Сегодня можно с уверенностью сказать, что исламская экономика переживает эпоху Ренессанса, возрождая былые традиции, далеко выходя за рамки Арабского Востока и всё дальше продвигаясь по миру, неся новые приоритеты, переводя мировой экономический порядок на социальные рельсы. Однако мы всё ещё говорим о предварительной стадии развития исламской экономики. В отличие от неё, традиционная экономика отличается высокой развитостью и трудностью в изучении, это объяснимо длительной историей её становления и развития. Фраза «всё новое – это хорошо забытое старое» как никогда подходит к новой альтернативной модели экономики. Это и есть исламская экономика, которая просто необходима в современных условиях. Попытаемся разобраться, что несёт в себе этот курс.
Ресурсов всё чаще становится недостаточно по сравнению с растущими потребностями в них – это аксиома. Также не требующим доказательств является и тот факт, что благосостояние всех людей должно быть выше всех целей – это признают все цивилизации.
Учитывая дефицит ресурсов, многие, наверно, с уверенностью скажут, что благосостояние населения страны может остаться неосуществившейся мечтой. Однако поспешу возразить с небольшой оговоркой, что это возможно в том случае, если даже недостаточные ресурсы используются неэффективно и несправедливо. Любая мудрая хозяйка найдёт чем угостить гостя даже при опустевшем холодильнике! С этой целью первоочередной задачей является разработка стратегического плана, эффективности которого легко достичь, беря во внимание мировоззрение населения. При чём тут внутренний мир, спросите вы? Но ведь если внутри пустота, то и форму придавать нет смысла, поскольку рано или поздно этот мыльный пузырь лопнет. Если общество умирает морально, то никакая стратегия не в состоянии помочь ему реализовать мечту о всеобщем благоденствии.
Роль морали, духа в модели построения мирового порядка трудно отрицать. Однако важно иметь в виду и содержание самого мировоззрения, поскольку носить оно может двоякий характер: быть, с одной стороны, преобладающе (1) светским и материалистическим, а с другой (2) – ставить на первое место религиозные духовность и гуманизм.
Прежде чем рассмотреть это в деталях, давайте вспомним вечный спор философов и историков по поводу первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени, так называемый диалектический материализм. В советских вузах в рамках преподавания марксистско-ленинской философии курс диалектического и исторического материализма был обязательным для освоения как на гуманитарных, так и на естественнонаучных факультетах. И, несмотря на то, что само понятие «диалектический материализм» кануло в Лету, его дело живёт и здравствует, ведь мы по-прежнему зависимы от мирского, выдвигая на почётный пьедестал только деньги.
В рамках Ислама вопрос о приоритетности решён, нам необходимо принять это и строить свою жизнь исходя из этого. Но, тем не менее, попытаемся определить роль мировоззрения в формировании экономического строя.
Роль мировоззрения
Светское или материалистическое мировоззрение максимальное значение придаёт вещественному содержанию человеческого благосостояния, имея тенденцию к полному игнорированию духовного аспекта. Представители этого либерального направления часто утверждают, что максимальное благосостояние может быть достигнуто, если людям дать беспрепятственную свободу в достижении личной выгоды, вручить все ключи к максимальному удовлетворению всех потребностей. При этом они не принимают во внимание то, что человеческой жизнью и её обеспечением, в том числе и материальным, ведает только Всевышний Аллах, и считают, что человек способен сам нарисовать себе путь к счастью исходя из собственных умозаключений и целей. Придерживающиеся такой стороны движения принижают и роль правительства как органа, способного эффективно и справедливо выделять и распределять ресурсы. На вопрос о том, как же будут соблюдаться интересы всего общества, а не отдельно взятого индивида, которому предоставлена неограниченная свобода в преследовании только его/её личных интересов, ответ состоит в том, что законы рынка гарантируют сдерживание личных интересов, так как они находятся под контролем. Но, если учитывать тот факт, что главный рыночный закон – «победа в конкурентной борьбе достаётся сильнейшим», вся жизнь пройдёт в метаниях от одного к другому и в попытках удержать нафс от желания такой победы.
В противовес этому религиозное, или, скажем так, духовное начало учитывает обе стороны человеческого бытия, принимая во внимание как материальные, так и духовные потребности человека в достижении благосостояния, разница состоит лишь в пропорциях. Надо отметить, что тут не отвергается необходимость индивидуальной свободы человека, его личного пространства, не отметается возможность в достижении собственных целей, важно понять другое, что всё материальное должно быть уравновешено нравственной и морально-этической наполненностью. Ведь мы уже писали о том, что нельзя просто изменить экономическую систему, для начала нужно изменить человеческое мышление, мировоззрение, чтобы социальная гармония и целостность семьи как основы любого общества не пострадала в гонке за личной выгодой.
Ислам.ру
Последние комментарии
3 недели 5 дней назад
3 недели 5 дней назад
4 недели 6 дней назад
4 недели 6 дней назад
7 недель 2 дня назад
7 недель 2 дня назад
8 недель 19 часов назад
9 недель 3 дня назад
18 недель 1 день назад
18 недель 2 дня назад