Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 8382 Человек (а) в сети
 

Зейнеп Дзарахова представила редкие экспонаты на выставке,посвященной первому ингушскому летчику Ахриеву

В эти дни в Ингушском государственном музее краеведения им. Тугана Мальсагова проходит выставка, посвященная первому лётчику из народов Северного Кавказа Рашид-Беку Ахриеву. На открытии выставки присутствовали ученые и общественные деятели нашей республики, студенты и представители региональных СМИ.

Со словами искренней благодарности в адрес организаторов данного мероприятия выступил директор музея Магомед Сагов, который рассказал о материалах, имеющихся в подведомственном ему учреждении.

Инициатором такого масштабного культурного досуга стала известный этнограф, художник, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. По словам автора экспозиционного показа жизни и деятельности ингушского пилота, Рашид-Бека Ахриева по праву называют «пионером авиации Таджикистана», «первым лётчиком Ингушетии», и эти звания, как видно из истории, снискали нашему земляку заслуженную славу.

— Эта выставка приурочена ко Дню Воздушного Флота России, к которому наш знаменитый земляк Рашид-Бек Ахриев имеет прямое отношение, — говорит Зейнеп Магомет-Тагировна. — Посетители выставки смогут увидеть материалы из личного архива сына Р. Ахриева — Хаджи Ахриева. Это книги и публицистические статьи о летчике, его личные вещи, а также небольшой фотоматериал, ордена и наградные листы героя.

По утверждениям многих военных историков, Рашид-Бек Ахриев был высоким профессионалом своего дела. Интеллигентный, глубоко образованный и воспитанный, — вот такими словами можно было охарактеризовать этого человека.

Родился Ахриев Рашид-Бек Чахович в 1895 году в родовом селении Фуртоуг Владикавказского округа Терской области (ныне Джейрахский район Ингушетии) в семье первого ингушского ученого-этнографа и просветителя Чаха Ахриева. Раннее детство Рашида прошло в Азербайджане, там же он и пошел в первый класс.

Для выпускника Владикавказской гимназии Рашид-Бека Ахриева выбор военной карьеры не был случайным, это был закономерный шаг юноши: помимо веками культивируемых воинских традиций среди ингушей, его мать была дочерью офицера Императорской армии из рода Базоркиных, а такое завидное происхождение ко многому обязывало.

Накануне Первой Мировой войны по окончании Тифлисского военного училища в 1914 году Ахриев Рашид-Бек направляется на фронт. Воевал в частях армейской пехоты. Был дважды ранен.

Летом 1917 году по личному рапорту его направляют в Гатчинскую авиационную школу, готовившую военных летчиков для Императорской армии. Авиация в то время была, пожалуй, самым престижным родом войск. По отзывам современников, «военлеты» (так их неофициально именовали) быстро набирали популярность у военных.

Попав из армейской пехоты в среду военных летчиков, Ахриев Рашид-Бек вскоре, по окончании авиашколы, становится военным летчиком — первым и единственным на то время из горских народов Северного Кавказа. Летал на знаменитом моноплане «Ньюпоре». За боевые отличия штабс-капитан воздушного флота Императорской армии Рашид-Бек Ахриев был удостоен ордена Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом.

Однако недолго пришлось воевать нашему летчику в военной авиации Императорской армии. После государственного переворота осени 1917 года, когда произошло крушение государственных устоев России, Р. Ахриев эмигрировал в Турцию. Там он и продолжил летать, но только в составе авиации Османской империи, союзнице Германии.

После объявленной в 1920 году амнистии офицерам Императорской армии, Рашид-Бек Ахриев возвращается в Россию. Вскоре его направляют в Среднюю Азию. 3 сентября 1924 года на самолёте «Юнкерс Ф-13», оборудованном под пассажирские перелёты, пилот Рашид-Бек Ахриев, вместе с авиамехаником Петром Комаровым совершил первый регулярный рейс Ташкент — Душанбе. В этот день он перевез руководящих членов Правительства новой азиатской республики, которые находились в г. Ташкенте, а затем прибыли в Бухару, чтобы направиться в Душанбе.

Таким образом вверенный летчику Правительством Таджикистана самолет «Красный Таджикистан» явился пионером в освоении гражданских воздушных трасс на линиях Таджикской Республики. Впоследствии «Красный Таджикистан», пилотируемый Р. Ч. Ахриевым, совершал рейсы в г. Душанбе, доставляя пассажиров и почту.

Ещё один авиационный маршрут «Бухара-Душанбе» был проложен над восточной частью Гиссарского хребта, где в любое время года господствуют восходящие воздушные потоки, вызванные столкновением воздушных масс с пустынными породами равнин Кара-Кумов и горных хребтов Афганистана. Поэтому этот маршрут по праву считался в СССР одним из самых сложных и опасных. В 1925 году Рашид-Бек Ахриев становится летчиком Среднеазиатского отделения Российского общества «Добролет», и осваивает эти самые опасные воздушные пространства. За это Правительством СССР он был награжден ценным подарком.

В 1927 году Р. Ахриев перевелся в г. Харьков, и до 1941 года служил в Харьковском авиационном звене Украинского управления Гражданского воздушного флота.

С началом Великой Отечественной войны многие из летчиков советской гражданской авиации были мобилизованы в ряды ВВС. Не стал исключением и летчик Рашид-Бек Ахриев: солидный опыт воздушных боев в Первой мировой войне, равно как и полетов в сложных условиях Средней Азии, был бесценным в условиях начавшейся войны.

В 1941 году Рашид-Бек Ахриев направляется в распоряжение Северо-Западной особой авиагруппы. Служил в составе летного отряда особого назначения под командованием генерал-майора Ш. Чанкотадзе. Летал на тяжелом транспортном самолете Ли-2 и доставлял советским партизанам оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты.

20 января 1942 года звено из трех транспортных самолетов Ли-2 (Р. Ахриев был ведущим) попало под огонь немецких зенитных орудий. Два самолета были сбиты и упали на временно оккупированную территорию. После освобождения Ленинградской области, в 1944 году, самолеты нашли, а останки погибших летчиков, среди которых были и останки Рашид-Бека Ахриева, с почестями захоронили.

Вот такой трагической оказалась жизнь прославленного ингушского летчика, которым по праву могут гордиться его потомки. Более подробно об этом человеке, достойном представителе ингушского народа, расскажет данная выставка, организованная Зейнеп Дзараховой, на которой представлены редкие экспонаты, способные вызвать неподдельный интерес у наших жителей.

Источник:gazetaingush.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископпом Пт, 30/08/2019 - 10:35

200 км от Тербовля,Украина,где стоял бомбардировочный полк,установлена стела на месте первого Тарана в 8 часов 20 минут утра 22 июня 1941 года. В воздухе встретились в океане Ингуш и немец,которые учились летать в одном летном училище сссср.
Написано на стекле
Неизвестному летчику.
Генерал Власов сбежал с медсестрой,оставив все документы и штаб армии.
Легче в архивах Германии найти имя немецкого летчика и потом доказательства ингушек Джабраила.

Генерал Власов бежал с фронта. А потом во второй раз сдал армию в план.
Вот такая история была.
Имя и изменённая и настоящая фамилия известна,нужны бумажки архива.

Фриц Диц Пт, 30/08/2019 - 11:13

Умер он говорят, лет пять назад в Австралии. У него 2 племянника здесь в Германии. Младший мультимиллионер, у него большая сеть ювелирных магазинов. А старший генерал Бундесвера, сейчас в штабе НАТО работает в Брюсселе.

Mata Пт, 30/08/2019 - 11:52

Какую он фамилию пишет и как его зовут не знаешь?

Фриц Диц Пт, 30/08/2019 - 14:20

Я с ними 15 лет работаю и знаю их имена-фамилии. Только им памятники не нужны. Они сами здоровые как памятники. И у них всё чики-пуки. Дядя Джо, который умер, писал то ли еврейскую, то ли венгерскую фамилию. А племянников немецкую фамилию вся Германия знает. Они же сюда не как беженцы приехали, а с миллионами и правильными документами. У них даже мама во время высылки в детстве немецкий язык раньше русского выучила. И они сами через год говорили с берлинским акцентом.

τιμωρία Пт, 30/08/2019 - 15:43

Самому не надоело ......ть

Mata Пт, 30/08/2019 - 15:09

Хотела о них публикацию сделать

Фриц Диц Пт, 30/08/2019 - 16:59

А для кого Вы хотите делать репортаж? Вы комментарий чуть повыше Вашего видите? Сколько столетий эволюции потребуется таким комментаторам, чтобы приблизиться к уровню homo sapiens? За границей даже русские туристы стараются говорить между собой на зе-кающем английском чтобы другие русские к ним не цеплялись с просьбами. А успешные люди нигде, в т.ч. и в Москве, даже телефоны не дают своим соплеменникам и тем более родственникам. Беженская гопота и здесь не изменила своим славным традициям безделья, зависти и попрошайничества. Поэтому европейцы и относятся к ним как к людям 8-го сорта. Насколько я знаю, у этой семьи должников пол-республики и без Вашей рекламы. Не сомневаюсь в Ваших благих намерениях, но такова сегодняшняя реальность.

Фриц Диц Пт, 30/08/2019 - 17:29

Хотя про лётчика можно было бы и фильм снять. Он не говорил на немецком и я несколько раз сопровождал его в поездках по всей Германии. И видел как старик с такой интересной и трагической судьбой вглядывался в лица немецких ветеранов будто пытаясь что-то понять. Но сейчас культивируются другие ценности и такой фильм никого ничему не научит.

Mata Пт, 30/08/2019 - 18:09

Почему мы должны ориентироваться,как вы говорите,на завистников и бездельников?!
Многие радуются успеху своих соотечественников.И с большим удовольствием читают подобные публикации.Для подрастающего поколения тоже полезно читать и знать,что своим трудом и знаниями можно многого добиться.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры