Был январь 1956 года. Мы, студенты Алма-Атинского сельхозинститута, сдавали очередную сессию. В один из дней, когда студенты, погрузившись в свои учебники и курсовые работы, готовились к очередному экзамену, через наши плотно закрытые окна ворвалась до боли знакомая с детства музыка. Мы, студенты-вайнахи стремительно
выскочили во двор. Это была не только родная мелодия, которую транслировали громкоговорители парка, это был первый вестник о наступающих добрых переменах в судьбах спецпереселенцев.
Память людская живуча. Каждый год, к трагической дате — 23 февраля 1944 года, калейдоскопично начинает напоминать о себе все то, что мы, сосланные чеченцы и ингуши, пережили на чужбине.
В этой связи хочется рассказать о нашей молодежи тех времен, лишенных нормального детства, юношества и возможностей получить образование и специальность. Много бед принесла нам эта чудовищная депортация. Но главный урон был нанесен образовательному цензу народа. Дома построить, приобрести скарб, одежду и другое имущество можно в течение 4-5 лет, а воспитать и подготовить специалиста нужно гораздо больше времени.
Передо мною лежит старое фото, где запечатлены молодые студенты вайнахской молодежи, обучающейся в сельхозинституте г. Алма-Ата в 1956 г. На нем 27 человек, в т. ч. 13 ингушей и 14 чеченцев.
После возвращения домой, в 1957 году, нам, чеченцам и ингушам пришлось в течение 20-25 лет повышать свой образовательный ценз, чтобы уравняться по этому качеству с представителями других народов. Национальных кадров с высшим образованием в республике катастрофически не хватало во всех сферах деятельности. Чтобы как-то восполнить кадровый дефицит, при ЦК КПСС были организованы шестимесячные курсы, через которые прошли сотни работников из чеченцев и ингушей. Прошедших эту «кузницу» кадров использовали в основном в сельских районах в качестве управляющих отделениями совхозов, председателями сельских советов и очень редко руководителями хозяйств. Центру пришлось в первые годы восстановления ЧИАССР направлять к нам целые выпуски совпартшкол из других областей. Их использовали секретарями парткомов, инструкторами райкомов, горкомов, а также руководителями предприятий и организаций. В городе Грозном довольно долго не было ни одного чеченца, ингуша в городских и районных партийно-советских органах, даже на третьих ролях. «Национализация» органов власти началась в Грозном лишь 8-10 лет спустя после нашего возвращения. Здесь были две причины: одна — объективная и другая — субъективная. Да, действительно не хватало квалифицированных кадров. Их никто не готовил последние 13-14 лет. А субъективная была в том, что, если даже находились подготовленные кадры, их выдвигали с большим нежеланием. Эта была не линия Центра, а политика местных органов власти, не желавших уступать свои места чеченцам, ингушам, и объяснить все тем же — «у них нет образованных людей». Лишь 20 лет спустя, к концу 70-х годов, вайнахов в г. Грозном начали избирать секретарями райкомов партии и председателями райисполкомов. В основном это были издержки перенесенной ссылки и тенденциозное отношение местных органов власти, состоявших из тех, кто не желал нашего возвращения в республику.
Теперь мне хочется рассказать о тех, кому удалось получить образование в годы ссылки, пройдя немало трудностей. Молодые люди, окончившие среднюю школу, в большинстве своем, не могли выехать в города, где были вузы, из-за комендантского режима. Если кому-то удавалось получить разрешение на выезд, то их ждали препятствия в выборе вуза и поступлении. Для спецпереселенцев были закрыты двери в юридические, политехнические и другие инженерные вузы. Объяснялось это тем, что студенты этих учебных заведений проходят практику в номерных предприятиях, куда нет доступа спецпереселенцам. Кроме того, придумывали много других причин. Нам всем рекомендовали сельскохозяйственные вузы, и большинство из нас из-за отсутствия другого выбора шли туда.
Чтобы рельефнее представить эту национальную беду достаточно сказать, что от полумиллионного вайнахского народа высшее образование в Казахстане и Киргизии получили не более 100 человек. На 1000 спецпереселенцев приходилось 0,20 студентов или 1 студент на 5000 человек, тогда как по стране (СССР) на 1000 человек приходилось не менее 10 студентов.
В 1956 году в вузах г. Алма-Аты обучались около 50 человек из вайнахской молодежи. В последующем они стали основой нового поколения вайнахской интеллигенции. На их долю пришлись все сложности становления экономики и социальной сферы возрожденной Чечено-Ингушетии. Одним из первых среди ингушей, получивших высшее образование в Казахстане, был Сагов Магомед. Он в 1955 г. окончил ветеринарный факультет зооветеринарного института и стал ветврачом. Несколько лет был главным ветврачом Чечено-Ингушского головного мясокомбината. В последующем ушел в науку и первым из ингушей стал кандидатом ветеринарных наук. Ушел на пенсию профессором Госуниверситета, заслуженным ветврачом РФ.
Закончили этот же институт и стали ветеринарными врачами Булгучев Хаджибикар и Тангиев Увайс в 1956 и 1957 годах соответственно. Их нет сегодня среди нас, но их хорошо помнят не только близкие и друзья, но вся ветеринарная служба республики.
Целая группа ингушской молодежи закончила лесной факультет сельскохозяйственного института. Хочется перечислить их поименно: Амерханов Ахмет, Бариев Махмуд, Зурабов Хасмагомет, Марзиев Абуязит, Мизиев Юнус, Цечоев Хаджибикар. Все они, получив профессию инженера лесного хозяйства, успешно трудились в лесных хозяйствах ЧИАССР и многое сделали для сохранения лесов и организации этой сложной отрасли.
В середине 50-х годов несколько молодых людей из ингушей поступили на агрофак этого института. Это Цуров Али, Газдиев Ахмет, Даскиев Алихан и др. После восстановления ЧИАССР они перевелись и окончили Северо — Осетинский сельхозинститут и все трое защитили диссертации.
Первой выпускницей факультета электрификации Алма-Атинского сельскохозяйственного института из ингушских девушек стала в 1956 году — Котиева (ныне Алмазова) Любовь. Она, пожалуй, единственная ингушка инженер — электротехник. Многие годы работала в хозяйственных и партийно -советских органах. Сейчас на пенсии.
Хаматханов Дауд окончил в 1957 году гидромелиоративный факультет этого института и стал также первым из ингушей, получивших профессию инженера — гидротехника. В последующем из него вырос видный руководитель народного хозяйства. В 29 лет он становится заместителем министра мелиорации и водного хозяйства ЧИАССР, а в 1970 году в возрасте 35 лет ему доверяют руководство крупным агропромышленным ведомством — объединением «Чеченингушвино». В это объединение входило более 50 виноградарских совхозов, из которых более 30 были организованы им, 10 винзаводов и Грозненский винно-коньячный комбинат. При нем появились новые марочные коньяки «Эрзи», «Вайнах», «Илли» и др. Хаматханов, несмотря на почетный возраст, продолжал трудиться — являлся председателем Респотребсоюза Ингушетии и возглавлял общественную организацию «Гражданское общество Ингушетии» и возглавил его совет. Он был из тех, у кого до старости не гаснет темперамент, любознательность, поиск нового, непримиримость к тому, что считает неправильным. Таких людей уважают, так как у них есть свои твердые гражданские взгляды. К сожалению, два года назад его не стало.
В Алма-Атинском сельскохозяйственном институте также учились Кодзоев Д., Экажев Я., Сурхоев А., Куштов Д. и другие. И на них выпала основная тяжесть в годы восстановления ЧИАССР.
Арсанов Ахмет долгие годы работал заместителем министра лесного хозяйства ЧИАССР, в начале 90-х годов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР и многое сделал в подготовке и принятию Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». Он и сегодня продолжает заниматься большой общественной деятельностью в единении вайнахских народов.
В гуманитарных вузах нас училось меньше. В 1954 году окончили институт иностранных языков Мальсагов Алихан, Банхаев Хаджибикар и Чапанов Магомет. Это были первые «англичане» из ингушей. Их хорошо знают в педагогическом мире. Через них прошли десятки тысяч студентов, в которых они вложили не только знания, но и душевное тепло.
Первыми из ингушской молодежи закончили пединститут Баркинхоев Хаматхан, Ужахов Джабраил и Местоев Магомет. Помню, как Хаматхан Баркинхоев в первые годы возвращения из ссылки возглавил Кантышевскую среднюю школу. Он многое сделал по обустройству этой школы, и она стала лучшей в районе.
Хочется назвать каждого из тех, кто был в числе первых, кому пришлось пережить годы ссылки, получить образование в нелегких условиях и начать свою трудовую деятельность с момента возрождения ЧИАССР в очень сложной социально-экономической и политической обстановке, когда еще не могли сказать, что мы «дома», так как чувство хозяина земли придет к нам многие годы спустя.
Вряд ли мне удастся назвать каждого, хотя их было не так много. Можно ли не сказать о Мальсагове Арсамаке? Он стал явлением в машиностроении Ингушетии, в новой отрасли народного хозяйства республики. Он построил первое в Ингушетии машиностроительное предприятие — завод «Электроинструмент» и возглавлял его в течение 14-15 лет. Вместе с заводом рос новый жилой массив многоэтажных зданий и соответствующие социальные объекты, где жили работники этого завода. Назрань стала называться городом во многом благодаря этому заводу, и той инфраструктуре, которую он создал вокруг себя. В последующем Мальсагов А. занимал высокие посты в Правительстве ЧИАССР и в 1993 году вернулся в вновь созданную Республику Ингушетия и некоторое время был первым заместителем Председателя Правительства.
Я меньше всего знал студентов и выпускников вузов г. Фрунзе (ныне Бишкек). Но нельзя не назвать Мамилова Магомеда, выпускника мехфака Киргизского сельскохозяйственного института. Он окончил институт в 1956 году, и стал первым инженером — механиком из ингушей и многие годы жизни отдал сельскому хозяйству ЧИАССР. Несколько лет возглавлял совхоз «Ингушский» Малгобекского района, а в последующем работал на разных ответственных должностях в хозяйственных органах и занимался общественной деятельностью.
Другой выпускник ветеринарного факультета этого же института — Абубакаров Магомет — был министром сельского хозяйства ЧИАССР в 60-х годах, затем начальником Назрановского районного управления сельского хозяйства. В 1965 году его избрали секретарем обкома КПСС.
Особым добрым словом хочется вспомнить первых врачей, начавших работать во вновь восстановленной ЧИАССР. Это Котиев М., ставший в 1957 году заведующим райздравом (тогда был такой орган), а далее стал главным врачом Назрановской туббольницы, Гарчханов Т., главный врач районной больницы, Гарчханова X., лечащий врач, Омархаджаев Н., Вышегуров X., Куштов А., Аушев Т. и другие.
Заметный след в здравоохранении оставил Горчханов Тамерлан Курейшович. Будучи молодым врачом, он возглавил районную больницу, а затем многие годы работал в Республиканской поликлинике в Грозном. В 1994 году был назначен министром здравоохранении РИ. В день начала военной операции в Чечне на дороге Баку — Москва он погиб от разрыва сердца. Его старшая дочь, Горчханова Тамара, пошла по стопам своего отца — стала врачом и сегодня возглавляет Республиканскую поликлинику. Унаследовала лучшие качества своего отца: энергичность, отзывчивость и обязательность.
Сегодня, спустя 60 лет, растет уже третье поколение тех, кто испытал всю тяжесть ссылки. Все это становится историей. Но она сохраняется в памяти народной, став знаковой и не должна предаваться забвению. Живых носителей этих испытаний и унижений остается все меньше и меньше. Среди всех пострадавших от этого произвола, не ущемляя ничье достоинство и не уменьшая степень перенесенных им тягот, особо хочется выделить первых инженеров, агрономов, зоотехников и ветврачей, педагогов и врачей, ученых и других «первых», на чьи плечи легла ответственность начать новый процесс зарождения национальной интеллигенции. Сегодня этих «первых» осталось несколько человек. На изломе судьбы нашей страны (СССР) многие из них были в пенсионном возрасте или на грани. Они не смогли перестроиться и остались в том мире и продолжают жить, так же скромно, как и раньше, когда нельзя было иметь больше положенного по неписаному стандарту. Но мы, «первые» — продукт того времени и «родимые пятна» развитого социализма будем нести до конца. Все силы они отдали на становление экономики, социальных институтов и обустройство жизни людей республики. И делали это в порядке вещей, не ожидая похвал и наград.
Нас сегодня 476 тыс. чел. или ровно в 10 раз больше, чем были в 1900 году (47,6 тыс. чел.) Ингушетия — цивилизованная светская республика. У нас функционируют вузы, такие, как госуниверситет, институт экономики и правоведения, где учатся 10380 студентов, и их ежегодный выпуск составляет порядка 2350 специалистов 41 направления. Проходят обучения в престижных вузах страны более 3000 молодых людей. В республике два научно — исследовательских института. Кроме того, хорошее развитие получило среднее профессиональное образование, которым охвачено 7187 чел., ежегодным выпуском 2200 чел. В республике сформировалось свое научное сообщество. В учебных и научно-исследовательских учреждениях, в экономике и социальной сфере трудится более 400 ученых, из них более 50 докторов наук.
Наша республика крепко вписалась в современные реалии. И продолжает свой путь во имя становления и процветания. В этом немалая заслуга и тех, кто в начале 50-х годов делал в этом благородном деле свои новые или первые шаги.
Умалат Льянов,
ветеран Великой Отечественной войны и труда
«Сердало»
Комментарии
Людям помогала вера и трудолюбие, они сохранили в сложное время свою духовность и культуру. Поэтому память о них нам надо хранить и передавать нашим детям, как наши старшие передали ее нам.
На всех этапах развития Ингушетия, в ингушских семьях, отношение к образованию было особым, это своего рода культ образования. В наше время для того чтобы получить хорошую работу нужно обязательно окончить хороший ВУЗ.
Сегодня многие молодые люди не только в России, но и в Европейских странах поступая в пристижные учебные заведения, без всякого протежирования, своими способностями занимают должности, о которых мы только мечтали.
Ингушские семьи, оказавшись за рубежом и которые направили все свои усилия на обучении своих детей в лучших школах и вузах, сегодня получили образованных специалистов. Ингушские юноши и девушки получив среднее образование в Европе, а затем окончив высшее учебное заведение постепенно начали пополнять ряды молодых специалистов в европейских странах, у нас уже несколько десятков специалистов в различных отраслях экономики : инженера, врачи, адвокаты,аудиторы и другие.
Соблюдая наши традиции и обычаи молодое поколение помнит заветы нашего старшего поколения.
!957 году уже были подготовлены кадры Ингушей и чеченцев для управления Республикой в ВПШ при ЦККПСС, фотографии имеются. В назрани секретарем комсомола работал Боков ,буддущи й председатель президиума ЧИАССР. На радио заводе, в специальном конструкторском бюро работала начальником конструкторского бюро елена Хакяшевна Горчханова, прекрастный конструктор сопровождения первых приемников Гиала и ретрансляторов телевидения РПТН-60. На этом же заволде работал будущий кандидат технических Наук Хашиев Хвсмагомед.
в конструкторском бюро работал и Конструктор -технолог Хаутиев Алисхан джабраилович, которого готовили специально для космических исследований в Баку в специальной группе радиотехников. Увы, играли роли Пятые пункты паспортах для ингушей.
Директор Мельзавода с 1957 года Ингуш джабраил, Директор совхоза назрановский- Ингуш в то же время, Директор семеплодоовоща Угурчиев Башир.
Секретарь обкома Чиасср -Бузуртанов.....
Были, были специалисты ингуши.
Директор ликероводочного завода в Червленной,дважды представленный на войне к званию Героя СССР Кортоев Джабраил, изобретатель,разведчик, полковник запаса.
Да сколько их было, всех перечислить? Пятый пункт паспорта мешал в нефтеперерабатывающую промышленность устроиться...Измайлов Макшарип, изобретатель.Без его изобретения захвата труб при бурении не было бы сккважин в Ингушетии...
Ни копейки ему за это Родина не дала.
а Скульптор Мамилов, разве искусство халам балам? Ни какой образование не сделает скульптором никого, нужен еще и талант!
а поэт Дж.Яндиев?
Да че там говорить, Умалат? Переписывай статью!
Что касается Арсамака Мальсагов,то он построил несколько заводов и реально организовывал Республику Ингушетия будучи заместителем представителя президента России. Из за уважения к нему сотрудников Госплана,которые уже рапботали с Ельциным,ему удавалось решать вопросы для Ингушетии с полшага,те вопросы,которые никто не мог решить в совмине.
Он отец рабочего класса Ингушетии ,построив несколько заводов. И это надо помнить. Он скромняги,поэтому мало кто об этом знает.
Фигур в Ингушетии много было на переднем плане. Одна фигура сделала так,что в Ингушетии можно было и в три ночи свободно,небоясь ходить по республике,когда жар первой чеченской опалял всю Россию!! Всего один!!! А все с радостью помогали. Это тайна. Берегите Горы! И они рады помочь и Вам!
И сейчас у нас хорошие кадры , к примеру: в джейрахской районной больнице работает спец высшего класса Льянова Хадижат М. Благодарья Ей многие пациенты вылечились от многих недугов, хочу выразить ей благодарность от себя, да и от многих больных, лечившихся у нее . Пусть ее всегда сопутствует удача в работе. С / у Тохов А
В те годы окончил кажется КазГУ Гагиев Багаудин Хасанович, который долгие годы проработал Зам.директора на заводе Электроинструмент и определял экономическую политику завода успешно и эффективно. Стоял у истоков создания и возглавлял первую налоговую службу Республики Ингушетия. Не легкая была их доля,бейнчарех Дала гешт долда бисараш дукха бахалба.
В те годы окончил кажется КазГУ Гагиев Багаудин Хасанович, который долгие годы проработал Зам.директора на заводе Электроинструмент и определял экономическую политику завода успешно и эффективно. Стоял у истоков создания и возглавлял первую налоговую службу Республики Ингушетия. Не легкая была их доля,бейнчарех Дала гешт долда бисараш дукха бахалба.