Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 6993 Человек (а) в сети
 

Возможен ли Шариат в России сегодня?

Уже не первый год не только деятели Ислама, но и светские специалисты – юристы, социологи, религиоведы, востоковеды – обсуждают возможность сочетания юридических норм светского законодательства Российской Федерации с элементами Шариата, указывая как на практику Российской империи XIX века, так и на опыт иных стран в XXI веке. Об этом – беседа культуролога Джанната Сергея Маркуса с Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым. Он – кандидат исторических наук, руководитель Энциклопедического отдела Издательского дома «Медина» (Москва – Нижний Новгород).

– Давайте сначала разберёмся, как это видится Вам как историку: где-то уже было такое, чтобы Шариат сосуществовал со светской правовой системой, или с системой, определённой иной, неисламской религиозной государственностью? Поясню: ведь многие удивляются, слыша, как о введении элементов Шариата говорят для Англии или для современного Дагестана, к примеру?

– Для начала поясним, что Шариат – это больше, чем собственно мусульманское религиозное право (фикх), так как он охватывает и ряд направлений светского права. В настоящее время Шариат как правовая система в полной мере действует только в отдельных мусульманских странах – монархиях Персидского залива, Иране, ряде стран Северной Африки. В большинстве же мусульманских стран Шариат имеет весьма ограниченную сферу применения – в основном, только в гражданской сфере.

Интересен пример тех стран, где Шариат действует в качестве гражданского права в отношении их мусульманского сообщества – например, это Индия, Израиль и Филиппины. Здесь также Шариат регулирует гражданскую сферу, в то время как в остальных вопросах для местных мусульман действует общее (светское) право. При этом в первых двух странах этот порядок установился ещё до получения ими независимости, то есть с эпохи Британской Индии и османской провинции Палестина, соответственно.

Аналогичная ситуация существовала в Российской империи. Здесь Шариат также регулировал гражданскую сферу во всех местах компактного проживания мусульман-сельчан и в экстерриториальных городских общинах. Уголовные же и административные дела регулировались общероссийским светским правом.

В первые годы советской власти этот порядок (применение Шариата как гражданского права) сохранялся на Кавказе и в Средней Азии – до середины, или в некоторых отдалённых районах до конца 1920-х годов.

– Ещё одно теоретическое, уже не историческое, а богословское уточнение: Шариат тотален или нет? То есть, требует ли его полное воплощение в жизнь отмену всех иных, нешариатских альтернатив?

– В мусульманском обществе Шариат, как правило, всегда сосуществовал с обычным правом (урф). Более того, он всегда внедрялся в жизнь постепенно. Существует известное постановление Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) своему представителю в Йемене Муазу ибн Джабалю: «Призови их засвидетельствовать, что нет бога, кроме Единого Бога, и что Мухаммад (мир ему и благословение) – посланник Бога, и если они подчинятся тебе в этом, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно; если они подчинятся тебе и в этом, уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать [денежный налог], который следует брать у богатых и отдавать бедным (из их числа)…».

Отсюда следует, что Шариат вполне совместим с другими правовыми системами. Иначе говоря, законы Шариата в общеправовой системе могут быть представлены лишь несколькими процентами, а могут составлять в ней большинство – всё зависит от конкретных условий.

– Конкретно: актуальный вопрос для России. Насколько могут сосуществовать в практике многонационально-поликонфессиональной Федерации одновременно светские, плюс православные и плюс ещё шариатские правовые практики?

– Видите ли, в целом ряде стран применяются смешанные формы права. Самым известным примером, видимо, является Великобритания: в Англии и Уэльсе действует одна правовая система, а в Шотландии – совершенно другая, не родственная англо-саксонскому (прецедентному) праву. В канадской провинции Квебеке или американском штате Луизиане действует смешанное право как наследие французского колониального периода.

Примером сосуществования религиозного и светского права является Израиль: уголовная сфера регулируется общим правом, гражданская – религиозным. Для иудеев это, соответственно – Галаха, для мусульман – Шариат (здесь действует «Эль-Маджалла», свод мусульманско-правовых норм Османского халифата по вопросам гражданского и судебного права).

Так что сосуществование светского общего и шариатского права для нашей страны – вполне вероятная и работоспособная перспектива.

– Нашу страну в последние годы возглавляет выпускник Петербургской юридической университетской школы – президент Д. А. Медведев. Он знаком с обсуждаемой нами проблематикой именно как юрист? Что в его «альма матер» в Петербурге студенты узнают о Шариате и его адаптации к текущей действительности?

– Не могу ответить на этот вопрос однозначно. В нашей стране очень мало специалистов по теории и практике Шариата. Так, крупнейшие разработчики этой темы Г.М. Керимов и Л.Р. Сюкияйнен живут и преподают на кафедрах в Москве…

– Как решается (или не решается), обсуждается (или игнорируется) проблематика возвращения Шариата в практику и его адаптации в традиционно мусульманских странах СНГ?

– Практически все эти государства боятся даже разговоров на эту тему, то есть ни о каком официальном возвращении Шариата там и речи быть не может. Этому есть несколько причин, в частности, «комплекс младшего брата» – то есть элиты, лидеры этих стран стесняются своей азиатско-мусульманской идентичности. Кроме того, в Таджикистане, Узбекистане и частично в Азербайджане власти серьёзно опасаются исламской оппозиции, которая как раз исповедует подобную идеологию. Хотя при этом, конечно же, отдельные нормы Шариата, совмещённые с адатами (местными традициями, устоями), здесь существуют, регулируя в основном религиозную модель поведения личности и всей мусульманской общины.

– Вы имеете, хотя бы в общих чертах, план – как адаптировать Шариат в России XXI века? И кто-нибудь из специалистов этим занимается или всё течёт самотёком?

– Я знаю, что подобные планы разрабатывались в России в 1990-е годы по заказу некоторых мусульманских религиозно-политических движений. Возможно, некоторыми из них можно было бы воспользоваться и сегодня.

В самом начале необходимо подготовить энное число специалистов – правоведов, которые должны иметь базовое юридическое образование, с одной стороны, и специализировались бы на изучении Шариата. Разумеется, их национально-религиозная принадлежность не должна иметь никакого значения, хотя по понятным причинам желательно, чтобы не менее половины из них являлись бы практикующими мусульманами.

Затем я бы ввёл отдельные нормы Шариата в виде эксперимента в одном конкретном регионе. Разумеется, это должны быть такие положения Шариата, которые не противоречат российской Конституции. Собственно, реальные шаги в этом направлении уже идут: это, скажем, ограничение на продажу и оборот алкогольной продукции в ряде регионов во время Рамадана. Но предварительно необходимо реально оценить все аналогичные примеры в неисламских странах: например, в Европе в последние годы набирают оборот банковские окна или филиалы, работающие на принципах Шариата. Чем не пример для нашей страны, тем более что недавно начались первые крупные инвестиционные вложения в нашу промышленность со стороны Саудовской Аравии?!

– Итак, что доступно сделать уже сейчас для совмещения светского и шариатского правоприменения в России?

– Можно начать с вопросов наследства – многие мусульмане желают, чтобы эта сфера регулировалась именно на основе принципов Шариата. Здесь государственные органы просто обязаны пойти навстречу пожеланиям граждан. Далее, довольно легко решается имеющееся противоречие с российским законодательством в вопросе о вакфах – неотчуждаемом имуществе религиозных организаций. Здесь сходятся интересы уммы и Русской православной церкви, которая также стремится узаконить церковное и монастырское имущество в качестве неотчуждаемого. Чтобы в России начал работать исламский банкинг, особых законов не требуется – нужно лишь подкорректировать подзаконные акты и инструкции Центробанка.

Чуть позднее можно вводить нормы Шариата в семейное право. Так, с помощью Шариата можно, например, легализовать двоеженство, которое имеет место в отдельных регионах, в том числе на Северном Кавказе.

– Чуть ли не главный болевой вопрос: не приведёт ли частичная, или полная адаптация Шариата к юридической практике в отдельных, традиционно исламских регионах России – к усилению сепаратизма, в конечном счёте (на перспективу) к развалу Федерации?

– Важно соблюдать золотую «середину». В немусульманских странах, где действует Шариат, мусульмане почти до начала 2000-х годов были маргинальным меньшинством, жившим как бы в параллельном пространстве; в Израиле эта ситуация продолжается до сих пор. В России этого допустить нельзя. В целом, общее административное и уголовное право должно иметь верховенство на всей территории страны. Шариат же должен регулировать гражданскую сферу в тех рамках, к которым можно прийти в ходе поиска компромисса (к праву вообще не применяются универсальные и абстрактные определения – всё должно быть предельно точно).

С другой стороны, тему Шариата нельзя до бесконечности игнорировать. Сегодня этот вопрос актуален как никогда. Недавно информационно-аналитический сайт Регионы.Ру провёл опрос священнослужителей на тему введения Шариата. Почти все священники РПЦ вспомнили о том, что Россия является светской страной и мусульманское религиозное право будет противоречить Конституции РФ. Странно, почему об этом вспомнили только сейчас, а не тогда, когда решался вопрос о введении религиозно-ориентированного предмета в общеобразовательной школе?! Между тем, исламские религиозные структуры и их лидеры, начиная с 2006 года, как раз и поднимали вопрос о том, что в светском государстве такой предмет будет противоречить закону.

Сегодня мы всё-таки вводим этот предмет. Результат этого для мусульманских регионов страны прогнозируем заранее: уже через 6-7 лет нынешние четвероклассники Чечни, Карачаево-Черкессии и Дагестана начнут требовать введения основ Шариата в своих республиках, и ни одна власть не посмеет выступить против массовых запросов молодёжи. Студенчество, как мы знаем, может стать и опорной силой деструктивной оппозиции – а в данном случае речь пойдёт не об отдельных молодёжных элементах, а о ВСЕЙ мусульманской молодёжи, которая все эти годы будет изучать в школе основы Ислама.

Так что, коль скоро мы один раз нарушили светский характер государства… Как говорится, сказав «А», надо быть готовым сказать и «Б». Важно сделать это так, чтобы государство сохранило своё единство – то есть уже сегодня готовиться к введению Шариата, основываясь на рекомендациях специалистов.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры