. Другое дело, что даже в этой ситуации я считаю, что он перебрал в жестокости. Он нарушил заветы чеченской политической культуры, которая основана на консенсусе, а не на подавлении. Он создал режим почти тоталитарный - как это ни смешно звучит для России вообще. - Если я спрошу, почему чеченское общество сдалось, согласилось на такой режим, вы тоже ответите, что это результат двух войн? - А устали люди. Я думаю, что эта послевоенная жестокость где-то логически объективна, потому что в любом обществе - традиционном, не традиционном - после войны необходимо наведение порядка. Сейчас я не хочу говорить, кто войну инициировал, кто участвовал, кто как себя вел, но вот есть факт: эта война полностью разорвала общество, пробудила самые дикие инстинкты, и их как-то надо подавлять. - Все это делает чеченский режим неким исключением на общероссийском фоне, или есть определенная генетическая связь с тем, что наблюдается в других субъектах федерации? - Извините, отвечу вопросом на вопрос: а где-нибудь такая же война была, как в Чечне? - Вот я и пытаюсь понять: такое своеобразие власти определяется новейшей историей Чечни или это просто крайнее воплощение российской властной традиции? - Чечня - это действительно исключительная территория. Взять хотя бы то, что она монорелигиозна и моноэтнична. Больше на Северном Кавказе такого нет. Чеченцы - крупная нация, которая пережила 44-й год. Чечня, заметьте, дольше всех сопротивлялась советской власти - это было национально-освободительное движение при советской власти, и было оно достаточно эффективно. Более того, остатки его сохранились до начала 70-х годов - был какой-то моджахед, которого поймали в горах чуть ли не в 1974 году. Вы понимаете, это не экзотика, а все же какое-то исключение из общей истории. Это не Осетия, это даже не Кабардино-Балкария, это не Дагестан. Поэтому с общим лекалом подойти к Чечне, по-моему, невозможно. Хотя, конечно, очень хочется. Я думаю, стабильность Чечни не может быть утрачена. Она может быть размыта, ослаблена – в зависимости от того, что происходит в Москве. Рамзан, если вы помните, говорил, что Путин должен быть вечным лидером России, вечным президентом. И первым организовал ему 100-процентную поддержку в своей республике. И это совершенно логично. Во-первых, по каким-то параметрам Путин может быть только вдвоем с Рамзаном или наоборот. Те же амбициозность, авторитаризм, но в Чечне это помножено на традиции, на ислам, на войны. Для Рамзана Путин - это ориентир и в плохом, и в хорошем. Если Путин нарушает законы и сажает Ходорковского, почему Рамзан не может то же самое делать со своими противниками - с учетом опять же чеченской специфики? Да, Рамзан – это, я бы сказал, альтер эго Путина. И отношения между Чечней и федеральным центром, Москвой, построены на их личных отношениях. Представьте себе, что один их них уходит - по болезни, еще по какой-то причине. Ведь точно никто не знал, кто останется президентом России. То есть, всем было ясно, кто останется, но тем не менее... Вы можете представить себе такую пару - Медведев и Рамзан? Вы видите, как между ними могут выстраиваться отношения? Я - нет. И это придает конструкции опасную хрупкость - нельзя отношения между субъектом и федеральным центром выстраивать, прежде всего, благодаря личному взаимопониманию. Вадим Дубнов/Radio Free Europe ИноСМИ

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Сб, 08/10/2011 - 20:21
ramzan kadirov pidar dolbanniy wlyuha i podstilka putina.JOPALİZ
Пт, 07/10/2011 - 13:43
Это кто отец?
© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры