Вопрос сохранения и развития системы коррекционных школ на заседании президентской комиссии по делам инвалидов под руководством помощника президента Александры Левицкой подняла вице-спикер Госдумы РФ, член Центрального штаба Народного фронта, руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость»
Людмила Швецова.
По ее мнению, задачей образовательной политики должно стать повышение роли специального образования и придание специальным (коррекционным) учреждениям статуса ресурсных центров для развития инклюзии, иначе право на доступное и качественное образование, установленное российским законодательством для всех категорий граждан, не будет обеспечено.
В законе «Об образовании» специальные условия для обучения детей-инвалидов не оговариваются. Как отметила Швецова, в стране было введено инклюзивное образование, но условия для его развития не созданы. При этом складывается парадоксальная ситуация – число коррекционных школ сокращается на фоне роста детской инвалидизации и еще не развитой системы инклюзивного и дистанционного образования. По данным вице-спикера Госдумы, начиная с 2000 г. общее число коррекционных школ в стране сократилось на 218 единиц, с 2011 по 2012 г. – на 29 единиц. В 2012–2013 гг. не было открыто ни одного вновь построенного коррекционного учреждения.
«Закрываются даже те школы, которых и так катастрофически не хватает, – для незрячих, слабовидящих, неслышащих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На селе таких школ единицы. При этом число детей-инвалидов неуклонно растет – в 2008 г. инвалидами были признаны 67,1 тыс. детей, в 2010 – уже 73,2 тыс. Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет в 2008 г. до 28,2 – в 2010 г.», – отмечает Швецова.
Без федеральной поддержки обеспечить доступ к образованию для детей-инвалидов в регионах проблематично, уверена она. Возможности регионов неодинаковы, и уровень детской инвалидизации в них тоже разный. Как правило, ее самый высокий показатель наблюдается в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (Чеченская Республика – 475,9 инвалидов на 10 тыс. детей, Ингушетия – 374,3), низкий показатель детской инвалидизации отмечается в регионах – лидерах экономического развития (Ямало-Ненецкий АО - 128,8, Москва – 149,.
«Именно субъектам РФ делегирована ответственность за реализацию образовательной политики, несмотря на то, что не все из них располагают достаточными ресурсами для обеспечения равного доступа к образованию», – пояснила вице-спикер.
Важнейшими шагами, которые позволят остановить деформацию системы коррекционного образования, считает Швецова, должны стать объективность статистических данных, разработка региональных программ развития образования, а также контроль над критериями доступности коррекционного образования в субъектах РФ. «Этот вопрос имеет непосредственное отношение к вопросам обеспечения социальной справедливости в нашем обществе, а потому мы намерены не только им серьезно заняться, но и включить его в повестку дня второго «Форума действий» ОНФ, который запланирован на конец года», – резюмировала Швецова.
Общероссийский народный фронт
Последние комментарии
11 часов 44 сек. назад
11 часов 32 мин. назад
1 неделя 1 день назад
1 неделя 1 день назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
4 недели 2 дня назад
5 недель 5 дней назад
14 недель 3 дня назад
14 недель 4 дня назад