Среди талантливых ингушских мастериц, увлекающихся кружевоплетением, особое место занимает Петимат Салан-Гиреевна. Всегда улыбчивая и доброжелательная
участница многих выездных и стационарных выставок, Петимат Салан-Гиреевна уже не один десяток лет отдала этому виду декоративно-прикладного искусства.
Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических - золотных и серебряных нитей. Они украшали одежду знатных горожан XVII века. В XVIII - первой половине XIX веков наряду с золотным кружевом появилось шёлковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Тем не менее, творческий труд русских мастериц создал самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приёмов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре. Кружево плетут по сколку - техническому рисунку, нанесённому на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушечке-валике, набитом сеном или опилками, который находится под кружевницей. На сколок нанесён рисунок будущего кружева, вначале линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка.
Петимат Салан-Гиреевна Досхоева родилась 28 сентября 1946 года в селе Веренка Кустанайской области Казахской АССР. Петимат Салан-Гиреевна по праву является продолжательницей семейной династии. С раннего детства бабушка открывала для нее секреты кружевоплетения. Вскоре она и сама научилась создавать великолепные шали, косынки, салфетки с замысловатыми узорами, беря за основу старинные образцы узоров и орнаментов. Все они сделаны узловязкой. Труд Петимат Салан-Гиреевны кропотливый, требующий кроме умения, терпения и усидчивости. В настоящее время Петимат Салан-Гиреевна мастерски применяет в своих работах народную технику кружевоплетения, подчиняя ее собственным художественным задачам. Ее работы радуют глаз и вызывают искренний интерес у любителей народного творчества.
Петимат Салан-Гиреевна в 1995-м году изготовила на заказ узловязкие шали белого цвета для танцовщиц Государственного академического ансамбля «Алан» Северной Осетии. Нарядные шали для танцовщиц Государственного ансамбля «Вайнах» Чеченской Республики мастерица изготовила в 2006-м году.
Кружевоплетение Петимат Салан-Гиреевна осуществляет с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки. На верхнюю, более тонкую часть коклюшки наматывает нитки для плетения. При кружевоплетении Петимат Салан-Гиреевна перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносит на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок мастерица прикрепляет к валику, который кладет на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко использует булавки, которые втыкает в дырочки на сколке.
- Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора, - улыбается Петимат Салан-Гиреевна, поясняя их функцию. - Нитки для кружевоплетения могут быть выполнены из вискозы, хлопка, шелка, льна, шерсти и других материалов. Для изготовления кружева не всякие нитки подойдут, например, капрон и вискоза часто запутываются и легко рвутся.
Шелковые нити рекомендуется приобретать только опытным кружевницам, поскольку с ними довольно сложно работать. Льняная нить самая грубая и неровная из всех. Хлопчатобумажные нити подойдут и для начинающих в этом непростом деле, поясняет мастерица. Хотя белые нитки нужно плести очень аккуратно, так как они легко пачкаются. И, кстати, на фоне белых нитей в готовом изделии лучше всего видны ошибки плетения. Шерсть в кружевоплетении используется редко.
Очень часто для изготовления кружева мастерицы применяют мулине. Яркие оттенки, широкий спектр цветов, прочность и плотность плетения – вот основные достоинства мулине. Петимат Салан-Гиреевна считает, что немецкое и датское мулине самое качественное.
Петимат Досхоева участница многих республиканских и региональных выставок.
1994 год – выставка работ художников Республики Ингушетия в Сунженском районном Доме культуры Республики Ингушетия;
1995 год – выставка работ ингушских художников «Искусство Ингушетии» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
1998 год – выставка декоративно-прикладного искусства Республики Ингушетия в г. Назрани;
2001 год – выставка работ художников Республики Ингушетия в г. Магасе;
2002 год – зональная выставка художников Республики Ингушетия «Юг России» в Краснодаре и в г. Ставрополе;
2005 год – выставка «Современное искусство художников Республики Ингушетия» в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в г. Майкопе;
2006 год – выставка работ ингушских художников в рамках международного симпозиума «Права мусульманских меньшинств и угроза исламского экстремизма», г. Магас;
- выставка «Народные промысла и ремесла» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2010 год – участие в выставке в рамках фестиваля «Мир Кавказу» в г. Ростов-на-Дону;
2011 год – участие в выставке-ярмарке декоративно-прикладного искусства «Город мастеров» в г. Астрахань;
2012 год – участие в выставке фестиваля мастеров искусств Северокавказского региона в Гербовом зале Московского Кремля;
- участие в выставке, приуроченной к Дням культуры Ингушетии в Государственной Думе РФ в г. Москве;
- участие в выставке в рамках празднования 20-летия образования Республики Ингушетия в Гербовом зале Московского Кремля;
- участие в выставке мастеров искусств на XV международном фестивале «Мир Кавказу» в г. Анапа;
2013 год – участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Народное творчество: традиции и современность» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2014 год – участие в выставке «Ингушетия мастеровая» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; участие в выставке в рамках празднования Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Азербайджан; участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства в рамках празднования Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Турция; участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства «Ингушетия – край башен и легенд» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко; участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства «Ингушетия – край башен и легенд» в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой;
2015 год - участие в выставках живописи и декоративно-прикладного искусства в честь празднования 245-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России в Государственной Думе РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственном Кремлевском Дворце в г. Москве; участие в выставке живописи и ДПИ Союза художников Ингушетии «Моя жизнь – мое вдохновение» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2016 год – участие в выставке Союза художников «Магия искусства» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия г. Карабулак:
Изделия Петимат Салан-Гиреевны хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия и в частных коллекциях.
А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетии
Комментарии
Как на иннушскомусобытию языке будет слово
Алмаз?