Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 17 / 06 / 2021 Время Московское: 3924 Человек (а) в сети
 

МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Тела врагов и друзей должны предаваться земле в соответствии с традиционными нормами часть 3

МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Я не услышал только мнения ДУМ КБР по этому вопросу. Может, оно было, я его просто не увидел в СМИ. ЗАМИР ШУХОВ: Я, к сожалению, тоже его пока не увидел… МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Хотя, казалось бы, что именно Духовное управление мусульман должно было в первую очередь заниматься такими вещами. Приезжать на место, посмотреть: почему в мечетях задерживают людей? На каком основании? По каким спискам их задерживают? К сожалению, Духовное управление мусульман КБР не проявило интереса к ситуации в Баксане в должной мере. Может и проявило, и об этом где-то в газетах писали, я не знаю. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что уж если управлять чем-то, то именно вот такими процессами. Если верующие в мечетях жалуются на правонарушения, на то, что их «прессуют» без конкретного предъявления обвинения каждому человеку, то Духовное управление КБР первым должно приходить и выяснять: не нарушаются ли права мусульман с точки зрения законодательства и с точки зрения Конституции РФ. Поэтому я лично, отношусь к этим событиям без энтузиазма. Я понимаю горечь сотрудников силовых структур, потому что у них погиб один из офицеров. Но при всем при этом никто не может нарушать права граждан РФ, задерживать людей без предъявления обвинения. Удерживать их таким образом, применять к ним физическую силу, не сообщать их родственникам о мотивах задержания, не допускать адвокатов и, тем более, не объяснить обществу, почему были проведены такие мероприятия. ЗАМИР ШУХОВ: У нас есть несколько вопросов, касающихся национальной тематики. Существуют национальные организации, представляющие черкесское национальное движение. Считаете ли вы, что сегодня национальное движение способно дать населению какую-то альтернативную идею – национальную идею, которая позволит молодым ребятам направить свою энергию на созидание, а не на разрушение? Может ли национальная идея или национальные традиции стать противовесом радикализму? МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Мне кажется, что вы немного заблуждаетесь. Я безусловный сторонник развития национальной культуры везде, где это возможно. Есть, что развивать, и у всех народов КБР, но мне кажется, что эта альтернатива – национальное и религиозное ‒ не работает, потому что это порождает старый конфликт, который был еще в Мекке, между мусульманами и националистами, в первые годы существования Ислама. Здесь фундаментом должен быть общественный договор, вариантом которого в России является Конституция. Если по отношению к каждому гражданину РФ будет соблюдаться закон, будут соблюдаться его права, и людей не будут подталкивать к противоправным действиям. Если проводя какие-то операции с целью профилактики правонарушений или задержания преступников, органы правопорядка будут действовать по закону, если суды будут открытыми, если прекратится физическое давление на подследственных или подсудимых, если адвокат всегда будет иметь допуск к своим подзащитным, то именно соблюдение Закона и может явиться единственным противовесом радикализму, иначе есть риск породить конфликт между националистами и мусульманами, чего очень не хотелось бы. В некоторых регионах Северного Кавказа, к сожалению, такой конфликт имеется. Мне представляется, что и религиозные, и национальные движения должны вместе находиться в правовом поле. Ведь право – это не что-то откуда-то из Москвы спущенное, это регламент совместной жизни и совместного развития. Здесь как раз все могут договориться между собой. Почему нет? И верующие, которые хотят, чтобы их жены носили никабы, закрывали лицо, должны иметь такое право. Тем более, если женщина этого хочет. Я вообще не понимаю, кто может женщине диктовать - как ей одеваться? Это нонсенс. Все вещи можно обговаривать и согласовывать. ЗАМИР ШУХОВ: Еще один вопрос, касающийся национальной тематики. Есть трагические страницы истории, особенно то, что произошло по итогам Русско-Кавказской войны, выселение черкесов. Сами черкесы считают произошедшие с ними события геноцидом. Как вы оцениваете практики Российской империи на западном Кавказе в XIX веке? МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Я не употребляю слово «геноцид» по отношению к событиям XIX-го века, т.к. термин «геноцид» – это детище 20-го века. Но трагические события, которые происходили в ходе Кавказской войны, а особенно на Северо-Западном Кавказе, должны получить свою оценку как со стороны историков, так и политическую оценку. Надо признать, что никакого мирного завоевания Кавказа не было. Абсурдно об этом говорить каждому, кто умеет читать по-русски хотя бы в рамках школьной программы, кто читал «Герой нашего времени». Не надо стесняться говорить об этом, не надо стесняться говорить о мухаджирстве, о методах ведения имперской войны. Это была не колониальная война, потому что Кавказ – это не колония, а именно имперская война по расширению границ империи. Огромную роль, на мой взгляд, в этой войне сыграла Грузия. Под предлогом защиты грузин Россия и начала Кавказскую войну. Именно грузинское дворянство, грузинская аристократия играли ключевую роль в формировании офицерского состава Кавказской армии. Если вспомнить поход Шамиля на Боржоми, где он захватил жен представителей генералитета Кавказской армии, то среди них были именно представители грузинской аристократии, которых потом меняли на его сына Магомед-Амина. Что касается того, что случилось с черкесами, то я вспоминаю диалог между военным министром Милютиным и атаманом Войска Донского. Когда атаман Войска Донского, казак, сказал: «Как поступают с черкесами – это бесчеловечно, так поступать нельзя!», то Милютин ему ответил: «Вы рассуждаете, как казак, а должны рассуждать как государственный деятель. Государственный деятель должен оправдывать действия государства». Этот диалог очень симптоматичный. У черкесов с русскими нет конфликтов, нормальные русские люди не могут без содрогания читать мемуары и воспоминания русских журналистов и офицеров, описавших страшные сцены, которые они наблюдали на побережье Черного моря и в черкесских аулах. Этих фрагментов было очень много. Тот, кто это не признает, тот просто презирает достоинство русских людей, потому что именно русские офицеры, русские люди описали трагедию черкесов. Именно они были свидетелями тех событий. Большинство из них не оправдывало ни в коей мере бесчеловечные действия государственного правительства. Но были те, кто это оправдывал, в основном люди, имевшие отношение к имперской власти, генералы типа Милютина, который считался либералом в России. Характерно, что именно либералы затевают на Кавказе самые кровавые дела. Как в 90-е годы ХХ-го века ельцинское правительство затеяло кровопролитную бойню в Чечне, так и Милютин продвигал реформы, которые для кавказских народов обернулись кровопролитной бойней. При Николае I, который снял Ермолова за жестокость, горцы пытались по-другому разговаривать, хотя я не идеализирую Николая Павловича. Государство относится к Кавказу как к некой системной проблеме, которую надо решить. Сталину мешали чеченцы, балкарцы, карачаевцы и ингуши; он решил – взять и переселить, выслать людей на перевоспитание. Таковы традиции государства. Но позиция русских людей другая, русские люди всегда сочувствовали трагедии, которые пережили кавказские народы. И я говорю, не просто выдумывая, я могу сослаться на массу подтверждений. Вот эти две разные позиции государства и общества проявляются и в современной политике на Кавказе. Государство смотрит с позиции больших величин, и поэтому высокий чиновник, например, может позволить себе фразу: «студентов, которые обучаются в арабских странах, необходимо подвергать адаптации». Не с каждым конкретно человеком работать, а как бы все они «плохие». По мне, так адаптации надо подвергать скорее выпускников Оксфорда, Кембриджа и Гарварда, от которых к нам пришли разрушения. Моя позиция по истории Кавказской войны такая: о ней надо говорить бережно, понимая, что это история жизней огромного числа убитых, умерших страшной смертью людей. За ними идут судьбы и трагедии, которые не забыты. И поэтому недопустимо громогласно заявлять на широкие массы БЫЛО – НЕ БЫЛО. Осторожнее, деликатнее, должен происходить вменяемый разговор. Понятие «геноцид» я считаю просто неточным. Это преступления государственного режима, преступления Российской империи по отношению к черкесскому народу. В общем, надо нарабатывать тут аппарат общественного разговора об этой, на самом деле, важной странице нашей истории. ЗАМИР ШУХОВ: И последний вопрос, который вы вкратце озвучивали. Что, по-вашему, должно произойти на Кавказе, чтобы мирное существование было восстановлено? МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Современное государство несовершенно в отношении и восприятии Кавказа, говоря иначе – Кавказ в него не помещается. Кавказ больше, общественные организации, силы Кавказа, разные народы, кавказские, русские, казаки, национальные движения, исламские движения – все это больше, чем может уместить современный политический формат. Поэтому для Кавказа, как и для всей России, назрел вопрос расширения форматов демократического представительства. Это улучшение роли общественных палат в республиках. Я считаю, что все видные общественные движения республики должны быть представлены в Общественной палате КБР. И балкарские, и кабардинские общественные движения, и русские, естественно. Это должны быть не просто какие-то формальные представители, а люди, у которых есть активная позиция, которую они готовы высказывать, обсуждать. Это нормально для демократического общества. Именно таких форматов не хватает Кавказу. Кавказу хватает огромной силовой группировки, Кавказу хватает строгости и жесткости, Кавказу хватает золотого финансового дождя, который проливается на элиты некоторых регионов, не доходя до народа. Кавказу хватает войн, которые на нем велись, но Кавказу не хватает нормальных форматов демократического устройства, общественного диалога, свобод средств массовой информации, готовности и способности находить общий язык, ставить общие задачи развития общества. ЗАМИР ШУХОВ: Большое спасибо Максим Леонардович, если есть еще что либо, что вы хотели бы дополнить… МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Мне кажется, мы коснулись всех тем. Спасибо за интересные вопросы. ЗАМИР ШУХОВ: Всего доброго. МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Всего доброго. http://www.natpress.ru/index.php?newsid=6638

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры