До сегодняшнего дня нередко искаженно освещается история республик Северного Кавказа, в частности, события 67-летней давности,когда по инициативе Сталина и его подручных против целых народов были проведены варварские антиконституционные акции. Речь идет о насильственном переселении в 1943-1944 гг. с родных земель ингушей, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, калмыков и других народов в Казахстан, Киргизию, Среднюю Азию, Якутию, Алтайский и Красноярский края, Томскую и Тюменскую области, о лишении их национальной государственности.Мы хорошо помним последние месяцы 1942 года: немецко-фашистские захватчики рвутся на Северный Кавказ. Захвачены Моздок, частично Малгобек. Более десяти тысяч наших братьев и сестер куют победу практически на всех фронтах. Они среди защитников Брестской крепости, Мамаева кургана, Курской дуги, Москвы и др. Менее ста километров оставалось до Грозного – нефтяной столицы Кавказа. Но враг был остановлен у ингушского города Малгобек. Значительным был вклад ингушского народа в эту победу. С 1943 года началось наступление советских войск. В начале 1944 года враг был отброшен на 800 километров от Кавказа.Вожди, допустившие летом 1942 года стратегическую ошибку и не сумевшие предвидеть мощный прорыв фашистов на юг, искали виновных. Главным критерием в этих поисках стал национальный. К началу 1944 года идея наказания «виновных» народов активно претворялась в жизнь. Выселены более 70 тыс. карачаевцев, лишены своего крова почти 94 тысяч калмыков. Изуродованная войной страна стала сводить счеты с «врагом внутренним». Наверняка сотни эшелонов, транспорт, тысячи бойцов были гораздо нужнее на передовой. Но их бросили в глубокий тыл на проведение депортации целых народов. Таким образом, был открыт внутренний фронт борьбы с народами «семьи единой».Чечено-Ингушетия не была даже оккупирована ни на одну минуту и, следовательно, никак не могла действовать «совместно с немцами», писал в 1951 году бывший нарком ВД СО АССР Г.А. Токоев.Он напрямую связывает трагедию вайнахских народов с решением объединенного заседания Политбюро ЦК ВКП (б) и ГКО от 11 февраля 1943 года о выселении чеченцев и ингушей, т.е. за год до его осуществления. В пользу подлинности сообщаемых Г.А. Токоевым сведений свидетельствуют многое. Еще задолго до выселения чеченцев и ингушей в республике войска НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом сплошь и рядом учиняли террор и насилие над мирным населением, провоцируя вспышки недовольства, готовя тем самым «обоснование» предстоящей жестокой акции. Недостаточно глубоко и достоверно освещены факты этой жестокой расправы. А, правда, эта такова, что Сталин, Берия, тогдашние руководители НКВД и НКГБ свои злодеяния против народов представили как защиту безопасности страны. С этой целью специально распространялся сфабрикованный ими тезис «о неблагонадежной обстановке», например, в ЧИАССР, КБАССР и в Карачаевской автономной области. Утверждалось, что положение в этих республиках «угрожает» тылу Красной Армии, которая в то время, как известно, не только полностью изгнала фашистских захватчиков с Северного Кавказа, но уже освобождала от оккупантов Правобережную Украину и другие районы Советского Союза. Чтобы покончить со слухами о выселении, Берией было принято решение провести ночные учения в районе наиболее крупных аулов. Цель – подтвердить легенду размещения войск, приучить жителей к ночным передвижениям армейских подразделений и заставить людей не покидать дома в темное время суток. На границе республики были выставлены заслоны – нужно было пресечь поток чеченских беженцев в Дагестан. Кобулов внес предложение: «использовать в качестве предлога для ввода войск тактические учения в горных условиях». Однако вместо частей Красной Армии в республике будут размещены войска НКВД.Сосредоточение войск на исходных позициях предлагалось начать за 20-30 дней до проведения операции, хотя это произошло несколько раньше. Все секретари райкомов партии и председатели райисполкомов обеспечили размещение военнослужащих. Многие из них находились на постое у местного населения. 31 января 1944г. Государственный комитет обороны утвердил постановление о выселении ингушей и чеченцев в Казахскую и Киргизскую ССР. В начале 1944 года в ингушских семьях были размещены на постой солдаты и офицеры. Такого количества военных грузовиков никогда раньше здесь не было, они стояли во дворах, на улицах. Говорили, что это передислокация войск, и население старалось обогреть солдат, накормить перед отправкой на фронт. Но слова «войска», «передислокация» и «выселение» начали появляться в начале февраля. Многие успокаивали себя тем, что выселение народа невозможно. Но карачаевцев уже выслали, значит, не исключено, что вышлют и нас, ингушей. Но за что? Кто за этим стоит? Как?31 января 1944г. Судьба чечено-ингушского народа была решена. Согласно Постановлению ГКО № 5073 они подлежали депортации в Казахскую и Киргизскую ССР. 21 февраля Берия издал Приказ № 00193 о переселении чеченцев и ингушей. 22 февраля завершилась работа по подготовке командно-оперативного состава к проведению спецоперации. 31 января 1944г. Подготовительная работа карательных органов получает нормативную базу в виде совершенно секретного Постановления ГКО № 5071 «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР», В самом Постановлении о чеченцах и ингушах ничего не говориться. Но поручается НКВД ССР направить в феврале-марте для расселения в Казахской ССР до 400 тысяч человек и Киргизской – до 90 тысяч человек. 17 февраля 1944г. Л.П. Берия доложил И.В. Сталину, что подготовка операции заканчивается. Учитывая ее масштабы и особенность горных районов, выселение решено провести в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всей низменности и горным районам и частично по некоторым поселениям горных районов с охватом свыше 300 тыс. человек. В остальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тыс. человек. 18 февраля 1944г. Берия поставил в известность о предстоящем выселении председателя СНК ЧИАССР Моллаева. В этот день Берия шлет телеграмму Сталину: «Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. Взято на учет подлежащих переселению 478 479 человек, включая ингушей, проживающихся в г. Владикавказе. Решено выселение провести в течение 8 дней. Горные районы блокированы, к выселению привлечены дополнительно 7 тысяч дагестанцев, более 3 тысяч осетин. Учитывая серьезность и важность операции прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции». Согласно плану Берия выселение начинается с рассвета 23 февраля, предполагается оцепить район, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. В операции по выселению ингушей и чеченцев готовы принять участие 19 тысяч работник НКВД, СМЕРШа и 100 тысяч войск внутренних сил с боевой техникой. 23 февраля 1944 г. народ Чечено-Ингушетии подвергся то¬тальной депортации из Кавказа в Среднюю Азию и Казахстан. Проблема правового и социального статуса ингушей, чеченцев и других депортированных народов в условиях спецпоселения остается слабоизученной. (Из архива мемориального комплекса жертвам репрессий РИ. Материалы депутата НС РИ Р. Албогачиева)Доцент кафедры истории народов КБР Кабардино-Бал¬карского государственного университета, кандидат исто¬рических наук Х-М.А. Сабанчиев в своей статье «Правовое положение и социальный статус балкарцев на спецпоселении», опубликованной в журнале Российской Академии наук «Государство и право», раскрывает существенные аспекты положе¬ния спецпереселенцев и условия их проживания в местах насильственного посе¬ления. На основе статьи Х-М.А. Сабанчиева и представлен следующий материал.В документах о выселении народов не были определены их гражданский статус и правовое положение. В местах расселения органы власти не имели на руках конкретного руководства регу-лирования и организации административного уп¬равления спецпереселенцами. Поэтому последо¬вало обращение за разъяснениями о правах переселенцев с Северного Кавказа, об их социальном обеспечении. НКВД СССР представил ответ, что для них не предусматривается лишение или огра-ничение каких либо гражданских прав, за исклю¬чением права выезда из мест поселения, что они сохраняют полностью права на все виды социаль¬ного обеспечения (Бугай Н.Ф., Гонов A.M. В Казахстан и Киргизию из Приэльбрусья ... (20-50-е гг.). Нальчик, 1997. С. 67).Статус депортированных народов менялся. При выселении все они становились спецконтин-гентом. С 1944 г. переселенцы имели статус спецпоселенцев, подразумевающий их жесткую админист¬ративную привязанность в местах нового жительст¬ва к сети спецкомендатур. На спецпоселенцев распространялась ст. 135 Конституции СССР, по которой они официально сохраняли статус пол¬ноправных граждан, но не могли покинуть уста¬новленного государством места жительства. Это обстоятельство делало "полноправие" спецпосе¬ленцев формальным и декларативным. Помимо спецпоселенцев существовали категории ссыль¬нопоселенцев (отправленные в ссылку навечно с поражением в гражданских правах), ссыльных (присужденных к ссылке на определенный срок) и высланных. В документах термины "спецпосе¬ленцы" и "спецпереселенцы" употреблялись как синонимы.В повседневной жизни спецпереселенцы под¬вергались явной или завуалированной дискрими-нации. Их в Красную Армию не призывали и на учет в военкоматах не ставили. Предпринимались также меры, чтобы они самостоятельно не овладевали военными знаниями и навыками. Им отка-зывалось в приеме в партию и комсомол. Хотя спецпереселенцы не были лишены избиратель¬ных прав, никто из них не имел права быть из¬бранным в местные органы самоуправления. Де¬ятели литературы и искусства были поставлены вне творческой жизни. Различного рода специалисты неэффектив¬но использовались на работе.Права и обязанности спецпереселенцев и ад¬министративное управление спецпоселениями регламентировались особыми правилами и инст¬рукциями центральных органов власти и ведомст¬ва, возглавляемого Берией. Вопросами спецпере¬селенцев ведал Отдел специальных поселений ГУЛАГа НКВД СССР. 17 марта 1944 г. приказом НКВД СССР № 00286 в связи с массовыми пере¬селениями в Казахстан и Киргизию карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев Отдел спецпосе¬лений (ОСП) был выделен из ГУЛАГа в самосто¬ятельный отдел НКВД. Функции ОСП НКВД СССР заключались в содействии трудовому и хо¬зяйственно-бытовому устройству спецпереселен¬цев, оперативном чекистском обслуживании, уче¬те и административном надзоре за ними в местах их расселения (ГАРФ). Ф. 9401. Он. 2. Д. 86. Л. 66-77). Отделы спецпоселений создава¬лись и в составе НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей для агентурно-оперативного обслуживания и администра¬тивного надзора за спецпереселенцами.Непосредственно в местах размещения спец¬переселенцев административный надзор за ними обеспечивался через сеть спецкомендатур НКВД. В 1944 г. в Казахской ССР было создано 488 спец-комендатур, в Киргизской - 96, в Узбекской - 95 спецкомендатур (ГАРФ). Ф. 9401. Он. 2. Д. 86. Л.77).Для выявления лиц, склонных к побегам с мест расселения и уже совершивших побеги, создава-лись группы содействия из местного населения, куда только в Казахстане было привлечено 15 966 человек. Для усиления надзора за пересе¬ленцами населенные пункты, в которых они про¬живали, разбивались на "десятидворки" с уста¬новлением круговой поруки. В них назначались старшие, которые каждые 10 дней отчитывались перед комендантом о положении дел во вверен¬ной им "десятидворке".С целью поддержания порядка спецкомендату¬рам придавались воинские подразделения в соста¬ве 5-7 бойцов внутренних войск НКВД во главе с сержантом или офицером. Кроме того, большое внимание уделялось оперативно-чекистскому об¬служиванию спецпереселенцев. Существовала специальная агентурная сеть, которая выслежи¬вала реакцию переселенцев на политико-право¬вой произвол руководства страны. По состоянию на 1 июля 1944 г. агентурно-осведомительная сеть органов НКВД только среди спецпереселен¬цев Северного Кавказа, Калмыкии и Крыма насчитывала 11 699 человек (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 86. Л. 75).Над спецпереселенцами постоянно нависала угроза расправы. Так, профессиональный балкарский певец О. Отаров имел неосторожность однажды выска¬зать мнение, что целые народы страдают из-за одного человека. Он немедленно был арестован и приговорен к 10 годам лагерей. С момента рассе¬ления спецпереселенцев с Северного Кавказа до сентября 1944 г. НКВД Казахской ССР арестовал 3310 человек.Узнав о трагедии депортации, солдаты и офи¬церы действующей армии стали проявлять озабо-ченность о судьбе своих родных и близких. 31 ок¬тября 1944 г. заместитель наркома внутренних дел В.В. Чернышов и начальник ОСП НКВД СССР В.М. Кузнецов направили Берии письмо, где сообщалось: "В НКВД СССР поступает зна¬чительное количество заявлений от офицеров и бойцов Красной Армии, являющихся по нацио¬нальности калмыками, карачаевцами, балкарца¬ми,
чеченцами, ингушами и крымскими татарами, которые ходатайствуют об освобождении из спецпоселения своих родственников - спецпере¬селенцев с Северного Кавказа, из Крыма и быв¬шей Калмыкской АССР". Далее В. Чернышов и М. Кузнецов предлагали "в случае оставления за¬явителя на службе в Красной Армии и при отсут¬ствии компрометирующих материалов на его родственников - спецпереселенцев (жену, детей, родителей, несовершеннолетних братьев и сес¬тер) освобождать последних из спецпоселения в персональном порядке, без права их возвращения на Северный Кавказ, в Крым и на территорию бывшей Калмыкской АССР". Берия наложил на письме резолюцию: «Переговорите со мной". Чуть ниже имелась приписка В. Чернышова "Тов. Кузнецову. Тов. Берия согласен, но не применять широкой практики, исключительно инди¬видуально подходить по заключению ОСП НКВД СССР» (ГАРФ. Ф. Р - 9479. Oп. 1. Д. 152. Л. 33-34).Действительно, удовлетворение ходатайства воинов было явлением редчайшим. Во всяком случае ни одна семья фронтовика - ингуша не была освобождена из спецпоселения. "В просьбе отказать" - такие визы или почти та¬кие по смыслу были на всех письмах.В общесоюзном масштабе правовое положе¬ние спецпереселенцев, условия их проживания и трудоустройства в местах насильственного посе¬ления были определены постановлением СНК СССР "О правовом положении спецпереселенцев" от 8 января 1945 г.Главной обязанностью спецпереселенцев про¬возглашалось занятие общественно-полезным трудом, для чего местные советы по согласова¬нию с органами НКВД организовывали их трудо¬вое устройство. Предусматривалось использова¬ние труда спецпереселенцев на тяжелых и трудо¬емких работах. Особо оговаривалось, что "за нарушение трудовой дисциплины спецпереселен¬цы привлекаются к ответственности в соответст¬вии с существующими законами".В постановлении было закреплено ограниче¬ние свободного передвижения спецпереселенцев. Возбранялось отлучаться из зоны компетенции своей спецкомендатуры без ее разрешения. Само-вольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность.Главам семей предписывалось в трехдневный срок информировать спецкомендатуру о любых переменах в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи, побег и т.д.). Спецпереселен¬цы обязаны были "строго соблюдать установленный для них режим и общественный порядок в местах расселения", беспрекословно подчиняться всем распоряжениям спецкомендатур. За любое нарушение, неподчинение коменданту спецпере¬селенцы подвергались административному взыс¬канию в виде штрафа до 100 руб. или аресту до пя¬ти суток.В документе был пункт и о правах спецпересе¬ленцев: они "пользуются всеми правами граждан СССР, за исключением ограничений, предусмот¬ренных настоящим постановлением" (ГАРФ. Ф. Р-9401.Оп. 1. Д. 213. Л. 1). Однако эти права скорее декларировались, чем гаранти¬ровались, поскольку сам документ противоречил гуманизму и человечности. Постановлением был четко обозначен статус спецпереселенцев для всех депортированных наро¬дов.Комен¬дантам спецкомендатур НКВД предоставлялось право в необходимых случаях применять к спец¬переселенцам меры воздействия - арест, штраф и т.п. На комендантов возлагалось производство расследования по делам о побегах и других пре¬ступлениях спецпереселенцев.Более сложные дела рассматривались началь¬ником РО НКВД, а наиболее серьезные - о бан-дитизме и контрреволюционных преступлениях подлежали рассмотрению Особым совещанием при НКВД СССР (ГАРФ. Ф. Р - 5446. Оп. 48. Д. 3205. Л. 25-28).Указанные два постановления, определявшие правовой статус спецпереселенцев, показывают их явную направленность в сторону ужесточения условий проживания депортированных народов. Переселенцы утратили все основные гражданские права, гарантированные Конституцией стра¬ны. Комендатуры фактически обладали неогра¬ниченной властью над спецпереселенцами. Это открывало широкий простор самодурству и про¬изволу комендантов. Нередко ими были надзира¬тели, сумевшие проявить себя еще в довоенных гулаговских лагерях. Комендант с. Юрьевка Фрунзенской области Киргизии Пегусов частенько пьяным выходил на улицу и стрелял из пистолета в первого попавше¬го ему на глаза спецпереселенца.На произвол комендантов особенно болезнен¬но реагировали фронтовики. Отношения между ними и комендантами, большинство из которых не нюхало пороха и просидело втылах, были до-вольно напряженными. В отместку коменданты забирали у фронтовиков документы и не возвра¬щали. Некоторые из-за этого потом не могли доказать, что они участники или инвалиды войны. Многие спецпереселенцы были арестованы и осуждены за открытый протест против бесчинств комендантов. Были, правда, и официальные жа¬лобы, например со стороны заместителя наркома внутренних дел Киргизской ССР Леотова, инструкторов ЦК КП(б) Киргизии, Казахстана и др. Наиболее одиозные из комендантов за факты злоупотреблений арестовывались и предавались суду (Бугай Н.Ф., Гонов A.M. Кавказ: народы в эшелонах. 20-60-е гг. М., 1998. С. 243).Униженное состояние спецпереселенцев было отягчено их бедственным экономическим поло-жением. Страдания могут быть оправданны, если они приводят к осознанию. И у народа в целом, и у каждого в отдельности. С самого первого дня на чужбине бытовало мнение, что все несправедливости в их отношении делались Берией втайне от Сталина. Люди не переставали верить, что "вождь народов", узнав о беззаконии, немедленно вернет их обратно на родину. Особенно глубокий и ранимый характер носи¬ли нравственные страдания мужественно выпол-нивших свой воинский долг фронтовиков. Прика¬зом наркома внутренних дел СССР от 22 августа 1945 г. демобилизованным из армии представителям высланных народов пред¬писывалось выехать в места ссылки их родных. Прибыв туда, вчерашние воины-победители ста¬вились на учет как спецпереселенцы и попадали под унизительный комендантский режим.С победоносным завершением войны в среде спецпереселенцев царил эмоциональный подъем. Многие надеялись, что теперь, когда война закон¬чилась, в Москве, наконец, разберутся, кто чем в войну занимался, и разрешат в родные края. Вскоре наступило разочарование. "Отец на-родов" не собирался менять свою политику по от¬ношению к "наказанным народам". Вместо либерализации режима первые послевоенные годы принесли, напротив, еще большее его ужесточе-ние.Победа стала для Сталина главным оправда¬нием существования советской власти и коммуни-стического строя. В своей речи на собрании Ста¬линского избирательного округа г. Москвы 9 фе¬враля 1946 г. в связи с выборами в Верховный Совет СССР Сталин говорил: "Советский много-национальный государственный строй еще боль¬ше окреп за время войны, ибо наше многонациональное государство выросло... на советской ос¬нове, которая культивирует чувство дружбы и братского сотрудничества между народами нашего государства. Наш строй - образец многонацио¬нального государства, где проблемы сотрудниче¬ства наций разрешены лучше, чем в любом дру¬гом многонациональном государстве" (Правда. 1946. 10 февр.). Между тем на спецпоселении находилось более 1.5 млн. немцев, карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и других репрессирован¬ных народов.После войны общество в социально-политиче¬ском плане приобрело некоторые мрачные чер¬ты бюрократического, полицейского характера, что, конечно же, прежде всего отразилось на пра¬вовом положении спецпереселенцев. МВД и ОСП ставили своей основной задачей дальнейшее уси¬ление и укрепление режима спецпоселений, под¬нятия производительности труда спецпереселен¬цев. Естественным поэтому было стремление лю¬дей вырваться на свободу. Многие предпочитали бежать (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 86. Л. 76).14 февраля 1947 г. МВД СССР и Генеральная прокуратура СССР издали совместный циркуляр "О порядке привлечения к уголовной ответствен¬ности спецпереселенцев за побеги, совершаемые с мест их поселения". По сути дела он подменял отдельные положения уголовно-процессуального законодательства СССР, хотя являлся лишь подзаконным актом. Циркуляром предусматрива¬лось применение более строгих мер наказания за правонарушения по сравнению с предыдущими годами. Теперь 5-суточный арест заменялся сро¬ком лишения свободы от 10 до 15 лет. Следствен¬ные дела о побегах спецпереселенцев оформлялись по месту задержания бежавших и по оконча¬нии следствия направлялись на рассмотрение Особого совещания при МВД СССР. Для реализации задач и расширения карательных мер про¬тив спецпереселенцев предусматривалось созда¬ние дополнительных комендатур.Всего в течение 1944-1948 гг. из спецпоселе¬ний бежали 15 992 жителя Северного Кавказа. На 1 октября 1948 г. в розыске числились 2637 спецпереселенцев. Все случаи побегов тщательно рас-следовались, задержанные возвращались обрат¬но на места расселения, по результатам расследо¬вания принимались необходимые меры.Конец 40-х годов характеризовался макси¬мальным ужесточением режима в отношении спецпереселенцев. 24 ноября 1948 г. Совет Мини¬стров СССР за подписью Сталина издал поста-новление "О выселенцах", которое констатиро¬вало продолжение побегов из мест обязательного поселения чеченцев, ингушей, балкарцев, карача¬евцев, немцев, крымских татар и др. Отмечались факты выдачи переселенцам разрешения на воз¬врат в места их прежнего жительства со стороны МВД СССР. Конкретно указывалось, что в ряде случаев задержанные возвращались в места рас¬селения органами МВД и прокуратуры без при¬влечения к уголовной ответственности за побег. Все это квалифицировалось как "антигосударст¬венная практика" в работе административных ор¬ганов, которая стала возможной "в результате попустительства со стороны МВД и Прокурату¬ры СССР". Указывалось, что установленные ме¬ры наказания за побеги с мест поселения: лише¬ние свободы на срок до трех лет и за укрыватель¬ство - до одного года, - "являются крайне недостаточными", и они были значительно ужес¬точены.Постановление впервые устанавливало, что переселение в отдаленные районы страны бал¬карцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев и др. произведено навечно, баз права возврата их к прежним местам жительства. Самовольный вы¬езд (побег) наказывался 20 годами каторжных ра¬бот. Укрывательство выселенцев, бежавших из мест поселения, пособничество их побегу, а так¬же выдача им разрешения на возвращение к мес¬там жительства карались лишением свободы на пять лет.Министерство внутренних дел СССР было обязано в месячный срок провести ревизию мест¬ных органов МВД, занятых осуществлением ад¬министративного надзора за выселенцами, в осо¬бенности в части надлежащего учета поселенцев и обеспечения режима, исключающего возмож¬ность побегов. Министерству государственной безопасности предписывалось принять меры на железнодорожном и водном транспорте по выяв¬лению, задержанию и аресту выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения (ГАРФ. Ф. Р-8131). В тот же день, 24 ноября 1948 г., аналогичный документ был принят и ЦК ВКП(б).Особо печальную роль в жизни депортирован¬ных народов сыграл Указ Президиума Верховно¬го Совета СССР "Об уголовной ответственности за побеги с мест обязательного и постоянного по-селения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной вой¬ны" от 26 ноября 1948 г., принятый в развитие по¬становлений СМ СССР и ЦК ВКП(б). Это был первый нормативно-правовой акт высшего пред¬ставительного органа страны, который в государ¬ственном порядке регулировал положение депор¬тированных народов.Указ фактически утверждал, что немцы, кара¬чаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и представители других выселенных во время вой¬ны на спецпоселение народов должны остаться в этом статусе навечно, без права возврата на этни¬ческую родину. Выезд их с мест поселения без особого разрешения органов МВД СССР карался каторжными работами на срок до 20 лет. Кроме того, лица, виновные в укрывательстве бежав¬ших из мест обязательного поселения или способ-ствовавшие их побегу, а также виновные в выда¬че разрешения выселенцам на возврат в места прежнего жительства, и лица, оказывающие по¬мощь в устройстве их в местах прежнего житель¬ства, подлежали привлечению к уголовной ответ¬ственности и наказанию лишением свободы на пять лет (ГАРФ. Ф. 7.523. Оп. 40. Д. 62. Л. 1).После принятия Указа была внесена ясность в положение выселенцев. Они должны были оста-вить надежды на возвращение к местам прежнего жительства и прочно обустраиваться в местах по-селения. По этому Указу были осуждены тысячи спецпереселенцев, которые привлекались к уго-ловной ответственности не за злостный побег, а просто за выезд без разрешения к своим родным в другие села. Спецпереселенцы могли свободно передвигаться лишь в радиусе 3 км от места про-живания. Выход за пределы очерченной зоны по¬селения расценивался как попытка к бегству. Уголовные дела по побегам должны были рас¬сматриваться Особым совещанием при МВД СССР, т.е. внесудебным органом. Только за один 1949 г. Особым совещанием за самовольный вы¬езд (побег) из мест поселения были осуждены к 20 годам каторжных работ 1932 выселенца (Иосиф Сталин – Лаврентию Берия: «Их надо депортировать». Документы, факты, комментарии / Сост. Н. Бугай.М., 1992.С.254)Следствием Указа от 26 ноября 1948 г. стало резкое снижение числа побегов, так как он дейст-вовал парализующе на многих. Если в 1948 г. бе¬жали 6863 спецпереселенца, то в 1949 г. - 1723, или в 4 раза меньше. В большинстве случаев по¬беги заканчивались неудачно. В 1948 г. спецпереселенцы были переведены на положение выселенцев, и депортированные в годы войны народы Северного Кавказа получили новое статусное наименование. Категория высе-ленцев делилась на три группы: выселенные на определенный срок, выселенные без указания срока и выселенные навечно. Указами ПВС СССР "О навечном поселении лиц, выселенных в период Великой Отечественной войны" от 26 но¬ября 1948 г. и от 9 октября 1951 г. контингенты спецпереселенцев из Северного Кавказа были отнесены к категории выселенных навечно. По состоянию на 1 января 1949 г. на уче¬те состояло 2 300 223 спецпереселенца, из них 1 835 078 человек относились к категории выселенных навечно (ГАРФ. Коллекция документов).Однако термин "выселенец" не прижился, и с конца 1952 г. в документах вновь используется слово "спецпереселенец".Режим спецпоселения был одинаково жесток для всех, невзирая на профессию и службу. 12 марта 1949 г. за подписью зам. министра внут¬ренних дел СССР генерал-лейтенанта B.C. Рясного в республиканские министерства, краевые и областные управления внутренних дел был на¬правлен циркуляр МВД СССР с требованием "всех бывших сотрудников НКВД - НКГБ и МВД - МГБ, относящихся к национальностям, пересе¬ленным навечно в период Великой Отечествен¬ной войны (чеченцы, карачаевцы, ингуши, бал¬карцы, калмыки, немцы, крымские татары и др.), немедленно взять вместе со всеми членами семьи на учет спецпоселения по месту нахождения в на¬стоящее время". Им объявляли под расписку по¬становление СНК СССР от 8 января 1945 г. и Указ ПВС СССР от 26 ноября 1948 г. и установи¬ли в их отношении режим и административный надзор на общих основаниях (Балкарцы: выселение, на спецпоселении, реабилита¬ция. Документы, материалы, комментарии / Автор-сост. Х-М.А. Сабанчиев. Нальчик, 2001. С. 103-104).Для репрессированных на¬родов статус спецпереселенца был наследствен¬ным. Дети, родившиеся в их семьях, считались спецпереселенцами (выселенцами) с момента рождения. Состоявшие в брачных отношениях представители других национальностей, добро¬вольно прибывшие в места высылки для совмест¬ного проживания со спецпереселенцами, стави¬лись на учет спецпоселений.За редким исключением, депортированные со¬храняли свое членство в ВКП(б) и комсомоле. Однако они находились на особом статусном положении. Коммунисты были отстранены от партийной и советской работы и значились членами партии формально.14 июля 1950 г. Сталин подписал постановле¬ние Совета Министров СССР "О передаче спец-поселений из МВД СССР в МГБ СССР", на осно¬вании которого совместным приказом МВД и МГБ от 21 июля 1950 г. из МВД СССР в МГБ был передан Отдел спецпоселений (ОСП).Уже 16 ноября приказом МГБ № 00552 на базе бывшего ОСП МВД было создано 9-е управление МГБ по надзору за ссыльными, высланными и спецпоселенцами во главе с генерал-майором С.Ф. Кожевниковым. В МГБ смотрели на спецпо¬селенцев под несколько иным углом, чем в МВД, и один из пунктов приказа об организации 9-го управления гласил: "Оперативные работники ор¬ганов МГБ должны иметь в виду, что не только на ссыльных и выселенных, но и на спецпоселенцев надо смотреть не как на рабочую силу, а прежде всего как на лиц, которых следует держать под постоянным строгим чекистским надзором" (Кокурин А., Моруков Ю. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль - XXI. 2001. № 4. С. 103). Государство против личности - это типичнейшая для переселенцев ситуация.Самым тяжким испытанием для депортированных народов были моральные испытания, ущемления гражданских и политических прав, о чем свиде¬тельствуют письма на имя руководителей партии и страны. Не все спецпереселенцы мирились со своим бесправным положением. Многие из них пытались изменить ситуацию легальным способом, направляя Сталину и в различные инстанции письма и заявления. Их было много. В письме на имя секретаря ЦК ВЛКСМ Г.М. Михайлова сооб-щалось, что многие юноши и девушки из семей спецпоселенцев имеют образование 3-5 классов, и они стремятся продолжить свою учебу. Однако некоторые местные органы неохотно допускают их в вечерние школы рабочей и сельской молоде¬жи, другие учебные заведения и под различным предлогом отказывают им в приеме.Заявления и просьбы спецпоселенческой мо¬лодежи рассматривались в ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ и 9-м управлении МГБ СССР. В отдель¬ных случаях они удовлетворялись (учеба, выезд на учебу), в других - отклонялись (освобождение из спецпоселения, служба в армии).Были обращения и к Сталину с просьбой ис¬править допущенную ошибку и разрешить народу вернуться на родину. Для многих авторов подобные обращения кончались трагеди¬ей. Всем им приписывали стандартные в те време¬на обвинения типа "антисоветская агитация, дис¬кредитация руководителей ВКП(б), клевета на советский государственный и общественный строй" и т.д. (Хутуев Х.И. Балкарский народ в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Дисс. На соискание уч. Ст. канд. Ист. Наук. Рукопись. Ростов-на-Дону, 1965. С.105; Бакаев П.Д. О трагедии в истории калмыкского народа. Элиста, 2003.С. 121)Нужно было обладать огромным гражданским мужеством, чтобы, не страшась последствий, вы-ступить с разоблачением политики насильствен¬ного выселения народов, в защиту их попранных прав и поплатиться за это собственной "свободой". Люди шли на жертвы во имя своего народа, восстановления справедливости и честного име¬ни.Бесправное юридическое и тяжелое социаль¬но-экономическое положение спецпереселенцев закреплялось серией нормативных актов высших органов государственной власти. В целом законо-дательные акты и нормативные документы 40-х начала 50-х годов следует оценить как противо-правные, противоречащие как Конституции СССР (1936г.), так и провозглашаемым совет¬ским государством принципам национальной по¬литики. Самое главное - они противоречили гуманизму и человечности. Ущемленные в право¬вом положении депортированные народы в нечеловеческих условиях проживания в спецпоселениях не слома¬лись, объективно оценили произошедшее, утвер-дили в самосознании народа чувство своей неви¬новности и вынашивали идею о возвращении на родину. Эти первые объективные оценки непра¬вомерности этнической депортации свидетельст-вовали о назревших предпосылках хотя бы час¬тичной реабилитации депортированных народов. Противоречивость их гражданского и социально¬го статуса становилась все очевиднее. Смягчение режима спецпоселений и перемены в судьбах репрессированных народов наступили только после XX съезда КПСС.Управделами Уполномоченного по правам человека в РИ Албаков-Мяршхи Р.М
Последние комментарии
1 день 11 часов назад
1 день 11 часов назад
1 неделя 2 дня назад
1 неделя 2 дня назад
3 недели 5 дней назад
3 недели 5 дней назад
4 недели 3 дня назад
5 недель 6 дней назад
14 недель 4 дня назад
14 недель 5 дней назад