Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 16 / 04 / 2024 Время Московское: 5317 Человек (а) в сети
 

Как наши предки заботились об окружающей природе

Гармоничное взаимодействие человека и природы само собой должно быть осмыслением человеческого бытия. Именно так понимали наши предки свою заботу о природе, понимали красоту окружающей их действительности.

Однако гармоничное взаимодействие человека и природы само собой должно быть осмыслением человеческого бытия. Именно так понимали наши предки свою заботу о природе, понимали красоту окружающей их действительности. А иначе и быть не могло. «География народа всегда бывает символическим выражением души народа», — писал в подтверждении этой мысли и философ Н. Бердяев. Понимая неразрывность связи с окружающей их средой обитания, горцы заботились об окружающей их природе: рубили лес, жалея, понимая, что его надо использовать не только как источник тепла и уюта, но и беречь для будущего поколения.

«На дрова присматривали дерево загодя, — вспоминал Хусейн Харсиев, 1929 года рождения, — выбирали только то, которое кривое, сухое, с большим дуплом. И охотились только в пору, когда детеныши лесных животных уже не нуждались в родительском уходе».

Предки воспринимали свою природную обитель как естественное состояние их миропорядка, заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Как вспоминает в одной из своих передач известный писатель Иса Кодзоев, старики учили детей с малых лет относиться к природным дарам бережливо. Так, собирая лекарственные травы, объясняли, что нельзя их вырывать с корнями, следовало их срезать ножом, чтобы они могли и в дальнейшем принести людям пользу. Если уже была протоптана тропинка в лесу ли, в поле или во дворе, нельзя было с неё сходить, чтобы как можно меньше утаптывать травяной покров. Учили детей не выщипывать травку, что равнозначно вырванному клоку волос, и т. д. Такое же бережливое отношение к животным было и у охотников.

«Они вырабатывали некоторую специализацию в своём ремесле, в том числе и бережливое отношение к диким животным. Не допускалась бесконтрольная охота на зверей. Был запрет на охоту на животных во время выкармливания потомства. Регулировалась добыча, исходя из разумных потребностей, объективно необходимых и достаточных для поддержания нормальной жизни. Охотились главным образом на те виды животных, которые были массовыми, крупными и наиболее доступными. Сколько бы ни было человек в охотничьей группе, больше 3-4 животных нельзя было убивать. Так, охота на оленей допускалась только в месяц «сай 1аха бутт» (месяц, когда трубит олень), то есть октябрь. Олени к этому времени становились справными. Бывали и определенные рощи, где охота полностью была запрещена. Не разрешалось трогать и стельное животное», — писала в своих исследованиях доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

По рассказам Любы Калоевой, 1929 года рождения, по преданиям старины, когда сжигали мусор, следовало три раза громко произнести: «Всё живое покиньте на время это место». Видно, что это отголоски язычества, но, тем не менее, это и своего рода защита окружающей среды, в данном случае живых существ. Нельзя было ловить и издеваться над лягушками, разбивать муравейник, по преданиям это наказывалось проливными дождями. То же самое говорили и о птицах, особое отношение было к ласточкам. Существовала и такая интересная притча, которая говорила о малодушии тех, кто стрелял в птиц. «Говорят, что как-то царь зверей спросил у орла: «А не боишься ли ты так открыто парить над людьми?» На что орёл ответил: «Мужчина в меня не будет стрелять, а не мужчина не попадёт».

Помнится, и бабушка Эсет Шутурова говорила, что стирать вещи в речках и в водоёмах запрещалось, чтобы не загрязнять воду. Следовало её набирать в ёмкость и стирать не ближе 4-5 метров, потом её сливать там же. Вода, проходя через почву, таким образом, очищалась. То же самое следовало делать и при омовении, и в случае мытья рук, и купания. Для последних целей отводились места подальше от населённого пункта — и из этических соображений, и с точки зрения защиты воды.

Наши предки регулировали и выгон скота на пастбища, чтобы они не превращались в пустыни. Таких примеров можно привести множество, но уже видно, что даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. То были первые слабые попытки балансировать использование природных ресурсов и их восстановление для будущего поколения.

Сакральный характер носит и исламское представление о природе и человеке, ибо и человек, и природа есть творения Всевышнего. В исламе человек несет ответственность за сохранность чистоты и красоты природы. Ислам осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Пророк Мухаммед (с. а. в.) говорил, что вода, пастбища и соль являются общими, считал грехом и проклятия в адрес природных явлений: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу». Также в Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносили пользу людям. Долг каждого человека — охранять землю и соразмерно использовать ее блага.

Пророк и его последователи внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчали их труд. Ответственным грехом считается и ударить животное. Запрещено всякого рода обращение с животными, которое не соответствует их назначению. Например, нельзя ездить на корове верхом или класть груз на ее спину. Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных, особенно коня. Не дозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть его тела. Также запрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища из боя птиц и животных. Нельзя также выщипывать перья из птицы до ее заклания (убийства с целью принятия в пищу или в качестве жертвоприношения).

Особое место в исламе занимает жертвоприношение, смысл которого заключается не в том, чтобы убить животное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных. Согласно вероучению ислама, в Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безо всякой пользы!» Нельзя по исламу резать животное в присутствии другого животного. Нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительные страдания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, даже если это блоха, комар или другое мелкое насекомое. Существует легенда о том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на ноги колокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали им под ноги. Таким образом, и ислам, как и большинство других религий, призывает к защите окружающей среды.

Но, несмотря на всё это, с развитием технического прогресса человечество несёт природе огромный ущерб. Ещё в начале XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры по защите природы. Проблема оскудения Земли нарастает с каждым разом. К примеру, из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд тонн минералов, из них более 90% идет в отбросы. Тропический лес уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, занимается самоуничтожением. Значит, дело охраны природы, как и дело мира, касается как государства, так и каждого из нас.

В Ингушетии под защитой государства находится природный заповедник «Эрзи», который начал функционировать с 1993 года. Это уникальная территория со своеобразным природным, горным ландшафтом и историко-культурными ценностями. Здесь около 119 разновидностей животных, более 340 разнотравий, в том числе и занесённые в Красную книгу. К сожалению, потомки своих предков не столь бережливы к природным ценностям. Стало губительным ставшее массовым посещение горной Ингушетии. С одной стороны, это хорошо, когда в потомках просыпается национальная принадлежность, желание узнать ближе свою историю, колыбель ингушского народа. С другой стороны — это остатки костров и мусор под вековыми соснами, это загрязнённые русла рек, ценнейших источников воды — родников.

Пора бы подумать об этом каждому, а не только государственному заповеднику по роду своей деятельности. Радуют акции, тейповые рейды по очистке территории их родового селения и просто берегов рек, которые проходят в последнее время. Но даже этого мало. Вот если каждый задумается, насколько велик именно ваш вклад в заботу о природе — то это уже бесценно. Кроме того, забота об окружающем мире — это дань уважению себе, так как человек является частью природы.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры