Творчество героини сегодняшнего очерка Наташи Хаматхановны Кодзоевой стало широко известно любителям изобразительного искусства Ингушетии не так давно,но сразу полюбилось посетителям выставок.
Родилась Наташа Кдзоева 1 января 1967 года в селении Насыр-Корт Назрановского района ЧИАССР. В 1985 году окончила среднюю школу №1 селения Насыр-Корт. В том же году поступила на курсы кройки и шитья в городе Орджоникидзе (Владикавказ) по специальности инструктор по пошиву легкого платья. Одновременно Наташа Хаматхановна увлеченно работала в таких видах декоративно-прикладного искусства как вязание крючком, спицами, вышивание крестиком, узелковое плетение (макраме) и бисероплетении, которое занимало в ее творчестве особое место. По окончании курсов кройки и шитья Наташа поступила на одногодичные курсы по вязанию. Так учеба стала для молодой мастерицы временем исканий и увлечений. Удивительные по своей красоте мини-копии деревьев из бисера, оригинальные скатерти, салфетки, выполненные в технике вязания крючком, вышивания крестиком выходили из-под талантливых рук самобытной мастерицы.
Бисероплетение - вышивание бисером - как вид прикладного искусства появилось еще в глубокой древности. С давних времен умелицы всего мира, в том числе и российские, славились своим мастерством создавать настоящие шедевры сначала из жемчуга, а затем, начиная с середины 17 века, из цветного стеклянного бисера. Бисером обыкновенно украшалась одежда, вышивались иконы. Немного позже появились картины с изображением различных пейзажей, церквей, знаков зодиака и т.д.
Сегодня техника вышивания бисером переживает второе рождение и с каждым годом набирает все большую популярность. Элементы из бисера все чаще используются как декоративные узоры в одежде. И это не случайно. Такие акценты придают наряду красоту, оригинальность, новизну и неповторимость, о чем мечтает каждая модница. Многие стили с применением бисера сегодня актуальны как никогда. Их широко используют в своих изделиях самые известные дизайнеры модной одежды. Бисер как материал создает безграничный простор для самой смелой фантазии, так как отличается разнообразием форм, цветов и оттенков. Современные рукодельницы с успехом украшают не только одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов, сумочки и другие аксессуары. Для многих женщин вышивание бисером стало не только прекрасным средством заполнения своего досуга, но и призванием, приносящим доход. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которыми и обладает Наташа Хаматхановна.
Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9-12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны."
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков, бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство пришло в упадок, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях. В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.
Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика: природа (пейзажи, натюрморты), мир животных и птиц.
Любители искусства впервые смогли увидеть работы Наташи Хаматхановны на выставке декоративно-прикладного искусства «Творческие женщины Ингушетии» в г.Назрани в 2011 году. Затем, в 2012 году, ее работы экспонировались сразу в двух выставках: посвященной Международному женскому дню 8 марта, которая состоялась в зале Театра Юного Зрителя в городе Назрань и в выставке к 20-тилетию образования Республики Ингушетия. Автором были представлены такие работы как «Сияние ночи», цветущая вишня «Сладкий сон», сакура «Дорога в шантару», куст «Приют одинокого странника» и другие работы. Эта выставка дала новое, более глубокое прочтение творчества талантливого мастера декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство Наташа любит за своеобразие, универсальность, требовательность к безукоризненному владению профессиональными навыками и различными техниками вышивания, что заставляет все время находиться в творческом «тонусе».
Творчество Наташи Хаматхановны безгранично, многогранно, и она приглашает нас, любителей искусства в свой удивительный мир красоты. Можно с полной уверенностью утверждать, что в скором будущем имя талантливой художницы будут узнавать не только в нашей республике, но и за ее пределами.
А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетии
Комментарии
Таких ремесленников в 60-70г.г. было пол женского населения РИ
Очень красивая и тонкая работа.