Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 7475 Человек (а) в сети
 

Как Идриса Базоркина «исключили» из числа делегатов съезда

Не уверен, что прочитанное мной ложится в русло развернутой в последнее время ущербной кампании, нацеленной на отрицание всего ингушского в истории Чечено-Ингушетии.

Может быть, это случайное совпадение.
Прочитал объемистую книгу чеченского писателя Адиза Кусаева «Писатели Чечни» (Грозный, 2011, 720 с.) и наткнулся на такой пассаж.
Автор со слов известного чеченского писателя Магомеда Мамакаева на стр. 10 -11 пересказывает эпизод, имевший место на первом съезде советских писателей в августе 1934 года.
Само описание эпизода не вызвало бы у меня удивление, так как он имел место быть, если бы не одно обстоятельство.
Эпизод съезда, когда Идрис Базоркин вместе с Саидом Бадуевым во время банкета подошел к Максиму Горькому и пригласил его посетить Чечено–Ингушетию, Кусаев приписал Магомеду Мамакаеву и Саиду Бадуеву (см. стр.10-11), вовсе исключив Идриса Базоркина.
А между тем, этот же эпизод несколько раз был опубликован в чечено-ингушской прессе. И рассказывал его классик ингушской литературы Идрис Базоркин. Но в книге Адиза Кусаева нет ни слова об Идрисе Муртузовиче. А рассказ приписан Магомеду Мамакаеву, как делегату того самого первого съезда советских писателей и очевидцу-участнику этого события.
Достаточно прочитать первую публикацию Идриса Базоркина на эту тему в газете «Сердало» от 28 марта
1968 г. (статья «Незабываемое»), написанную к 100-летию со дня рождения Максима Горького под впечатлением двух своих встреч (в 1928 г. и 1934 г.) с «буревестником революции». И по радио из уст Идриса Муртузовича не раз звучало воспоминание об этой встрече. Эти воспоминания опубликованы в пятом томе шеститомного собрания сочинений И. Базоркина и в третьем номере журнала «Литературная Ингушетия» за 2003 год.
Но никто из чеченских писателей при жизни Базоркина не возмутился, не опроверг эти воспоминания. Заметим, что тогда были живы и Магомед Мамакаев, и делегат этого самого съезда Нурдин Музаев.
Открываем книгу «Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. Москва, 1990, 714 с.». В качестве участников съезда от Чечено-Ингушетии здесь названы: Ш. Айсханов, С. Бадуев, И. Базоркин, Р. Рогов и Н. Музаев. Именно о них шла речь и в статьях, и в воспоминаниях Идриса Базоркина. Но Магомеда Мамакаева среди делегатов этого съезда нет.
Отнесем это к путанице со стороны Адиза Кусаева, так как в первом издании «Писатели Чечни», изданном в 2005 г., он пишет, что делегатами съезда были М. Мамакаев, С. Бадуев, А. Нажаев и Ш. Айсханов. Здесь добавился Нажаев. Но его тоже нет в списке стенографического отчета съезда.
Нажаева в качестве делегата съезда не назвал и такой известный чеченский ученый и литературовед, как Юша Айдаев (см. его статью «У истоков» в газете «Грозненский рабочий» от 17 августа 1984 г.) Не обозначен Нажаев как делегат съезда и в таком популярном издании, как книга ингуша Абу Мальсагова и чеченца Хасана Туркаева «Писатели советской Чечено-Ингушетии» (Грозный, 1969, 150 с.) И первый, и второй авторы всегда отличались строгим следованием фактам. Второй и поныне здравствует и полон творческих сил. Кстати, и они пишут, что Идрис Базоркин был делегатом съезда писателей 1934 года. А Кусаев почему-то «упустил» его из виду. Вдобавок, по воле Кусаева, «исчез» из участников съезда и Нурдин Музаев.
Ю. Айдаев тоже называет Базоркина в качестве делегата съезда и помещает в своей статье групповую фотографию нескольких членов чечено-ингушской делегации в перерыве форума с Ильей Эренбургом. Крайний слева стоит будущий ингушский классик. Не думаю, что Айдаев сознательно напутал, но и он пишет, что М.Мамакаев был делегатом этого форума. Он же исключил из списка и Р.Рогова.
И в докладе Мандатной комиссии съезда сказано, что от Чечено-Ингушетии в работе всесоюзного писательского собрания участвовало два чеченца, один ингуш и один русский с решающим голосом и один чеченец с совещательным голосом (см. стр.703).
Итак, по всем официальным данным в работе съезда писателей 1934 года от Чечено-Ингушетии принимали участие следующие литераторы: Ш. Айсханов, С. Бадуев, И. Базоркин, Н. Музаев и Р. Рогов. Последний представлял обязательную русскую составляющую каждой республики.
Как и практиковалось в годы коммунистического правления, в таких делах негласно соблюдались пропорции: три чеченца, один ингуш и один русский.
Идрис Базоркин участвовал и на заседании пленума Союза писателей СССР в 1974 году, посвященном 40-летию образования этого творческого союза. Туда приглашали только участников съезда, коих осталось к тому времени очень мало.
В работе юбилейного пленума Союза писателей СССР в 1974 г. участвовал и Нурдин Музаев. Чеченский коллега, правда, побоялся подойти к опальному ингушскому писателю во время пленума. Но это не страшно. Время было такое. И сейчас такое можно наблюдать. И Идрис Муртузович способствовал этой публичной размолвке, чтобы не «подставлять» скромного писателя.
Хотя нигде официально и не зафиксирован факт участия Магомеда Мамакаева в качестве делегата первого съезда советских писателей в 1934 году, мы не будем спорить на эту тему. Не участвовал в работе этого съезда и Нажаев. Но от этого не страдает значимость творчества этих выдающихся чеченских писателей. Да и не нуждаются они в преувеличении заслуг, их у них предостаточно.
Сомнительным выглядит и строка в книге Кусаева о том, что Мамакаева прямо на съезде писателей СССР приняли в члены этого творческого союза. Это было прерогативой первичных писательских организаций, разумеется, по лимиту, спущенному из Москвы. Что подписывал членские билеты Максим Горький, это да. Но принимали на местах.
Для чего А. Кусаеву надо было напутать эти очевидные факты, не знаю. Не будем больше обсуждать этот толстый фолиант. Мало ли что пишут сейчас.
Меня лично волнует одно: зачем надо было вычеркивать из истории нашей прежде совместной литературы Идриса Базоркина?
М. АБУЕВ
ГIалгIай мехка къаман юкъара газет "Сердало"

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

тЪоршхо Ср, 10/07/2013 - 11:41

Да и пусть пишут как хотят и что хотят, это же не документ и не последняя инстанция , Идрис Базоркин ,как говорится - ВЕЛИЧИНА! И его величественность независима от признания или отрицания,какого то факта из его биографии и жизни.,такими как упомянутый Вами Адиз Кусов и другие. Не думаю что на авторитете Идриса это отразилось бы даже 30-50 лет назад.,не говоря о сегодняшнем дне. Идрис Кьонах был,и многие ему просто завидовали и завдуют даже сейчас.. Дал кьахетам болб цун.

Ср, 10/07/2013 - 08:14

Не понимаю - почему все молчат? На самом деле ведется кампания по отрицанию всего ингушского.

Ср, 10/07/2013 - 07:57

Ингуши,к сожалению,никогда не ценят своих достойных соотечественников и героев своего народа. Казалось бы, имея такого человека, Великого писателя, который самоотверженно жил и работал во благо своего народа, ингуши должны были годиться им,писать и говорить о нем.

Ср, 10/07/2013 - 07:56

Ингуши,к сожалению,никогда не ценят своих достойных соотечественников и героев своего народа. Казалось бы, имея такого человека, Великого писателя, который самоотверженно жил и работал во благо своего народа, ингуши должны были годиться им,писать и говорить о нем.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры