В настоящее время наше государство уходит от жесткого регулирования контроля состояния пожарной безопасности со стороны органов МЧС России в сторону снижения нагрузки на предприятия, в то же время обеспечивая необходимый уровень пожарной безопасности.
Оценку соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности при проведении мероприятий по контролю проводят сотрудники надзорных органов МЧС России в соответствии с положениями Постановления правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года№290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», которое гласит: «Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности».
Однако, статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившего в силу 1 марта 2009 года, установлены и иные формы подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности:
1) аккредитация;
2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
3) декларирование пожарной безопасности;
4) исследования (испытания);
5) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
6) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
7) производственный контроль;
экспертиза
Одной из вышеназванных форм, а именно аудиту пожарной безопасности, посвящена наша статья. Независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности являются коммерческой деятельностью, которую проводит аккредитованная экспертная организация на основании договора, заключенного с владельцем объекта защиты.
Организация, осуществляющая деятельность по независимой оценке пожарного риска проходит добровольную аккредитацию в МЧС России в соответствии с положениями Приказа МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и руководствуется положениями Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
После заключения договора и проведения работ по аудиту пожарной безопасности владелец объекта защиты получает заключение о независимой оценке пожарного риска. Аудит пожарной безопасности проходит в несколько этапов. На первом этапе организация – аудитор осуществляет анализ технической документации, содержащей вопросы пожарной безопасности объекта защиты.
Следующий этап характеризуется проведением детального обследования объекта защиты для получения достоверной информации о состоянии системы обеспечения пожарной безопасности. И на основании проделанной работы, на третьем этапе, оформляется заключение о независимой оценке пожарного риска. Заключение представляет собой отчет с подробным описанием результатов независимой экспертной оценки, подписанный экспертами и утвержденный руководителем экспертной организации.
Зачем же все-таки нужна подобная форма подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты?
В соответствии со статьей 31 приказа МЧС России от 28 июня 2012 г.№ 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, в случае поступления, до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, заключения независимой оценки риска, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
— по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения независимой оценки риска для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
— по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения независимой оценки риска для иных объектов защиты.
Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения независимой оценки риска на объекте защиты.
Статья 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, положения технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты и какими способами обеспечивать требования пожарной безопасности.
По вопросам проведения независимой оценки пожарного риска обращаться по телефону: 8 (8734) 55-03-42.
МЧС по РИ
Последние комментарии
11 часов 44 сек. назад
11 часов 32 мин. назад
1 неделя 1 день назад
1 неделя 1 день назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
4 недели 2 дня назад
5 недель 5 дней назад
14 недель 3 дня назад
14 недель 4 дня назад