Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9720 Человек (а) в сети
 

Х Международный мусульманский форум "Миссия религии и ответственность её последователей перед вызовами современности". Размышления и надежды.

10-12 декабря 2014 г. в Москве состоялся Х Международный мусульманский форум "Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности". Организаторами форума выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Совет муфтиев России, Всемирный союз мусульманских ученых, Министерство по делам религии Турецкой Республики, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Институт стран Азии и Африки Московского

государственного университета имени М.В. Ломоносова, Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Московский исламский институт, Международный университет «Аль-Мустафа», Фонд поддержки исламской науки, культуры, образования, Медиа-холдинг "Медина". Авторитет перечисленных организаций говорит за себя. Акцент пленарных заседаний, определяющих направленность форума, сделан по трем основным темам:
1. Духовно-нравственные ценности авраамических религий как залог сохранения мира и согласия.
2. Евразийская интеграция и исламский мир: ответственность и потенциал мусульман.
3 Взаимодействие государства и религиозных объединений во благо устойчивого развития общества.
Есть основания полагать, что определенную остроту и специфичность прошедшему форуму придало проведение в конце сентября текущего года очередного VI Съезда-Меджлис Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). На нем ДУМЕР был переименован в ДУМРФ. Тут нельзя не увидеть, что ДУМРФ возлагает на себя дополнительные обязательства по наведению порядка в российской умме и ее организационных структурах. Акцент сделан на консолидацию здоровых сил. По существу, форум продолжает и развивает линию, определенную шестым съездом. Это подтвердилось и мыслью, высказанной шейхом Равилем Гайнутдином на форуме: “будучи братьями в исламе, мы должны вести свою работу сообща”. Такая последовательность позитивна. Влияние этого знакового события очевидно.
В начале декабря Конгресс религиозных лидеров Северного Кавказа прошел в Дагестане. Его организаторами стали Духовное управление мусульман Дагестана и Комитет по свободе совести. В рамках Конгресса обсуждались актуальные вопросы для исламского общества в современном мире – укрепление мира и стабильности на Кавказе и в мире в целом, обмен опытом в сфере исламского образования и духовно-нравственного просвещения молодежи. Очевидно, что решение поставленных задач может иметь успех лишь посредством коллективных действий. Надеяться на такой вариант основания есть. В работе Конгресса приняли участие религиозные лидеры республик СКФО и ЮФО – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Калмыкии, Северной Осетии – Алании, Кабардино-Балкарии, Адыгеи. Практически одновременно крымские татары назвали абсурдными сообщения о притеснении этого народа в Крыму и внесли предложение провести в Москве Всемирный съезд крымских татар для урегулирования ситуации. Вместе с тем, отмеченные веяния в российской умме в определенной степени справедливо рассматривать в качестве продолжения и развития намечающихся процессов более широкого плана. Осознание необходимости единения конструктивных здоровых сил на благо ислама и его приверженцев становится распространенным.
В частности, представитель Верховного религиозного лидера Ирана имам-джума Урмии Сейид Махди Гурейши призвал мусульман к единству. Он считает, что таким образом можно предотвратить преступления, совершаемые в Ираке, Сирии, Мьянме. В последней, по его информации, были убиты 50 тыс. мусульман, более 5 тыс. сожжены заживо. Он высказал предположение, что все вышесказанное относится и к событиям в Азербайджане. И это лишь малая толика скопища проблем, потрясающих исламский мир и не разрешаемых из-за внутренних его противоречий. По мнению М.Гурейши, мусульмане должны объединиться по примеру Евросоюза. «Сегодня мы видим, что страны Европы убрали между собой границы, используют единую валюту. Мусульмане должны объединиться, чтобы устоять перед врагами», - подчеркнул он.
Показательно участие генерального секретаря Всемирного союза мусульманских учёных (Катар) шейха Али Мухиддин аль-Карадаги в работе форума. Всемирный союз мусульманских учёных выступает соорганизатором форума. Фактором признания на международной исламской арене праведности избранного ДУМРФ курса на консолидацию здоровых и конструктивных сил явилось и участие в работе форума шейха, члена Совета секретарей Всемирного союза мусульманских учёных, члена учредительного совета Всемирной исламской лиги (Ташкент, Узбекистан) Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа. Оба выдающихся мусульманских ученых выступили в панельной дискуссии «Евразийская интеграция и исламский мир: ответственность и потенциал мусульман».
Нет сомнения, что это свидетельствует об одобрении избранного ДУМРФ пути развития со стороны просвещенной международной элиты исламского мира. Обширная география присутствующих на форуме руководящих деятелей исламских сообществ различных стран также впечатляет: Абхазия, Азербайджан, Беларусь, Индонезия, Иран, Казахстан, Катар, Китай, Кыргызстан, Литва, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Финляндия, Эстония. Программу форума как и доброжелательная и единодушная тональность обсуждений свидетельствует о вступлении ДУМРФ в международный межконфессиональный диалог в качестве убедительного участника.
Происходящее на форуме свидетельствует о глубоком понимании его организаторов сути сложнейшего положения дел на международной арене и в стране и намерении их преодоления в русле коллективных решений. По существу, это призыв к носителям различных вероисповеданий таким образом откликнуться на проблемы текущего дня, которых немало. Безусловно, наибольшее внимание уделялось поборникам ислама, что вполне логично. Но вызовы современности претерпевает, как неотделимая часть мирового сообщества, не только всемирная умма. Ее собрат по общности в ряду авраамических религий – католицизм, официально провозглашающий нормы морали и нравственности Запада, находится в более трудном положении. Зачастую об этих нормах попросту забыли и отход от них становится повседневностью. Это причина и повод поисков выхода из сложившейся ситуации. Конфликт цивилизаций, если он и есть и о теории которого немало говорилось, обретает новые формы. Ислам с его бескомпромиссными нормами морали становится в ряде случаев предпочтительнее. Многие этнические западники во множественном порядке пробираются на Ближний Восток, чтобы участвовать в боевых действиях на стороне “Исламского государства Ирака и Леванта” (ИГИЛ), главари которого используют ислам лишь в качестве идеологического прикрытия своих далеко не божественных деяний. Отсутствием пропагандистского мастерства теоретики ИГ, похоже, не страдают. Система отлажена. Не исключено, что тем, кто искренне взывает к мусульманам на благие дела, у них есть, чему поучиться, или же во всяком случае проанализировать их деятельность. Они же, действуя вопреки интересам ислама, являются своего рода чемпионами по привлечению религии в целях прагматизма, преследующего личные интересы. Утопический призыв к созданию всемирного халифата с его вселенской справедливостью находит отклик на фоне падения традиционных нравственных и государственных устоев.
Это, в частности, отметил Владимир Путин на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, который проходил 17-18 ноября в Москве: ‘Защита так называемых общих европейских и западных ценностей в ущерб собственным национальным интересам, как правило, несет в себе несколько проблем. Во-первых, что это за интересы? Критериев-то нет. Это общие разговоры о демократии, это же не право на госпереворот, на геноцид”. На этом, есть основания полагать, строится идеологическая игра ИГИЛ, стремящегося распространить влияние по миру. Это относится и к Украине, где также воюют западники, включая американцев, в поисках всеобщей справедливости (на стороне ИГИЛ их, по оценкам, насчитывается до 5 тыс.). Но проблема шире. Президент назвал признаки антинародного мышления, считая призывы к свержению существующего строя проявлением экстремизма. Он заявил это на заседании Совета безопасности, где рассматривалась государственная концепция противодействия экстремизму. Путин призвал не допустить «цветную» революцию в России. «Разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя — это прямое проявление антинародного мышления, прямое проявление экстремизма»,- заявил он.
Владимир Путин считает необходимым учесть уроки других стран, где «экстремизм используется как институт геополитики». «Мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых цветных революций, какие потрясения испытали и испытывают народы стран, которые прошли через безответственные эксперименты подспудного, а иногда и грубого, как у нас говорят, ломового внешнего вмешательства в их жизнь”- отметил он. “Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы подобное никогда не случалось в России». При этом «только правоохранительным органам с решением таких задач не справиться»: президент предлагает привлечь к этой работе «заинтересованные министерства, все уровни власти, систему образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации, представителей традиционных религий России». Президент подчеркнул, что региональные власти должны в постоянном режиме анализировать отношения между различными национальными и социальными группами: «Эта работа входит в сферу личной ответственности руководителей субъектов РФ и представителей президента на местах».
Из сказанного следует, что религиям всех конфессий отводится особая роль. Т.е. выдвинутый форумом тезис о "Взаимодействии государства и религиозных объединений во благо устойчивого развития общества" приобретает магистральное значение. В этом, очевидно, состоит приоритетное предназначение форума и его решений. Силовыми мерами проблем, касающиеся устоев внутренней жизни личности и общества, не решить. Требуются более действенные меры. Нужен подход к сердцам, душам и умам простых верующих, что достижимо лишь с чистыми помыслами и деяниями и далеко не всегда на официальном уровне. В конечном счете, они, простые прихожане, в своей массе определяют ход исторического развития. Борьба с ИГ (проблема нас не обошла ) актуальна и в таком срезе. По ряду оценок, за ИГ воюют около 2 тыс. наших соотечественников. Эти люди вышли в большинстве из простой среды, принимали решение, исходя из окружающей обстановки. Далеко не для всех оно было легким. Иначе быть не может. Поступки отнюдь не спонтанные.
Нет сомнений, что с ними поработали умельцы, которых надо научиться переигрывать, проще говоря разоблачать, на основе подлинно гуманистических принципов ислама. На религиозных деятелей возлагается большая ответственность. В этой связи приходится помнить и объявленные намерения одного из лидеров ИГ направить в Россию боевиков для насаждения оружием идей всемирного халифата. Для таких действий нужна конкретная социальная опора. Возможно, зачаточно она присутствует. Нельзя допускать разрастания, необходимо бороться с ее симптомами. Высказываются мнения, для которых по всей видимости есть основания, что граждане нашей страны, воюющие за джихадистов, так или иначе, но в большинстве своем возвратятся на родину. Их появление в России в период кризиса несет угрозу. В спокойное время эта угроза может сохранить зловещий потенциал, способный проявить себя при любом обострении ситуации. Предстоят сложная идеологическая борьба и жесткая информационная война. Вместе с тем, Путин объяснил разницу между экстремизмом и инакомыслием. Он заявляет, что наказание за экстремизм должно быть неотвратимым, но подчёркивает, что нельзя ставить знак равенства между борьбой с экстремизмом и борьбой с инакомыслием. Эта тема была затронута президентом на заседании Совбеза. При этом президент заверил, что «противодействие экстремизму не имеет ничего общего с борьбой с инакомыслием».
Очевидно, справедливо утверждать, что оппоненты из числа инакомыслящих представляют определенную пользу и интерес, поскольку их доводы в случае обоснованности помогают глубже разобраться в действительности. Грубое, силовое подавление инакомыслия ведет его носителей в ряды экстремистов. При этом нельзя забывать, что экстремистская идеология сама по себе не может быть незаконной, но ее распространение ведет к противозаконным действиям. С этой идеологией наиболее эффективно могут бороться лишь подлинные специалисты, способные опровергнуть превратное толкование религии, практикуемое в подпольных молельнях, где процветают радикальные взгляды. Эксперты и специалисты в области ислама все более приходят к выводу, что основная победа над экстремизмом, дающая залог победы на последующих уровнях, должна быть одержана в идеологическом пространстве. Для этого есть все основания, заложенные в самой сути религии, но требуются серьезные совместные усилия на страновом и международном уровне. И в наше среде не все благополучно с точки зрения оценки процессов формирования и самого существования ИГИЛ. Так получила распространённость и довольно широкую огласку благодаря СМИ ( включая мусульманские ) фраза: “сторонников ИГИЛ объединяет вера, и в этом их сила”. Такое можно услышать из уст известных обозревателей. Но надо признать, что ассоциирование ИГИЛ с преданностью вере не совсем корректно. Необходимо понимать, что в массе сторонников ИГИЛ объединяет не вера, а то, что им преподнесли под понятием веры. Не заложено ли в подобной трактовке происходящего может быть невольное, но все же искажение самой сути религии, проповедующей человеколюбивые каноны. ИГИЛ творит изуверства , торгует плененными женщинами, производит массовые и показательные казни, транслируемые по всему миру. И все это якобы во славу Всевышнего и его учений, хотя конечная цель заправил ИГИЛ в ее декларированном варианте вызывает сомнения. В ряде случаев в общей сумме ситуация на Ближнем Востоке и у нас подчас преподносится как преданность религии. Не пора ли проснуться и расставить все по местам – терроризм отдельно, религия отдельно.
В истории ислама немало более заслуживающих внимания примеров единения верующих, где тяга к религии не является объектом политической игры людей от подлинной религии весьма далеких. Из таких же событий нужно делать подобающие выводы, а не превозносить в качестве примера торжества веры. В российской умме в целом осознают серьезность создавшегося положения. На состоявшемся 8 декабря с.г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" круглом столе на тему: "Мусульманское сообщество России перед вызовом "Исламского государства" ситуация подверглась тщательному анализу.
В обсуждении приняли участие общественные, политические и религиозные деятели. Рассматривались вопросы противостояния этому опасному явлению на международной арене, процессу социализации и дерадикализации российского ислама. Обсуждались пути предупреждения и минимизирования случаев экстремизма на территории субъектов Российской Федерации. Анализировались различные варианты мер по обеспечению гражданского единства народов РФ и гармонизации межнациональных отношений. На заседании круглого стола еще раз нашла подтверждение мысль о том, что главной проблемой борьбы с ИГИЛ является идеологическая. Подчеркивалось, что его пропагандистская работа строится на искажении Корана и Сунны, используя религиозное невежество своих сторонников. Одновременно вносилось предупреждение относительно того, что разоблачение ИГИЛ необходимо проводить с осторожностью на прочной научной основе, чтобы не оскорбить чувства верующих, введенных в заблуждение. В работе форума, охватывающей более широкий спектр вопросов, изложенная проблематика получила дальнейшее развитие. Равиль Гайнутдин отметил необходимость в условиях кризиса духовности “спасти заблудшего от неминуемой гибели”.
Али Мухиддин аль-Карадаги высказал глубокую убежденность, что “ислам опирается на принципы любви. Мы должны распространять любовь. Мы братья. У терроризма нет религии”. Основополагающим итогом деятельности форума (включенном в его резолюцию) явился призыв к представителям всех конфессий признания необходимости того, что религиозная этика, религиозные ценности и духовная мотивация следует рассматривать в ряду ответов на вызовы современности, включая нищету, бедствия, страдания, гражданские и военные конфликты. Духовным наставникам отводится особая роль.
Инициатором такого почина на международном уровне выступило ДУМРФ. В реализации этой благородной задачи оно само переживает период обновления. Безусловно, прошедший форум оставит ощутимый след в новейшей истории российской уммы, хотя многое еще надо дополнительно осмыслить и пережить. Тем не менее, уже сейчас ясно, что российское мусульманское сообщество приходит в движение. Быть может, мы живем во время больших перемен. При всех трудностях и проблемах есть основания надеяться на их положительный характер.
islam ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры