Большинство людей имеют более-менее ясное представление о национализме, и большинство мусульман осознает, что национализм – это порочное, неисламское мировоззрение.
Обычно национализм определяют как идеологию и политику в национальном вопросе, основа которых – это рассмотрение нации как высшей ценности и формы общности. Любой грамотный мусульманин знает, что высшая ценность – это религия, а высшая форма общности – это исламское братство.
Более того, иногда под национализмом подразумевают фанатичную преданность какой-то нации и убежденность в превосходстве своей нации над другими. В таком случае он служит показателем инфантильности, незрелости человека или общества, детской идеологии типа “моё – значит лучшее!”
Различные проявления национальной и племенной розни свойственны некоторым представителям народов Кавказа. Немалую роль в провоцировании этой розни сыграла политика России. Империи удалось довольно удачно вбить клинья между ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, некоторыми народами Дагестана.
Надо заметить, что национализм проявляется часто неявно, и сам его носитель может и не осознавать этого. Поэтому всегда неплохо провериться у представителя другого народа: “я вот думаю так-то и так-то, как тебе кажется, не попахивает ли это национализмом?”.
Сознательный национализм, конечно же, не может быть свойственен мусульманину. Однако некоторые его проявления имели место даже в среде сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах. И известно также, что намеки на дискриминацию по национальному или племенному признаку жесточайше пресекались господином сыновей Адама, да благословит его Аллах и приветствует.
Так, Муслим рассказывает, что, когда еще до принятия Ислама Абу Суфъян явился в лагерь посланника Аллаха и проходил мимо Сальмана, Биляля и Сухайба, которые были бывшими рабами и чужеземцами, т.е. находились в низу джахилийской общественной иерархии, эти трое воскликнули: “Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!”, а Абу Бакр, чтобы поддержать авторитет Абу Суфъяна и тем самым склонить его к принятию Ислама, сказал: “И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!“. Узнав же об этом, посланник Аллаха сказал: “О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, это значит, что ты разгневал твоего Господа”.
И когда после похода на Бану аль-Мусталик, во время стычки между сподвижниками у колодца аль-Мурайси, они начали призывать своих криками “О, ансары!” и “О, мухаджиры!”, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал это поведение джахилийским, хотя сами слова “ансары” и “мухаджиры” являются абсолютно исламскими терминами.
И, как сообщил шейху-ль-ислам, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: “Если кто превозносится над другими своим происхождением и родством как во времена джахилийи, то укажите ему укусить член его отца, и сделайте это без намеков”. И когда Убай ибн Кааб, да будет доволен им Аллах, услышал как один человек, хвастаясь и возвеличивая, говорил: Какой великий человек такой-то!, он сказал ему: Пойди схвати зубами член своего отца! Мужчина сказал: О Абу Мунзир, раньше ты не говорил мерзостей!. На что он ответил: Мне повелел говорить так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Привел имам Ахмад в своем Муснаде. (Маджму’у-ль-фатава Ибн Таймиййи, т. 28, стр. 442)
Основа Ислама в национальном вопросе это аят “О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий” (Комнаты, 13), и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому же, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее” (Муслим).
Нам довелось близко общаться с мусульманами ингушами, орстхоевцами и чеченцами, причем чеченцами-аккинцами, ношхоевцами, мелхистинцами, кистинцами, теркхой и веданхой, нохчмахкой и хилдехарой, гухой и беной, “грозненскими” и “шелковскими” и т.д. и т.п. Нам довелось общаться с муджахидами азербайджанцами и аджарцами, аварцами и лезгинами, и адыгами, балкарцами и карачаевцами, и даже осетинами и русскими. Это общение позволяет нам сделать принципиальный вывод: чем крепче у мусульманина иман, тем меньше можно заметить у него национализма.
Разыгрывание блюстителей “чистоты крови” характерно для кафиров и муртаддов. Так в сентябре 1999 г. (поход на Дагестан) российская газета “Известия” опубликовала статью про Шамиля Басаева, где говорилось “Басаевы – потомки этнических русских, “принятых в чеченство”. Ну а недавно мне довелось просмотреть документальный фильм кадыровского телевидения, где Джохар Дудаев был назван человеком “непонятного происхождения”, т.к. “его родственники в разное время называли себя то цечоевцами, то ялхороевцами, то мелхистинцами…”. (Для тех, кто не в курсе, поясню: ялхороевцы – это ветвь тейпа цIечой нахской этно-племенной группы орстхой, географически соседствующей с тейпом мелхи, таким образом, родственники Дудаева реально могли быть и ялхороевцами, и цечоевцами, и мелхистинцами).
Чрезмерно патриотически настроенные противники пророссийских деятелей Чечни тоже не дремлют. Одни с пеной у рта доказывают, что кадыровцы в массе своей – “не чеченцы, а суьлий (дагестанцы)”. А другие публикуют в интернете научные исследования о том, что Ахмад Кадыров был терский казак.
Комментарии, как говорится, излишни.
Но, в принципе, это проявления джахилийского, неисламского мировоззрения, и они нормальны в джахилийском обществе.
Что действительно неприятно удивило, это наличие националистических настроений у части бывших муджахидов. Один из таких людей даже выразил озабоченность тем, что ключевые посты рядом с правителем занимают теперь “ингуши с кабардинцами”, имея ввиду военного амира Имарата Ахмада Магаса и главного кади Анзора Сайфуллаха. Это действительно болезнь в сердце, т.к. верующего, в принципе, не должна беспокоить этническая принадлежность правителей, как на то указал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: “Слушайтесь и подчиняйтесь, даже если вашим амиром станет раб-эфиоп, с головой подобной изюмине”.
Зелимхан Мерджо
Комментарии
Хорошо написано.