Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8879 Человек (а) в сети
 

Художники Ингушетии. Зелимхан Эсмурзиев «Искусство как жизнь»

Творчество Народного художника РИ Зелимхана Эсмурзиева занимает особое место в отечественной культуре.Его живопись бывает разной по тематике и настроению,но общее впечатление от полотен мастера – эмоциональное,жизнеутверждающее начало,основанное на непосредственном контакте с природой, людьми,истории и искусстве своего народа.Родился Зелимхан

20 апреля 1950 года в Казахстане. Первые навыки в живописи он познавал в городе Владикавказе, в мастерской известного художника Зарона П.М., оказавшего большое влияние на его дальнейшую творческую деятельность и желание серьезно заниматься живописью.

После окончания школы Зелимхан поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училищем имени В.И.Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица) на отделение художника-дизайнера. Благодатная среда Санкт-Петербурга, художественные музеи города и, прежде всего, Эрмитаж, Русский музей, несравнимые по красоте и величию пригороды – Павловск, Пушкин, Петергоф позволили начинающему художнику приобщиться к высоким образцам русско-европейской культуры. С большим удовольствием художник вспоминает студенческие годы, время, наполненное встречами с интересными людьми. С благодарностью Зелимхан вспоминает своих преподавателей – талантливых художников Лазаревича Е. Н., Ратницкого С.А., воспитавших не одно поколение творческой молодежи.
Закончив академию в 1979 году, молодой художник приехал в город Грозный. Приехал с надеждой найти здесь интересную работу, постоянные заказы, что немаловажно для человека его профессии, а еще и потому, что надеялся реализовать свои художественные идеи как художника – дизайнера, но, к сожалению не все его художественные идеи смогли реализоваться, чаще всего по независящим от него причинам. В 70 - 80 годы Зелимхан увлекся современными художественными новаторскими идеями. Его работы этого периода отличаются смелой уверенностью мастерства, новыми стилевыми тенденциями.

В более поздних картинах Зелимхана Эсмурзиева появились мотивы, навеянные философскими размышлениями о религии, жизни, предназначении человека. Художник много размышляет на религиозные темы, они звучат у него как общечеловеческие вопросы бытия. Подтверждением тому служат картины «Зикр», «Мурдаш». В работе «Зикр» глубокая психологическая глубина соединена со стихийной мощью и красотой живописного воплощения изображаемых образов в момент исполнения зикра - религиозного обряда ингушей. Художник акцентирует внимание зрителя на мастерски переданную пластику движений, выражение лиц героев, объединенных единым духом высокого религиозного порыва.

Кавказ в творчестве художника сопряжен с осмыслением и созданием изменчивого образа сурового и удивительного края. Зелимхан Эсмурзиев – мастер неповторимых пейзажей отражающих уникальную природу Ингушетии и традиционную материальную культуру ее народа. Именно в этом жанре художнику удалось по-своему своеобразно и ёмко выразить своё собственное отношение к природе родного края, передать его особый колорит. А еще, горная природа захватывает художника тем, что не допускает повторов ранее виденных цветовых сочетаний. Пейзажные произведения – это целый мир, исполненный гармонии и любви.

Удивительное живописное мастерство обнаруживается в пейзаже «Вовнушки». Солнечные лучи начинают пробиваться сквозь влажные серебристые облака и вся картина сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов на древней башне, возвышающейся на скале. Изумляет материальная осязаемость каждого предмет, одухотворенность каждой детали. Создав целый ряд прекрасных пейзажей таких, как «Эрзи», «Башня на скале», «Вовнушки», автор выразил своё отношение к бесконечному разнообразию эпической красоты и неповторимости горной природы.

Немаловажное значение в творчестве Зелимхана Эсмурзиева занимает целая галерея портретов, созданная им в различные периоды творческой деятельности, среди них портреты Руслана Аушева, Никиты Хрущева, Идриса Зязикова и многих других известных личностей. Каждый портрет по - новому раскрывает многогранный талант художника. В работе «Девочка с зеркалом» проявляются специфические свойства живописи художника - тонкий лиризм, красота, душевное тепло и женское обаяние созданного образа. А в картине «Портрет А. Гайтукиева» в образе ветерана Великой Отечественной Войны он передал лучшие черты, характерные для представителей старшего поколения ингушей.

Тематические произведения Зелимхана Эсмурзиева – это своего рода картины-размышления над проблемами современного общества. Художник выражает языком живописи своё понимание нравственных ценностей, времени, эпохи. Особое внимание он уделяет взаимоотношению человека и природы. Композиции и художественные образы ряда его работ выходят за рамки общепринятых стандартов восприятия окружающей действительности. Он зачастую придаёт своим работам элементы драматизма, игры, недосказанности, неоднозначной психологической ситуации, обращается к фантазийным и гротесковым условностям в трактовке своих персонажей.

Созданные художником картины в стиле символизма заслуживают особого внимания. В них реальный мир уже не представляет интереса для автора сам по себе, так как он вторичен и является отражением высшей, истиной реальности. Задача художника состояла в том, чтобы интуитивно постичь глубинный смысл жизненных явлений, переданных через фантастические образы, возникших, словно из детских сновидений. В картине «Нити времени», «Край Тушоли» представляют собой сочиненные композиции лирико-романтического характера из далекого языческого

прошлого. Распространенный в искусстве уход в прошлое в этих произведениях это своеобразный протест против прозаизма реальной действительности. Автор не стремится к воссозданию стиля определенного исторического периода, для художника это просто красивая эпоха - полная противоположность окружающей жизни. В ней ему видится высокая поэзия и мечты об идеальном мире, перед нами не иллюзия реальности, а лишь творение рук мастера, плод его фантазии и мастерства.

После тяжелой болезни, перенесенной Зелимханом Эсмурзиевым, он нашел в себе силы продолжить писать картины уже левой рукой. Манера письма мастера несколько изменилась, но осталось неизменным мастерство, с которым он создает свои новые картины, бесконечно увлеченный живописью.

Картины, созданные художником в последнее время, характеризуются определенным стилем и методом. Это, прежде всего, искренность, естественность, выразительность. Его талант художника-колориста проявляется в особенности живописного видения, сочетании пленэрности с декоративным отношением к цвету, непринужденностью композиции, богатством светотени, теплоты колорита, в котором преобладают сочетания темных и золотисто-коричневых тонов. Доказательством тому служат такие пейзажи как «Вечер в горах», «Дворик весной», «Зима». Художник достигает этого эффекта, прежде всего, благодаря блестящему мастерству в передаче светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение.

Некоторые портретные работы, созданные художником в настоящее время, написаны в духе старых голландских мастеров. Своих героев Зелимхан Эсмурзиев часто находит среди обычных людей, в образах которых он раскрывает лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. В портретах художника последнего периода виден его интерес к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых образов, он опускает второстепенные детали. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. В картине «Старик с посохом» изрытое морщинами лицо старика обретает художественную выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь. Безымянный старик с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе. Особенно хотелось бы отметить работу «Старец». Глядя на этот портрет можно без сомнения сказать, что этот старик прожил долгую и насыщенную жизнь, что он умудрен жизненным опытом. Это снова тема размышлений о прожитой жизни, но уже не монолог, как в картине «Старик с посохом», а диалог - безмолвный и неторопливый. В этом диалоге явственнее чувствуются мотивы печали и пессимизма. За просветленной и мудрой старостью встает призрак одиночества и безысходности. Это находит свое выражение и в

колорите картин - сумрачный золотисто-коричнево-черный аккорд придает портрету торжественно-траурное звучание.

В женских портретах, художник стремится передать очарование мимолетного и сиюминутного, одного мига жизни, наполненного сверкающими красками бытия. В портрете «Девушка с цветами» мастер изобразил молодую девушку, спокойный взгляд ее лучистых голубых глаз, нежный румянец красивого юного лица, букет роз, который она держит бережно в руках – все это внушает зрителю чувство умиротворенности, дает ощущение гармонии, красоты каждого мгновения жизни. Цветовое решение полотна продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые и золотистые тона словно намекают на незримые нити, связывающие человека и природу.

На картине «Девушка с красным шарфом» изображена изящная молодая женщина, с накинутым на плечи красным шелковым шарфом. Платье облегает стройный стан. Причудливые серые тени на платье, серовато-дымчатый отблеск, падающий на печальное лицо и обнаженные плечи, - все это подчеркивает призрачность, нереальность созданного образа.

Зелимхан Эсмурзиев создал огромное количество художественных произведений. Центральное место в своем творчестве мастер отводит человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Нелёгок путь художника, но истина одна. Истина заключается в постоянном практическом постижении мира и переложении своих мироощущений на холст. Великий русский пейзажист А. Саврасов говорил: «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту. Картина не имеет цели, если она только красива. В ней должна быть история души. Она должна быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Как человека Зелимхана отличает необычайная скромность, доброта, и самое главное огромный талант - об этом говорят картины, созданные им и способные рассказать о нем и его творчестве.

Лейла Алмазова,

главный научный сотрудник

Государственного музея изобразительных искусств

Республики Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископом Втр, 17/04/2018 - 13:34

Молодец он!
Хороший портретист!
За минуту штрихами нарисовал меня.
Пришлось делать поправки по моей тоже нарисованной делать.
Схватывает суть в портрете.
Молодец!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры