Нахский языческий пантеон отличался сложностью и высокой степенью проработанности мифологии. У нахов в храмах и святилищах помещались изображения божеств.
Верховным божеством считался Дела (Дала, Дяла), предводительствовавший над богами, полубогами и духов-покровителей, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект бытия вселенной.
Дела требовал полного подчинения от подчинённых божеств, а случае непослушания жестоко наказывал.
ЦIей-лоам - священная гора, у вайнахов-язычников считавшаяся местом обитания Селы-громовержца. Находится в Джейрахском районе Республики Ингушетия. Села был божеством грома и молнии, проносившимся по небу во всей своей молниеносной славе.
Мятсель (Мятцели) был божеством земледелия и урожая, защитником бедняков. Посвящённый ему праздник «воскресение Мятселя» (Мятсель К’иранде) приходился на один из дней посвящённого ему месяца – это примерно с 23 июня по 22 июля. Празднование в честь Мецхаля ** совершалось через три недели после «воскресения Мятселя».
Иштар (Этер, Эштра)-Дела был божеством жизни и смерти и правителем Подземного царства. Он наказывал грешников, превращая пороки их души в затяжные муки загробного мира. Поэтому, существовала потребность в молитвах и подношениях, чтобы успокоить рассерженное божество.
Молз-Ерды – непобедимое божество войны и победы, предводительствовавший вайнахами в битвах.
Одноглазый Елта изначально являлся божеством охоты и покровителем охотников, которому они делали подношения из добытого на промысле. Позже его божественное призвание распространялось на покровительство урожая, так как некоторые его подопечные животные были одомашнены и использовались в сельском хозяйстве. Однако потом его функции забрал себе Мятцели.
Среди младших божеств известен Амгали – Ерды, праздник в честь которого отмечался на горе Эрстхой две недели спустя после праздника в честь Мятцели.
Таамаш (Ткъамыж) –Ерды, повелитель судьбы, имел вид карлика, сидящего на лошади, но в гневе принимал огромные размеры. Празднование в его честь совершалось в день после праздника Амгали. После христианизации Таамаш – Ерды отождествлялся со святым Тимофеем. Мятцели, Амгали и Таамаш считались братьями.
В дохристианские времена богини занимали видное место в нахском пантеоне, особенно во времена матриархата. Приход Единобожия отодвинул главные женские божества на второй план, поскольку только о богине Тушоли*** сохранились более-менее подробные известия.
К младшим женским божествам относились – Дарца – Нана (Мать-Метель), божество вьюг, метелей и скал и снежных лавины, сходивших с высоких горных вершин, Мох - Нана (Мать Ветра), богиня ветра, её посвящался второй день недели и Села-Сата («Иволга»), защитница девственниц, целомудренных девушек.
Ниже «вселенских» божеств в мифологии вайнахов находились божества –покровители местностей и кланов. Возможно, деревенские и семейные божества-покровители были продуктом неоязычества, когда вайнахи вернулись к своим древним верованиям и отошли от христианства после того, как Грузия утратила своё влияние на горские народы XIII веке.
Существовали также сверхсущества, которые никогда не относились к разряду богов.
Пхармат в чеченской мифологии герой (у ингушей известен как Куркъо) укравший у бога Селы-громовержца огонь для людей и за это прикованный к горе Бешлам (Казбек). Аналог древнегреческого Прометея. Пхармат в чеченской мифологии герой (у ингушей известен как Куркъо) укравший у бога Селы-громовержца огонь для людей и за это прикованный к горе Бешлам (Казбек). Аналог древнегреческого Прометея. Пхармат (П-хармат) установил порядок в мире, упорядочил хаос, разделив землю и небо, используя свою необычную силу.
Мугучий Сеска – Солса, потомок богов и предводитель нартов, был позднее (во времена христианства) отождествлён с Иисусом Христом.
В верованиях нахов кроме того существовал Пандемониум – обиталище демонов, чей нрав характеризовался противоречивостью и отсутствием лукавства.
Источник :checheninfo.ru
Комментарии
Источник - checheninfo.ru???
А у Армянского Радио почему не спросили???
есть книга Шилига 1921 года под названием
" Ингуши и Чеченцы".
Она написана со слов последнего жреца о пантеоне почитаний,о миологии,о артефактах.
Историческая работа .
девочки вырастают с куклами,мальчики с конями и оружием. если нет внимания,то так и до старости,если они имеют влияние,то и на других.
кто построил Храм Тхаба Ерды?
как переводится название?
откуда столько математики в нем и в башнях?
елты дал?
а сотовая вышка перед храиом?
а Сириус,Везена в разговорах?
а об устройстве Солнечной системы?
а комета Галея,которую ре боялись и под стол не залазили?
а табличка жреца,где описано с какой скоростью,сколько расстояние летали и сколько времени до пятой планеты?и иазмер солнца откуда?
а единицы измерения,Дол,Бустум,инч?
а что есть Лир?
а ЛувКхер?
и чего это кавказский хребет это две головы византийского Орла,видного с Космоса?
помню везде портреты сталина ленина,маркса,а кому жаловались? писали?
товарищ Хрущев!
мая хатит дамой!
чтоиза понятие Ерды?
только сейчас ученые доходят до этого понятия об устройстве солнечной системы.
а ленин и сталин уже....
один пил пиво,а другой вино...
маа,Везена,лят Дялла!
( создатель Сириуса,Везена,Земли...
вы можете прказать пальцем на сириус,звезду Везена? а они знали,что Сириус двойная звезда,шииРа.
А вы когда узнали ,чтоиона двойная?
а нарты кто ( Наарт).?
а солярный знак?
со лярХа.солнце,точный размер.....
Иннуш это сила!
набираю пять человек на экскурсию к трем порталов Нартов для квантового перехода в прошлое и на Марс и Фаэтон. Дорого!
Торг не уместен!