Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 24 / 04 / 2024 Время Московское: 8244 Человек (а) в сети
 

Исламоведы указали на рост влияния исламских лидеров в Ингушетии

Массовые протесты жителей Ингушетии против соглашения о границе с Чечней и обращение к шариатскому суду продемонстрировали значимость религиозного фактора в регионе, констатировали участники

семинара, посвященного истории и современному состоянию ислама.

Доклад об истории ислама в Ингушетии вызвал интерес ученых

Доклад "Ислам в Ингушетии: история и современность", зачитанный 13 февраля в Институте Востоковедения РАН, заслушали около 25 представителей академической науки, профессионально занимающихся Кавказом, исламом, этнографией и антропологией. Это первый с начала года семинар, организованный Центром проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО в партнерстве с Центром изучения Кавказа Института востоковедения РАН, а с 2015 года он уже 42-й, отметили в оргкомитете семинара.

Автор доклада, старший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Макка Албогачиева, познакомила аудиторию с этнографическими аспектами местных религиозных практик.

Доклад основан на материалах одноименной монографии Албонгачиевой, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" член оргкомитета семинара, старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов. "Рассказывалось о становлении ислама в Ингушетии, о нахшибандийском, кадерийском братствах, версиях ислама, упоминалось о наличии обычного права. Большая часть была об истории. И часть доклада была о современной ситуации, о современном положении", - рассказал Муханов.

Ислам в Ингушетии распространялся вне существующих сегодня спорных границ между регионами, поэтому докладчик не мог не затрагивать сюжеты, касающиеся и Чечни, отметил корреспонденту "Кавказского узла" после доклада один из организаторов мероприятия, заведующий сектором Кавказа в Институте востоковедения РАН Владимир Бобровников. "Границы [между регионами] проведены позже. Суфийские шейхи не знали этих границ. Тот же Дени Арсанов почитается и в Ингушетии, но большинство его последователей - в Чечне", - сказал он.

В докладе также поднималась тема реисламизации в постсоветское время. "Реисламизация была связана со строительством мечетей, восстановлением зияратов (мест погребения суфийских святых. — Прим. "Кавказского узла"), их внешний вид и практики паломничества немного изменились", - рассказал Бобровников.

Темы политического ислама в регионе докладчик не касалась, поскольку говорила о религии с позиции этнографа, добавил историк. "Цель доклада - не столько рассказать о чем-то новом, а и познакомить с исламом в Ингушетии, этнографическими аспектами местных религиозных практик. Как это проходит, кто в этом участвует, есть ли региональные особенности. Тему конфликтов не затрагивала - она сложная, однозначно на эти вопросы ответить невозможно, у каждого своя правда. На компромисс ни те, ни другие не идут. Эту тему я решила обойти", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" сама Макка Албогачиева.

Подписание 26 сентября 2018 года Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией привело к массовым двухнедельным акциям протеста в Магасе. "Кавказский узел" ведет регулярно обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". 18 января ингушские активисты передали в Кремль подписи более 51 тысячи жителей республики под требованием отменить соглашение о границе с Чечней.

Ученые указали на возросшее влияние религиозных лидеров в Ингушетии

Роль мусульманских лидеров в регионе всегда оказывала влияние на общественно-политическую ситуацию, это учитывалось всеми руководителями региона, рассказала Албогачиева. "За это время сформировался муфтият Ингушетии, и в этом играли непосредственную роль все президенты Ингушетии. Это нельзя сбрасывать со счетов, но такого противостояния, как сейчас, не было никогда. Люди перестали слышать друг друга, причина противостояния в этом. Если ингушское общество поддерживает духовенство, то оно и есть ингушский народ, все остальные — это люди, которых назначают сверху. Потому роль духовных лидеров очень велика и занимает самое ключевое место в жизни ингушского народа и в решении конфликтов", - сказала исследовательница.

Религиозный фактор в протестах присутствовал, а авторитет религиозных лидеров после него возрос, согласен старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. "Религиозный фактор [в протестах] есть, если проследить за главой ДУМ (Духовного управления мусульман. - Прим. "Кавказского узла"). Кто-то ожидал, что он будет в нейтралитете, у него были хорошие отношения Кадыровым, но он занял очень четкие позиции против соглашения. И это, конечно же, повлияло на его популярность. Но и, конечно же, религиозный исламский фактор присутствовал", - отметил эксперт корреспонденту "Кавказского узла".

Уровень доверия к общественным и религиозным деятелям был высок в регионе и до протестной активности конца 2018 года, связанной с территориальными разногласиями с Чечней, считает Вадим Муханов. "И до этих событий ингуши подчеркивали, что больше доверяют определенным лидерам, чем республиканским властям. Эта тенденция сохранилась, и последние события это подтверждают", - сказал он.

Как отметил и докладчик, истоки нынешнего территориального конфликта - в послевоенном переделе границ. Границы между республиками СКФО, определенные после реабилитации депортированных в 1957 году, были проведены "провокативно, с возможностью вызывать конфликты в случае ухода советской власти", считает Муханов.

К активизации исследований современного ислама в Ингушетии эти протесты не привели, полагает он. "Есть определенный набор топовых экспертов. Я не могу сказать, что эта тема стала для них "новым дыханием". Это тема их профессиональных интересов. Она актуальна в общественно-политическом плане, многие из экспертов проводят полевые исследования, проводят интервью", - сказал Муханов. По его словам, госструктуры также не обращались к ученым за анализом ситуации. "От госорганов такой интерес бывает, он был связан с ситуацией в Чеченской Республике, но вот всплеска интереса к Ингушетии и экспертному сопровождению - его нет в последнее время, никакого резкого интереса и внимания", - заметил ученый.

Ученые оценили новизну обращения к шариату в конфликте о границе

Вопрос о границе между Чечней и Ингушетией нужно было решать в правовом поле, а не по шариату, полагает Макка Албогачиева. "Но решили хотя бы так. Раз с обеих сторон мусульмане, прибегли к шариатскому суду", - сказала Албогачиева.

Совет тейпов Ингушетии 13 декабря вызвал депутатов парламента республики на шариатский суд, чтобы установить, как проголосовал каждый из парламентариев по вопросу соглашения о чечено-ингушской административной границе, подписанного главами двух республик. Суд планировал определить, было ли голосование сфальсифицировано, но на заседание 15 декабря пришли 10 из 30 депутатов республиканского парламента. Не явилась на суд и часть алимов.

Столь крупные вопросы в этом регионе в последнее время по Шариату не решались, отметили Ахмет Ярлыкапов и Вадим Муханов. "Непубличные вопросы решались. В силу того, что Кавказ - это поле полиюридизма, какие-то вещи комфортно решать по российским законам, а если там происходит проблема с нахождением компромиссов, то люди обращаются к шариату и адату", - заметил Муханов.

Государственные вопросы решались с помощью шариата в период чеченской Ичкерии, отметил Ахмет Ярлыкапов. "Там такие попытки были, но это можно воспринимать как особый случай, хотя это тоже часть северокавказской истории. В общественном дискурсе это активно обсуждается, и в любом случае это есть. В историях с равнинными землями в Дагестане это очень четко проговаривается, что земли в Бабаюртовском районе, в районе Махачкалы, Куртумкалинский район — это кумыкские земли по шариату. И проговаривается, что поселения, возникшие на кутанах, незаконные, и по шариату необходимо договариваться с теми, кому земля принадлежит. И кумыкские активисты это четко проговаривают, что они не выгоняют, но что эти земли по шариатскому пониманию кумыкские, и вам нужно с кумыкскими джамаатами, имеющими право на них, договариваться - этот дискурс есть в общественном сознании. Например, конфликты, которые были на равнинных территориях, иногда разрешались через шариатские процедуры", - рассказал Ярлыкапов.

Уроки ислама в школах помогли борьбе с терроризмом, считает докладчица

Широкое преподавание основ ислама в школах существенно снизило радикализацию ингушской молодежи, полагает Макка Албогачиева. "Роль ислама в этом вопросе велика, и важно отметить здесь то, что еще в период управления Аушевым был введен предмет "Основы религии". Мы прекрасно понимаем, что общество, выросшее в СССР, в большинстве своем вообще не знало никаких обрядов. Чтобы противостоять новому веянию, нужно было, чтобы подрастающее поколение знало, из чего состоит ислам, его основы. Введение этого предмета в школах существенно снизило радикализацию общества, и в этом огромная роль была и Аушева и Зязикова. И по сей день в регионе преподаются эти предметы. Не только силовые методы, которые использовались на всем Северном Кавказе, послужили стабилизации обстановки. У нас в регионе стабилизации послужило именно преподавание основ религии, открытие своих исламских институтов", - заключила Албогачиева.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископпом Сб, 16/02/2019 - 12:02

Сара Пещера показывает,что за нами оставлены наблюдатели.
Почему об этом не рассказывают имамы?
Парни то выходят,смотрят как иман у людей и недовольные уходят опять в анабиоз.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры