Проходят года, десятилетия со дня депортации ингушей в ссылку 23 февраля 1944 года . О том, что этот бесчеловечный и жестокий акт геноцида народа был противозаконным сейчас известно всему миру. Под надуманным предлогом « за измену Родине», людей сослали в Сибирь на явную смерть , на уничтожение. Палачу всех времен и народов это отчасти удалось. Впоследствии, как показало время и события, действительная причина выселения заключалась в том, чтобы территорию Ингушетии , ее села передать соплеменникам палача- Сталина. Что и было сделано. Воевавшим на фронтах ингушам, храбро защищавшим эту Родину, не было известно о подлом и бесчеловечном обращении власти с их родителями , детьми. О том, что они поголовно вывезены полураздетыми в лютые морозы и выброшены в казахстанских степях на мучительную голодную смерть. Моих родителей , вместе со мной, которому было восемь месяцев от роду, выслали из селения Ангушт Пригородного района. Привезли нас в Кокчетавскую область. Впоследствии переехали в г. Караганда. В возрасте тридцати лет умерла моя мать. Я не помню ее, нет ее фотографий. Мне не известно где в Кокчетавской области ее могила. В декабре 1955 года в г. Караганда, защищая социалистическую собственность , от банды Новикова погиб отец. Об этом тогда писала газета « Карагандинская правда» в статье «Родимое пятно». Вспоминая те времена и пережитое , я искренне сейчас удивляюсь тому, что выжил. Говорить о том, чем и как питались, во что были одеты в лютые морозы бесполезно, и вряд ли поверят, особенно молодое поколение. Меню обычно состояло из кожуры картошки, рыбьих головок, вареной травы, кусков говяжьих шкур, запеченных в буржуйках до обугления. Палач – Сталин, выславший нас на гибель, сам отдал Богу душу в марте 1953 года. Это были жуткие дни. Вой заводских сирен, паровозных гудков, сигналов автомашин, плач людей повсюду с душераздирающими возгласами; - « Ой , что же снами будет», шахтеры в рабочей одежде с отбойными молотками на плечах, с черными от угольной пыли глазами, заплаканными лицами. Всюду портреты Сталина в черных траурных лентах. Сейчас меня охватывает неприятное чувство и злоба вспоминая, как вместе со всеми учениками и учителями школы № 43 навзрыд плакал по поводу смерти этого палача. Вспоминая , как до и после его смерти, на школьных линейках вместе со всеми пел: -« Сталин –наша слава боевая. Сталин- наша гордость и почет. С песнями борясь и побеждая наш народ за Сталиным идет». Но позднее, уже парнем бывая в Москве , я обязательно приходил на Красную площадь к бюсту палача у Кремлевской стены отвести душу. Я так же сейчас искренне удивляюсь тому, что тогда, пацаном не примкнул ни к одной шайке, ворам, которых в то время в Караганде было немало. Сейчас мне понятно, что уберег Аллах. Хвала Ему, милостивому и милосердному во веки веков. Моими друзьями детства и одноклассниками были Сафронов Толик, Миносян Юра, Дудкин Ваня, Деккерт Саша, Вагнер Яша, Сутягина Римма, Филатова Света и другие дети из хороших семей. Ингуши рядом с нами не проживали. Зазывая своих детей на обед или ужин мамы моих друзей окликали и меня. Мы вместе играли в разные игры, чаще в войну. Умудрялись без билетов проникать в зал клуба по несколько раз, на полюбившиеся фильмы « Чапаев», «Александр Пархоменко», « Кортик» и другие , а затем подражая героям фильмов распевали; - « Любо братцы, любо! Любо , братцы жить» или « Шаланды полные кефали в Одессу Костя приводил….». В , изготовленных самими , копилках копили деньги на покупку очень модных тогда тельняшек и просили мам друзей перешить их. Я искренне благодарен своей учительнице Елене Сергеевне Устиновой, которая по- матерински заботливо относилась ко мне. Пусть Земля ей будет пухом. Она говорила: - «Никакие вы не изменники и скоро вернетесь на Родину. Он выслал не только вас , но и многих других». При этом показывал на трех метровый портрет Сталина в белом костюме и сапогах на фоне Кремля, который висел в фойе школы. Рассказывала о Кавказе и кавказских горах , которых я никогда не видел. Все мое представление о Кавказе было на папиросной пачке «Казбек» в руках взрослых мужиков. Впервые я увидел эти горы и Казбек в 1957 году, сойдя с поезда на привокзальную площадь г. Орджоникидзе. Очень долго не мог налюбоваться ими. Природа разительно отличалась от казахстанской. Мне очень хотелось , чтобы все это увидели мои друзья, оставшиеся Караганде. Из разговоров взрослых было понятно, что поселяться в селах в Пригородном районе, возвращающимся ингушам запрещено, т.к. они заселены осетинами , а Пригородный район, со всеми его исконно ингушскими селами передан Северной Осетии при восстановлении Чечено-Ингушской АССР.
=2=
Поэтому, те, кому принадлежали эти села и земли, вынуждены были поселяться и жить где попало. Подозрительно недоброжелательное отношение к себе ингуши чувствовали в течении долгих лет не только со стороны новых хозяев сел Пригородного района. Это ярко было заметно при поступлении на работу, при попытке где-то прописаться , купить дом, даже в учебных заведениях. Часто можно слышать ;-
« Понаехали здесь», « Правильно вас выселяли» и т.д. Через два года после возвращения на Родину, с родственниками поехали в с. Ангушт, туда, где я родился и откуда изменником Родины отправили в Сибирь. Придя к родительскому дому я так же долго, как горы разглядывал его, точнее пристально вглядывался словно чего-то ища, зная , что он построен руками моих родителей , что они жили в нем, ходили по этому двору. Никаких новых построек не было. Новый хозяин дома вышел и спросил;- « Кто такие?». Я сказал; -« Это дом моих родителей , я в нем родился, пришли посмотреть его и , если продадите, намерены купить». –« Может быть когда-то он был ваш, а теперь мой. Продавать не буду».
После тих слов он зашел домой, а мы еще немного постояв вернулись в Малгобек. После этого было еще несколько посещений с тем же результатом . Город Малгобек располагался тогда на Терском хребте от участка « Западный» до станицы « Вознесенская» с центром на участке « Картофельный». Нынешнего города Малгобек , расположенного в Алханчуртской долине в 1957 году не существовало, за исключением нескольких домов и парка. Тогдашний председатель Малгобекского горисполкома Шахан-Гирей Маскуров оказывал всестороннюю помощь и поддержку возвращавшимся на Родину ингушам. Оказывал материальную помощь, содействовал в устройстве на работу, в приобретении жилья, прописке. Этот мужественный человек любил свой народ, переживал за него и противостоял чиновникам – сталинистам, препятствовавшим ему в обустройстве прибывших из ссылки. Он заслуживает глубокой благодарности ингушей за это. Дела таких людей не должны быть преданы забвению . вернувшиеся из ссылки ингуши, не имея права вернуться в свои дома, вынуждены были строить их где-то на стороне. А для этого нужны были средства. Чтобы добывать их начали ездить на заработки по Советскому Союзу. Строить животноводческие фермы, объекты соцкультбыта, жилые дома, дороги. В течении четырнадцати –пятнадцати лет ингушские строительные бригады строили эти объекты, работая от темна до темна, поднимая и благоустраивая сельское хозяйство России, без нормальных бытовых условий, без сна и отдыха. Зарабатывали за семь месяцев такого труда полторы, максимум две тысячи рублей. Обычно
« благодарностью» местного населения за такой труд было ;- «Что, изменники Родины, приехали забирать наши деньги?» Происходили драки. В селе Гаево Исетского района Тюменской области в 1968году, я со своей бригадой строил клуб, точнее завершили его строительство. Два местных пьяных мужика, бывшие фронтовики, придя на стройку вместо приветствия полюбопытствовали у меня ; -
«Когда это изменники Родины научились строить коровники, клубы?». Видя их состояние я спокойно сказал, что мы не изменники , идите , мужики отдыхать. – « Нет, вы изменники Родины, вы Гитлеру подарили белого коня с позолоченной сбруей и поэтому Сталин выслал вас». Пришлось более доходчиво объяснить, когда научились строить и что не дарили белого коня. Примерно такие же «благодарности» сопровождали нас и в других краях из уст отнюдь не пьяных, а вполне нормальных, образованных людей. Отношение к кавказцам и представителям других национальностей не изменилось и сейчас. Если в каком-то городе ребята станцевали лезгинку, или на свадьбе на радостях стреляли в воздух из травматического оружия, в СМИ поднимается невероятный шум, преподнося это чуть ли не как угрозу государственной безопасности, уточняя их национальную принадлежность, откуда –то приехавших или спустившихся с гор. Ни в танцах и не в свадьбе дело. Шовинисты считают оскорбительным и недопустимым , что эти люди ведут себя , как свободные равноправные , в этой стране. Хочется напомнить беснующимся шовинистам, что российское Государство веками создавалось трудом, населяющих его народами. Ими же оно защищалось , проливая кровь на всех фронтах, во все времена. Где бы они в России не находились – они не приезжие. Они у себя дома. Они полноправные граждане этой страны. За нарушение закона или преступления любого гражданина надо судить , не поднимая истерики в СМИ и не задевая национальные чувства его народа. Если танцевали лезгинку в храме или в церкви – их надо повесить, потому что Иисус Христос является почитаемым мусульманами пророком. Приезжими из другого государства в Россию, в 1992 году были вооруженные банды из Южной Осетии , с особой жестокостью убивавшие в Пригородном районе российских граждан. Не один из них не был осужден по российским законам за злодеяния и бесчинства на российской земле.
Комментарии