Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 8480 Человек (а) в сети
 

Назрановский или Назранский?

Мы привычно говорим и пишем Назрановский район, назрановский кирпичный завод… – правильно ли это? Не будет ли вернее сказать

Назранский район, назранский кирпичный завод..? На первый взгляд, «назранский» режет слух и непривычно, а «назрановский» употребляется вот уже более 100 лет. Тем не менее, на мой взгляд, правильно будет говорить и писать «назранский». Я не большой знаток правил словообразования в русском языке, поэтому попытаюсь обосновать свое мнение опираясь на аналогии.
Вот, например, столица Татарстана Казань. Назрань и Казань схожие по структуре слова. Как у них? Смотрим справочные издания: Казанский государственный университет, казанский авиационный завод... Звучит органично и привычно. И, наоборот, Казановский госуниверситет кажется нелепостью. Может быть, это потому, что в названии столицы Татарстана после буквы «з» нет буквы «р»? Другой пример показывает, что буква «р» здесь ни при чем.
В Самарской области есть райцентр Сызрань. Слово это по структуре абсолютно идентично слову Назрань. Смотрим справочные издания: никаких сызрановских, все - сызранское.
Директор филиала Современной гуманитарной академии в Назрани кандидат технических наук Ибрагим Банхаев давно пришел к выводу, что многолетнее повторение ошибки не перестает быть ошибкой. Поэтому, на фасадной вывеске, на печати и штампах, на официальных бланках у него значится «назранский филиал».
А, может быть, здесь нет никакой ошибки и возможно употребление обоих вариантов? Хотелось бы знать мнение на этот счет лингвистов-русистов Ингушского государственного университета, да и просто любителей словесности.
P.S. Раз уж зашла речь о Назрани, хочется сказать вот еще о чем. Возможно, хотя бы на этот раз удастся пробить оборону чиновников мэрии Назрани и они прореагируют на восьмое (!) выступление газеты на эту тему. Речь о стеле, что установлена на так называемом экажевском круге. На ней есть надпись «Назрань основан». И это тот случай, когда сомнений в безграмотности написавшего это и утвердивших написанное назрановских (назранских?) чиновников нет никаких сомнений. Назрань слово женского рода, следовательно, «Назрань основана». Пишу об этом в восьмой раз за последние десять лет, прошу исправить ошибку. Между тем, по федеральной трассе ежедневно проезжают тысячи людей, в т.ч. и из других регионов. И, наверняка, они поражаются нашей безграмотности! Найдется ли в республике сила, которая заставит чиновников исправить эту ошибку?!
Абу ГАДАБОРШЕВ
Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Мумади Вс, 08/09/2013 - 16:35

Сколько можно поднимать один и тот же вопрос. И пускай они смеются над своей безграмотностью. НАЗРАНЬ - ГОРОД А НЕ ДЕРЕВНЯ. ГОРОД НАЗРАНЬ - ОСНОВАН......... ПОНИМАЕШЬ ИЛИ НЕТ? ДЕРЕВНЯ НАЗРАНЬ- ОСНОВАНА....... СЕЛО - ОСНОВАНО. ХУТОР - ОСНОВАН....... ДОБАВЬТЕ ПЕРЕД НАЗРАНЬ ОДНУ БУКВУ 'Г'. И ДЕЛОВ КУЧА. ЗАЧЕМ ЭТО ЕЩЕ НАД НАМИ ДОЛЖЕН СМЕЯТЬСЯ ТОТ КТО НЕ ЗНАЕТ ТОЛКОМ СВОЕГО РОДНОГО ЯЗЫКА

магич66 Сб, 07/09/2013 - 20:56

надеюсь после этой публикации произойдут изменения на перекрестке

Сб, 07/09/2013 - 11:36

Я думаю, форма назрановский вполне допустима. И она более привычна. Другое дело,как с точки зрения морфемики объяснить - ов- в слове. Ведь мы знаем,что есть такой достаточно продуктивный суффикс прилагательных. В данном конкретном слове я бы назвала это интерфиксом,т.е. прокладкой между корнем и суффиксом,которая придает слову более мягкое звучание. Что касается стеллы,то здесь без вариантов: срочно исправлять надо. Даже как-то дико - визитная карточка города с ошибкой. "Назрань основана" или "город Назрань основан". И автор,и другие люди уже много раз указывали на эту ошибку. Странно,что реакции - никакой.

Башир1 Сб, 07/09/2013 - 08:12

Село Назрань - основанО... Деревня Назрань - основанА...Поселок Назрань - основан.Город Назрань - тоже основАН.

Сб, 07/09/2013 - 08:51

Если было бы написано "г.Назрань" или "город Назрань" правильно было бы основАН т.к. город основан. А просто слово "Назрань" основАНА.

Сб, 07/09/2013 - 07:53

Надо будет просто букву "г" с точкой добавить и будет все окейно, город Назрань основан...

Сб, 07/09/2013 - 10:37

Правильно говоришь!

Сб, 07/09/2013 - 06:35

Уважаемый автор! По поводу стелы вы правы на 100. Но почему вы ни разу не сказали об этом Евкурову? Попробуйте один раз и все станет на свои места.

Сб, 07/09/2013 - 11:28

...и ещё, многие вообще не склоняют слово "Назрань".В остальном очевидная безграмотность.

Сб, 07/09/2013 - 10:57

А с чего Вы все взяли, что Назрань женского рода?! Где это написано? Есть много слов-существительных и названий на "Ь" оканчивающиеся и относящиеся к мужскому роду!

Ср, 23/04/2014 - 19:30

Назрань - ж.р. Назрань основана. А г.Назрань основан.

Сб, 07/09/2013 - 12:59

Ты ошибаешься, нет, Назрань пишется в женском роде, проверь он-она-оно-они!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры