Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 24 / 04 / 2024 Время Московское: 7012 Человек (а) в сети
 

Руслан Эльдиев: «В наших горах наблюдается сплошная безбашенность!»

Говорят, что беда не приходит одна. Я бы добавил: она еще тщательно подготавливается к своему визиту. Зондирует наше сознание, выискивая в нем слабые места, которыми можно манипулировать, анализирует возможные просчеты, готовит провокации...

Что за бред — скажете? Отнюдь. Разве для многих из нас стала новостью, к примеру, кража неизвестными камней с руин башенных комплексов в Джейрахском районе? Да бросьте! А разрушающаяся на глазах Назрановская крепость? А печальная судьба башни Овлура, от которой ничего не осталось? Разве мы сокрушались по этому поводу, рвали волосы на голове, дескать, «спасите, помогите!», выясняли, что стало с программой реконструкции Назрановской крепости?! Это уничтожение памятников происходило и происходит на наших глазах!

И не где-то в горах, где воришкам легче орудовать, а на плоскости, где все как на ладони видно. Вообще, новому виду воровства как минимум двадцать с лишним лет. В этом уверен и известный ингушский художник, публицист, автор герба Ингушетии Руслан Эльдиев, который может часами рассказывать об истории и судьбе легендарных ингушских башен.

— Руслан Алимович, так значит, трубить о беде, происходящей с памятниками архитектуры, давно надо было?

— К огромному сожалению, с наследием прошлого у нас «давние счеты». Уж очень легко мы с ним расстаемся. Не знаю, в чем причины такого отношения. Вернее — могу догадываться. Возможно, они кроются в трагической судьбе ингушского народа, который долгие столетия думал лишь, как бы выжить, и было не до жиру.

Но я склоняюсь к другой версии: в купле-продажный век, когда все, что мало-мальски имеет денежную цену, сегодня превращается в предмет торга. Вот эти камни и крадут. Мало того, с ворами рука об руку в горах теперь орудуют и вандалы, для которых нет ничего святого: им что арочную перемычку вытащить, разворотив стены, что ваше сердце для продажи, убив вас, — все одно. По закону рынка, если есть спрос — есть и предложение.

— Кто же эти покупатели?

— Да их не надо искать за тысячу километров, они живут рядом, может, даже — по соседству, возможно — через дом. Зачем им эти камни? Мотивы могут быть самыми разными. Для кого-то — тщеславие, когда камни с петроглифами, несущими важную информацию, украшают его дом, кто-то просто хочет нажиться за счет их продажи: ведь каждый камень, в том числе и арочный, имеет свою цену.

Тем более — если покупатели знают, что они составляли стены классической боевой ингушской изящной башни. Вот так и зовется наша башня в классификации башен, которая во всем мире содержит всего пять видов, среди которых испанская, грузинская и т. д. Ингушская боевая башня является в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Она поражает простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Беда с кражей камней начала обретать масштабы с момента появления хороших, качественных дорог, ведущих в наши горы.

Столетьями, как немые воины-исполины, стояли наши башни, внушая страх и уважение нашим врагам, предоставляя кров и безопасность нашим пращурам. Их взрывали, крушили, но окончательно добить смогли только мы сами. Варварство — только это слово подходит к такому преступлению перед памятью предков.

— Наша газета часто публикует ваши интересные рассказы о прошлом нашего народа, где сохранены крайне важные детали тех времен. Откуда у вас эти сведения?

— Все эти детали я черпаю из увлекательных рассказов своего деда Асланбека — человека насыщенной, трагической судьбы. Он скончался в 1975 году, прожив более ста лет (по переписи 1886 года ему было 6 лет), был свидетелем многих переломных событий и значимых вех в истории нашего народа, региона и государства в целом, был близко знаком со многими, как сегодня говорят, высокопоставленными чинами Кавказа того времени.

Слава Богу, память не подводит, вот я ее и «воспроизвожу» периодически. Да и многие исследователи нашего края, к счастью, успели описать малейшие детали жизни наших предков, нюансы их культуры.

— Известно, что срок возведения ингушской боевой башни не мог превышать одного года. Интересно — почему?

— Наши предки прожили заточенными в горах не одно столетие, и за это время у них естественным образом выработались свои нормы жизни в разных сферах. Вот, сегодня, например, финансируют тот или иной объект, обозначают сроки его возведения. Не успел — возвращай деньги. Иначе — раздолье для коррупции и всяких злоупотреблений. Конечно же, о коррупции при жизни наших предков в горах речи не могло быть: там не до этого было. Но все равно поползновения как-то нарушить общий для всех порядок, возможно, и случались.

Например, кому-то хотелось построить башню выше, красивее, чем у других. А конкретный, обозначенный срок строительства минимизировал эти потуги, рождавшие в сердцах тщеславие. Мне иногда кажется, что сегодняшнее наше необузданное тщеславие, жажда перещеголять друг друга в изысканности, масштабах строительства домов — это вырвавшаяся из тех тисков энергия. Уверен, что рано или поздно она уляжется.

У ингушей на строительство боевой башни «вов», действительно, отводилось 365 дней. По истечении этого срока никто не имел права положить даже один камень на постройку. Место строительства тщательно выбиралось с участием «цув» — жреца. Часто основание пропитывалось жидким известковым раствором в течение нескольких дней, пока грунт отказывался «пить» это «молоко». Сегодня мы назвали бы этот процесс цементированием. Подготовка к строительству шла не один год: камни обрабатывались трудоемким, примитивным способом, каждый камень имел свою цену.

Стоимость среднего камня была эквивалентна цене одной овцы, крупный блок у основания мог достигать цены коровы. Помогали родственники: преподносили камни как подарок. Кладка производилась изнутри, без вспомогательных лесов. Подняв стены на 2,5-2,7 м, стелился пол второго этажа, в каждом этаже оставляли люк, чтобы мастер-строитель поднимался наверх. Возводили обычно 6-7 этажей, в итоге башня достигала высоты 23 и более метров.

Важное значение имели бойницы и окна, учитывались стороны света, статус основателя («да») селения. Завершение строительства «вов» широко отмечалось: резали семилетнего быка, баранов, праздник продолжался три дня с танцами, джигитовкой. Пришлый или человек другой национальности не мог размещать бойницы и окна, направленные на «да», который вход в жилую башню размещал с восточной или южной стороны. Новый же житель не мог этого делать, равно как и не мог строить башню выше башни «да», которая была господствующей.

В общем, многое указывало в селении, кто тут основатель и главный. Делалось это с прицелом на будущее. Раствор для кладки был только известковый и, что интересно, без песка. Использовался лишь только крупнозернистый отсев обработанных камней. Почему? Потому, что предки знали, что добавление песка даст в будущем серый, грязный цвет башням. В раствор добавляли животные жиры и со временем, под воздействием солнца раствор приобретал теплый, желто-охристый оттенок, что гармонировало с окружающей природой.

К слову, это заметили все известные исследователи ингушских башен — Яковлев, Семенов, Крупнов...

— Сегодня часто можно слышать о скандалах между фамилиями по поводу принадлежности руин той или иной башни. Как вы относитесь к ним и к тому, как проходит реставрация башен?

— Ну, по поводу скандалов — это отдельная история, к которой нельзя подходить поверхностно. Беда в том, что носители информации — а ее мы, как известно, передавали из уст в уста, уходят, унося с собой малейшие детали тех времен, да и периодические трагедии в нашей истории скашивали, прежде всего, стариков, хранивших эту информацию.

Достаточно вспомнить о депортации 1944 года, когда был уничтожен целый культурный пласт в нашей истории. Остаются мифы, которые сдобрены тем же тщеславием, о котором я говорил выше. Что касается сегодняшней реставрации башен, то я бы назвал эту деятельность полнейшим игнорированием всяких научных подходов, норм и канонов того, средневекового строительства. Порой, из полубоевых и сторожевых башен пытаются слепить классические ингушские башни, используя цемент, о котором наши предки не имели представления. Нет понимания опыта предков и желания приблизиться к нему, главное — поднять выше стены, налепить крышу, напоминающую куцую шапку. Даже неискушенный взгляд туриста вычислит — это новодел, в котором нет одиннадцати ступеней крыши классической ингушской башни. Сегодня можно возмущаться сколько угодно по этому поводу. Но если заказчик заплатит — горе-строитель выполнит заказ. Я бы назвал эту деятельность сплошной безбашенностью.

Источник:газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры