Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8122 Человек (а) в сети
 

Эпизоды памяти

В субботу, 15 марта, исполнилось бы 110 лет со дня рождения известного ингушского писателя, члена Союза писателей СССР Магомеда Махиевича Хашагульгова.

Мне посчастливилось быть лично знакомым с этим неутомимым тружеником пера, который оставил заметный след в ингушской литературе, опубликовав несколько популярных в те времена прозаических сборников: «Песни сердца», «Светлое утро», «Компас времени» и некоторые другие.
В канун знаменательной даты вспомнилось, как в середине 60-х годов прошлого столетия меня чуть ли не силой затащил в гости к именитому писателю мой старший брат, и при этом заставил еще прихватить с собой потрепанную школьную тетрадь, исписанную моими первыми поэтическими пробами. Желание брата представить «начинающего поэта» опытному литератору и услышать его мнение о моих перспективах на будущее было понятно, но лично у меня само слово «писатель» в юности вызывало такое острое ощущение благоговения и страха, какое обычно испытывает изрядно нашкодивший ученик, которому впервые в жизни приходится держать ответ перед строгим родительским комитетом школы.
Большая просторная гостиная писателя по всему периметру была тесно обставлена только книжными шкафами, которые буквально ломились от обилия самой разнообразной литературы, и видя такое богатство, я не мог спокойно усидеть на своем стуле и, забыв про всякие приличия, тут же ринулся с ними знакомиться. Однако, мой естественный порыв несколько остудил укоризненный взгляд брата и мне пришлось нехотя ретироваться на прежнее место. Правда, я заметил, что мой порыв не остался незамеченным хозяином дома, которому, видимо, пришелся по душе откровенный творческий азарт молодого человека, потому что, перехватив мой жадный взгляд в сторону книг, он с легкой ностальгической грустью в голосе произнес:
- Этот юноша напомнил мне самого себя полувековой давности. В те годы каждая еще не прочитанная книга возбуждала мое воображение и любопытство, как в нынешние времена некоторую молодежь возбуждает каждая необъезженная ими марка автомобиля или мелькнувшая в толпе прекрасная незнакомка. Сколько воды утекло с тех пор, но, как я заметил, это чувство неподвластно никакому времени…
После объяснения цели нашего визита и последовавшего за этим непродолжительного чаепития настала очередь детального разбора моих стихотворных опытов. Раскрыв тетрадь, Магомед Махиевич принялся молча перечитывать стихи и лишь изредка его серьезное и сосредоточенное лицо оживало ироничной улыбкой, а мы с братом, затаив дыхание, ожидали развязки. С неторопливостью, присущей многим пожилым людям, писатель одолел все двенадцать рукописных листов и только после этого нацелил на меня испытующий взгляд.
- Молодой человек, все твои стихи написаны торопливо, как бы в едином порыве, но нужно признать, из некоторых вещей мог бы получиться толк, если у тебя хватит терпения вернуться к ним и хорошенько поработать. Ты должен понять, что в любом деле, и особенно в поэзии, вдохновение и талант – это, конечно, очень важные составляющие, но окончательного совершенства стихотворения можно достичь только посредством тяжкого труда. Возьмем твое наиболее удачное, на мой взгляд, стихотворение «Кавказская весна». Ответь мне: сколько времени тебе понадобилось, чтобы его написать?
- Точно не помню, кажется, минут тридцать-сорок.
- Я так и ожидал, а ты знаешь, как работал В.Маяковский над своими произведениями? Например, только одну первую строку своего знаменитого стихотворения «С. Есенину» он переделывал одиннадцать раз! В первом варианте поэт написал: «Вы ушли, Есенин, в мир иной», а затем подумал, что обращение «Есенин» слишком официально, даже отстраненно, и поэтому заметно вредит искренности стихотворения. Поразмыслив так, он тут же набросал второй вариант: «Вы ушли, Сережа, в мир иной», но немного подумав, решил, что о его сложных отношениях с покойным поэтом знала вся литературная общественность страны и поэтому обращение «Сережа» звучит фальшиво и неискренне. Нет, так не годится, рассуждал В.Маяковский и множество раз менял конструкцию первой строки, пока, наконец, не остановился на последнем (одиннадцатом!) варианте: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Вот как нужно оттачивать стихи и работать в поте лица, чтобы читатели оценили и полюбили твою поэзию.
Еще много полезных напутственных слов сказал мне в тот день уважаемый Магомед Махиевич, а на прощание подарил ту самую книжку В. Маяковского «Как делать стихи», примеры из которой он приводил перед этим.
К большому сожалению, уроки творчества от М. Хашагульгова не пошли мне впрок и я не стал известным поэтом, но светлую память об этом добром и в то же время профессионально строгом наставнике я сохранил на всю оставшуюся жизнь.

Латыров Виктор «Сердало»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Пнд, 17/03/2014 - 15:41

Раиса

Хорошая статья. Полезная. Написана с душевной теплотой. Спасибо!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры