Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 12 / 08 / 2020 Время Московское: 272 Человек (а) в сети
 

«Река воспоминаний» Ксении Мирлас уже в музее ИЗО РИ

Недавно мы рассказывали вам о намерении Ксении Вацлавовны Ануфриевой-Мирлас передать в дар Государственному музею изобразительных искусств Республики Ингушетия живописное полотно «Река воспоминаний», написанное ею в 2013 году. Это полотно-аллегория посвящено памяти депортированных в 1944 году ингушей. Мы рады вам сообщить, что дар Ксении Вацлавовны занял свое почетное место в фондах нашего музея.

Ксения Вацлавовна Ануфриева-Мирлас – признанный мастер живописи и один из ярких представителей Московской школы ваяния. Ее работы – живопись и графика и скульптура находятся в галереях и частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Нью-Йорка, Генуи, Севильи, Рима, Турина, Парижа, Дрездена, Токио и многих других городов мира. Ксения Вацлавовна – достойный представитель московских художников и искусствоведов династии Ануфриевых-Мирлас.
- Описывая предысторию и историю создания живописного полотна «Река воспоминаний», Ксения Вацлавовна ещё раз переносит нас в прошлое всей нашей страны и ингушского народа, в частности, - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Любовь Тумгоева. - Вызывают восхищение и уважение не только потрясающий талант живописца этой красивой внутренне и внешне хрупкой женщины, но и знание трагических страниц истории ингушей, а также описание ее в контексте географии наших мест. Невозможно остаться равнодушным, читая эти строки, в которых мощный душевный посыл ко всем нам.
Вот что пишет Ксения Мирлас в описании картины «Река воспоминаний»:
«В 1994 году, в период, когда людям было не до кого и не до чего, я создала работу под названием «1929 год». Эта по-весеннему радостная акварель, на первый взгляд, не содержит какого-то особого подтекста. Голубоглазый малыш радостно и доверчиво прижимает к себе любимую игрушку. Он не знает, что случится с его отцом через восемь лет в 1937 году.
Именно в этот год, моего деда, известного педагога, художника-монументалиста Давида Мирлас по сфабрикованному обвинению в участии в троцкистско-террористической организации, и, как следствие, в контрреволюционной деятельности, забрали в ГУЛАГ. 2 января 1942 года, в поезде, перевозившем заключенных, он погиб при взрыве железнодорожного узла карельского города Медвежьегорска. Ему шел 42 год.
Эта работа вызвала во мне чувство глубокого недовольства, поскольку, исторический подтекст не был понятен широкому кругу зрителей. К тому же, мне очень не хотелось ограничиваться пространством личных, семейных воспоминаний и переживаний. Не хотелось ставить центром внимание исключительно собственное горе, заглушая тем самым трагедии миллионов других семей.
Однако, уже во время обучения в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в 2002 году со скульптурой «Отвергнутый», посвященной памяти своего репрессированного деда, я стала призером конкурса проектов памятника жертвам политических репрессий, который должен был быть установлен на Соловках.
В 2011 году было создано живописное «Посвящение Анне Патрикеевой», духовной дочери ссыльного Епископа Серафима. Эта работа позволила выйти на уровень отображения не только иной человеческой судьбы, но и судьбы иной духовной культуры, что было крайне важно, ведь репрессии не делили людей, не выдавали преференций ни по этническому, ни по религиозному признакам. Поэтому особенно важна была возможность выражения судеб разных конфессий.
Однако прошло еще время, прежде чем в 2012 году было создано полотно, которое, с оговоркой на сегодняшний день, я считаю отражением наибольшего значения смыслов в работе, как в единице отражения репрессий. Это полотно «Река воспоминаний», посвященное депортации ингушей в 1944 году.
Как известно, в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года, в рекордно короткие сроки прошла операция под кодовым названием «Чечевица», когда в Казахстан и Киргизию с территории Чечено-Ингушской АССР по разным оценкам было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. Только по официальным данным, каждый четвертый из обоих народов погиб.
Эта очень близкая для меня по духу и по личным мотивам тема, поэтому отображение той исторической и духовной тяжести, которая была испытана жителями всего Союза, и, в частности, ингушского народа, было особенно сложным. Изображая исторические реалии, утрируя какие-либо события, всегда очень рискуешь остаться без внимания той аудитории, к которой именно адресовано твое произведение. Именно поэтому единственно верным решением стала аллегория. Аллегория не преподносит историю, отображенную на холсте, в камне, дереве или бронзе «в лоб», она притягивает множеством смыслов. Если в аллегорической картине присутствует страх, то от него невозможно убежать сразу, ведь не сразу можно его увидеть. Таким образом, есть шанс, что люди, по тем или иным причинам не желающие соприкасаться со страхом исторической памяти все же невольно откроют его в себе. И с помощью абстракции живописных элементов этот страх уйдет, оставив только историческую память. Таким образом, функция художника как историко-культурологического «реставратора» будет выполнена.
В данной аллегории есть точка горизонта, выбор цвета и возможность личной визуализации. Река, имеющая исток и устье, дает понятие камерного места, определенных географических границ. Эта аллегория пейзажная, так как в ней видна природа конкретного места; слышен запах древних каменных сооружений, отражена глубина источников, что говорит о привязанности народа к данной территории.
Пейзаж всегда первоисточник общения, именно он ненавязчиво и максимально безболезненно помогает человеку самому вспомнить свою историю.
Разрушенный мост - это память во всем ее многообразии: воспоминания о древних памятниках средневековой архитектуры, городах-крепостях, расположенных преимущественно в Сунженском и Джейрахском районах. Это память о культуре и истории, которая не покидала изгнанных; память о расстрелах тех, кто пытался укрыться в горах, память о разрушенных кладбищах и мечетях.
Река темна и бездонна, потому что с древнейших времен является символом загробной жизни. Безудержный поток реки, это символ и власти и истории: беспощадной, не знающей преград и границ, гонящий стаи опавших листьев - человеческие судьбы. В то же время река - это символ жизни, ее непрекращающейся динамики, квинтэссенция всех рек и водопадов Ингушетии: от Сунжи до Фуртоуга.
Картина ценна для меня не только уникальностью изображенной истории ингушского народа. «Река воспоминаний» заглушила собственную боль, позволила, наконец, создать то, к чему я стремилась десятилетиями: посвящение детям, чьи родители не вернулись из лагерей. Это посвящение детям всех народов, воплотилось в скульптурной инсталляции 2014 года «Спасибо товарищу Сталину, за наше счастливое детство». А в 2019 году был создан скульптурный портрет Евдокии Михайловны Ануфриевой - художника по тканям, первой заведующей художественной мастерской Щелковского хлопчатобумажного комбината после Великой отечественной войны.
Хотя история и не любит сослагательного наклонения, оглядываясь назад, могу сказать с уверенностью, что если бы не было «Реки воспоминаний», то вполне возможно не было бы и темы художественно-пластической реконструкции глобальной исторической памяти, которая уже сейчас вполне очевидно занимает свое отдельное место среди множества тем в моем профессиональном пути. Поэтому я особенно счастлива, что эта многосмысловая картина, итог моего труда по сохранению такой горькой, и поэтому особенно сложной исторической памяти ингушского народа, очень символично будет представлен на постоянной основе на «Земле Мудрецов» - в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия».
Без сомнений, каждое слово в обращении Ксении Вацлавовны пронизано искренней добротой, теплотой и состраданием. Не секрет, как много значат для ингушского народа воспоминания о выселении – одной из самых трагичных страниц в истории ингушей. Мы всей душой рады знакомству с таким замечательным человеком и талантливым художником. От всего коллектива Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия мы благодарим Ксению Вацлавовну за ее прекрасную картину, за ее труд, за чувства и память.

Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Мимино Пт, 10/07/2020 - 12:22

Красота спасет мир,если мир любит и понимает красоту!
А как с этим в Ингушетии?

Мимино Пт, 10/07/2020 - 12:23

У меня за окном....моя бедная Русь....

Мимино Пт, 10/07/2020 - 12:26

https://youtu.be/5KT5g7ClTbU

Мимино Пт, 10/07/2020 - 12:39

А мне нравятся вот такие девушки!
https://youtu.be/hgteEYVjlTo

Мимино Пт, 10/07/2020 - 12:54

А я сегодня напьюсь....Прости меня мама и папа....
https://youtu.be/E-4-wkvsvyM
Вот за это напьюсь.....

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры