Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9578 Человек (а) в сети
 

Художники Ингушетии. Гази – Магомед Албастович Даурбеков (1904-1976г.)

О самобытном творчестве Гази–Магомеда Албастовича Даурбекова мы можем судить лишь по фотографиям и нескольким акварельным копиям, хранящимся в Ингушском Государственном музее краеведения им. Т. Мальсагова.

Родился художник 24 марта 1904 года в селе Барсуки Назрановского округа Терской области. Закончив в 1930 году Ленинградский Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) он начал свой самостоятельный творческий путь. Одним из первых значительных произведений начинающего художника стала дипломная работа «Горцы в засаде», посвященная борьбе горцев за независимость. Она отображала эпизод, взятый из истории гражданской войны на Северном Кавказе 1918-1920 годах. Художник с документальной точностью воссоздал отдельные эпизоды величайшего исторического момента языком живописного искусства.

Тема национально-освободительной борьбы кавказского народа была основной в раннем творчестве Гази-Магомеда Даурбекова. На первой краевой Олимпиаде искусств горских народов Северного Кавказа в городе Пятигорске в 1935 году молодой живописец представил большую самостоятельную работу «Похороны комиссара Бутырина». Создание этой картины во время, когда шла борьба с формализмом, явилось событием не только художественным, но и нравственно-политическим, заняв значительное место в его творчестве и став одним из этапных произведений советского реализма того времени. Судьба этого полотна, как и многих работ талантливого художника трагична. Во время военных действий в городе Грозном она была уничтожена.

Обращение мастера к портретному жанру связано с поисками новых форм и методов в передаче натуры и духовного мира изображенных образов. Подавляющее большинство портретных произведений художника было выполнено в 30-40-е годы 20 века и почти все они были утеряны в период депортации 1944 года. В настоящее время мы можем судить о них лишь по

копиям карандашных эскизов, репродукциям, фотографиям и авторским акварельным копиям. По ним трудно судить о живописных достоинствах и недостатках исполнения Даурбековым тематических полотен, однако они, несомненно, говорят об умении автора естественно строить композицию, о его наблюдательности в передаче «типажа».

В Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. П. Захарова хранились копии работ автора, написанные маслом в 30-е годы, это такие картины как «Кескемский бой», «Главный окоп ингушских партизан у села Далаково», «Назрановское восстание 1858г.», «Воздвиженский бой», «Обстрел белогвардейцами отступающих жителей села Экажево» и другие произведения Г.- М.Даурбекова, которые также были безвозвратно потеряны и уничтожены во время боевых действий в городе Грозном.

Творчество Гази-Магомеда Албастовича Даурбекова-одного из первых профессиональных ингушских художников имеет большое значение в истории не только изобразительного искусства, но и в истории Ингушетии в целом.

Лейла Алмазова,

главный научный сотрудник

Государственного музея

изобразительных искусств

Республики Ингушети

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры