О самобытном творчестве Гази–Магомеда Албастовича Даурбекова мы можем судить лишь по фотографиям и нескольким акварельным копиям, хранящимся в Ингушском Государственном музее краеведения им. Т. Мальсагова.
Родился художник 24 марта 1904 года в селе Барсуки Назрановского округа Терской области. Закончив в 1930 году Ленинградский Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) он начал свой самостоятельный творческий путь. Одним из первых значительных произведений начинающего художника стала дипломная работа «Горцы в засаде», посвященная борьбе горцев за независимость. Она отображала эпизод, взятый из истории гражданской войны на Северном Кавказе 1918-1920 годах. Художник с документальной точностью воссоздал отдельные эпизоды величайшего исторического момента языком живописного искусства.
Тема национально-освободительной борьбы кавказского народа была основной в раннем творчестве Гази-Магомеда Даурбекова. На первой краевой Олимпиаде искусств горских народов Северного Кавказа в городе Пятигорске в 1935 году молодой живописец представил большую самостоятельную работу «Похороны комиссара Бутырина». Создание этой картины во время, когда шла борьба с формализмом, явилось событием не только художественным, но и нравственно-политическим, заняв значительное место в его творчестве и став одним из этапных произведений советского реализма того времени. Судьба этого полотна, как и многих работ талантливого художника трагична. Во время военных действий в городе Грозном она была уничтожена.
Обращение мастера к портретному жанру связано с поисками новых форм и методов в передаче натуры и духовного мира изображенных образов. Подавляющее большинство портретных произведений художника было выполнено в 30-40-е годы 20 века и почти все они были утеряны в период депортации 1944 года. В настоящее время мы можем судить о них лишь по
копиям карандашных эскизов, репродукциям, фотографиям и авторским акварельным копиям. По ним трудно судить о живописных достоинствах и недостатках исполнения Даурбековым тематических полотен, однако они, несомненно, говорят об умении автора естественно строить композицию, о его наблюдательности в передаче «типажа».
В Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. П. Захарова хранились копии работ автора, написанные маслом в 30-е годы, это такие картины как «Кескемский бой», «Главный окоп ингушских партизан у села Далаково», «Назрановское восстание 1858г.», «Воздвиженский бой», «Обстрел белогвардейцами отступающих жителей села Экажево» и другие произведения Г.- М.Даурбекова, которые также были безвозвратно потеряны и уничтожены во время боевых действий в городе Грозном.
Творчество Гази-Магомеда Албастовича Даурбекова-одного из первых профессиональных ингушских художников имеет большое значение в истории не только изобразительного искусства, но и в истории Ингушетии в целом.
Лейла Алмазова,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушети
Последние комментарии
1 день 21 час назад
1 день 21 час назад
1 неделя 2 дня назад
1 неделя 2 дня назад
3 недели 5 дней назад
3 недели 5 дней назад
4 недели 4 дня назад
5 недель 6 дней назад
14 недель 5 дней назад
14 недель 5 дней назад