Хвала Аллаху. Достоверно приводится, что пророк ﷺ обязал мусульман выплачивать закят аль-фитр в количестве одного са` фиников или ячменя, и велел делать это до того, как люди выходят на праздничную молитву. В двух «Сахихах» (сборники хадисов Бухари и Муслима) приводится от Абу Саида ал-Худри — да будет доволен им Аллах: «Мы выплачивали
его во времена пророка ﷺ в размере одного са` еды или одного са` фиников, или одного са` ячменя, или одного са` изюма».
Одни ученые растолковали, что под едой в этом хадисе подразумевается пшеница. Другие ученые сказали, что это то, что принято есть в данной местности, будь это пшеница, кукуруза, просо и так далее. И это мнение верное, так как закят аль-фитр — это помощь богатых бедным, и мусульманин не должен в виде помощи давать то, что не принято есть в его стране. И нет сомнения в том, что рис более распространенная и привычная еда, чем ячмень, который упоминается в хадисе. Поэтому не является ошибкой давать рис в качестве закята.
Обязательным является выплата закята со всех людей в размере, равном одному са` пророка ﷺ , а это четыре полные равные горсти двух его рук, как это разъясняется в словарях и других источниках. В современном измерении это количество приравнивается приблизительно к трем килограммам. И если мусульманин выплатил один са` рисом или другим продуктом, более принятым в его стране, этого вполне достаточно, даже если этот продукт не упомянут в данном хадисе, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых. И нет ничего ошибочного в том, что он отмеряет его количество на весах, если он выплачивает его в размере приблизительно трех килограмм.
Выплата закята аль-фитр является обязанностью каждого — большого и маленького, мужчины и женщины, свободного и несвободного из мусульман. Однако не обязательна для плода беременной женщины согласно единогласному мнению, но желательно, как это делал Усман — да будет доволен им Аллах.
Также является обязательным выплатить закят аль-фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать это на потом. Не запрещено выплачивать его за день или два до праздника. Известно из слов ученых, что начало времени выплаты закят аль-фитр приходится таким образом на 28-ую ночь рамадана, так как в месяце может быт 29 или 30 дней. И именно так делали сподвижники пророка.
Предназначен закят аль-фитр для бедняков и нуждающихся. Приводится от ибн Аббаса — да будет доволен им Аллах: «Пророк обязал выплачивать закят аль-фитр для очищения постящегося от пустословия и ругани и кормления бедняков. И кто выплатил его до праздничного намаза, это будет принято от него, а кто выплатил после — то это будет для него как садака» (приводит абу Дауд, шейх Албани сказал хадис хасан).
Не разрешается его выплата в денежном эквиваленте согласно мнению джумхура ученых, и это более подтверждено далилями, и нужно выплачивать его продуктами, как это делал пророк ﷺ и его сподвижники, и как сказали об этом большинство ученых этой уммы (Сборник фетв шейха ибн Бааза 14/200).
Таково решение шейха ибн Бааза — да будет милостив к нему Аллах — относительно закята аль-фитр. И он сказал, что величина его — приблизительно 3 килограмма. И также постановила Постоянная Комиссия по изданию фетв (9/371).
Шейх ибн Усеймин сказал, что один са` риса равняется 2100 граммам (Фетвы о закяте, стр. 274 — 276).
Это разногласие — следствие того, что са` — это мера объема, а не веса. Однако ученые перевели его в вес для удобства и точности расчета, а также известно, что вес различных зерен отличается, и среди них ест более легкие и более тяжелые, поэтому вес одного са` различных видов зерен может отличатся друг от друга. А также недавно собранные зерна тяжелее чем те, которые собраны давно. Поэтому если в мерах предосторожности человек выплатил больше этого, это будет лучше для него.
А Аллах знает лучше.
Musulmanin.com
Последние комментарии
1 день 15 часов назад
1 день 15 часов назад
1 неделя 2 дня назад
1 неделя 2 дня назад
3 недели 5 дней назад
3 недели 5 дней назад
4 недели 4 дня назад
5 недель 6 дней назад
14 недель 5 дней назад
14 недель 5 дней назад