На Северном Кавказе продолжается конкуренция за историческое прошлое.В конце 2015 года новый импульс получила многолетняя дискуссия о том, какие народы на Северном Кавказе могут претендовать на статус прямых потомков алан и Аланского царства.
Поводом к новому витку дискуссии послужило открытие в Ингушетии въездной арки в город Магас, которая получила более чем символическое название «Аланские ворота». Данное событие не осталось незамеченным в Северном Осетии.
Первый шаг осетин
Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.
Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.
Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.
Так случилось, что осетинам в этом споре удалось в политическом отношении добиться большего. После краха Советского Союза именно осетины в 1995 году добавили к названию своей республики Северная Осетия слово Алания.
Застолбив за собой аланский бренд и в других культурных и политических нишах, осетинам удалось добиться того, чтобы большая часть россиян начала устойчиво ассоциировать с наследием древних алан именно современных осетин, как потомков древнего ираноязычного народа.
Кто что успел застолбить
Однако, и другие претендующие на аланское наследие народы Кавказа преуспели немало. Так, ингушским властям удалось в 1998 году присвоить новой столице Ингушетии, заложенной четырьмя годами ранее, название – Магас.
Это решение было с дальним историко-политическим прицелом. Поскольку Магас – это название столицы древнего Аланского царства. Так, согласно средневековому автору аль-Масуди «столица царства аланов называется Ма’ас, что означает — благочестие».
Однако, свое слово в этом споре еще суждено было сказать карачаево-балкарцам, проживающим в двух соседних республиках Кавказа – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
В силу многонационального характера республик их проживания, карачаевцы и балкарцы не могли подобно осетинам и ингушам, проживающим в мононациональных республиках, закрепить за собой аланское наследие политическими решениями.
Однако, свой родной язык карачаевцы и балкарцы между собой весь этот период называли аланским, а самих себя аланами. Тем не менее, это никак не фиксировало в сознании остальных народов Кавказа аланское наследие за карачаево-балкарцами.
Однако, в ноябре 2014 года в Москве на базе Российской академии наук прошла весьма представительная Международная научная конференции "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа".
По итогам конференции вышло много статей, интервью, передач и сюжетов. Главной целью, ради которой и была созвана эта Конференция, было подтверждение тезиса 1959 года языковеда Умара Алиева об аланском происхождении карачаево-балкарцев.
Реакция Северной Осетии
Что касается политического посыла постройки "Аланских ворот" в Ингушетии, то на открытии арки Юнус-Бек Евкуров отметил: «Новая арка станет визитной карточкой Ингушетии, символом её древней и героической истории», - отметил глава республики Юнус-Бек Евкуров. «Аланские ворота» должны служить напоминанием о славной истории народа, наших предков».
В Северной Осетии реакция на это событие неоднозначная: одни считают, что предпринята очередная попытка переписать историю, другие не видят ничего зазорного в том, что соседи хотят отождествлять себя с предками осетин, - сообщает осетинское радио.
Доктор исторических наук Людвиг Чибиров сообщил, что открытие арки «Аланские ворота» в Ингушетии, на его взгляд, «носит политический, но никак не исторический и тем более научный характер».
С его слов, «кавказские народы схлестнулись в борьбе за исключительное право называться аланами». Карачаевцы, ингуши пытаются отнять алан у осетин, игнорируя мнение мировой академической науки, давно определившейся в вопросе этногенеза осетинского этноса, - считает Чибиров.
Противоположного мнения придерживается первый заместитель председателя осетинского парламента Станислав Кесаев. «Возмущения некоторой части нашего населения по поводу открытия «Аланских ворот» – это продолжение возмущения по поводу названия столицы Магас», - считает он.
«Мы не можем любому народу, в том числе, братскому ингушскому запретить считать, что у него есть право выбирать себе предков. Ингушетия опередила нас с проектом знаменитого «Шелкового пути»…
И организовала туристический маршрут, который начинается в ингушском Магасе, и я хочу нашим патриотам сказать, что, чем говорить, лучше делать. Ура-патриоты должны просто знать, что Родину надо любить не словами, а делами», - заявил Кесаев.
Аланы раздора
Ингушские историки уже долгие годы выстраивают доказательный ряд относительно аланского происхождения своего народа. Так Нурдин Кодзоев вообще пишет, что на древнеингушские племена «этноним аланы начинает распространяться с начала нашей эры».
При этом, в «Истории Ингушетии», изданной в 2011 году, утверждается, что «ингушский народ – один из древнейших народов мира, а корни ингушей восходят к аланам».
Карачаевская и балкарская сторона также приводит большое количество свидетельств того, что именно они являются прямыми потомками древних алан. При этом они ссылаются на такие имена советской науки, как Крупнов, Серафимович, Абаев, Алексеева и т.д.
Более примирительной выглядит версия ряда историков, что в средневековье предки и осетин, и ингушей, и карачаево-балкарцев входили в племенной союз алан, ставший основой формирования влиятельного Аланского царства.
Однако, пока, как справедливо замечает «Осетинское радио», аланы из истории постепенно превращаются в политику, что чревато последствиями. "Аланы сегодня разъединяют Кавказ, становясь объектом спекуляций в руках различных маргиналов. Об этом можно только сожалеть", - сообщает ресурс.
Борис Семенов
Осетинское радио и телевидение
Последние комментарии
3 недели 6 дней назад
3 недели 6 дней назад
5 недель 10 часов назад
5 недель 10 часов назад
7 недель 3 дня назад
7 недель 3 дня назад
8 недель 1 день назад
9 недель 4 дня назад
18 недель 2 дня назад
18 недель 3 дня назад