С первыми весенними днями наступает женский праздник. Женские праздники были известны ещё издревле. Так, уже в древнем Риме существовал праздник, который отмечали замужние женщины. Им дарили подарки. Они были окружены любовью и вниманием. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага. Женские праздники были в культуре разных народов, в том числе, и ингушского.
Праздник женщин у ингушей - наиболее древний, как нам кажется, из зафиксированных праздников, в силу того, что уже в ХIХ веке проводился крайне редко. Проводили его осенью. После успешного осуществления всех работ, т.е. убрав, обмолотив хлеб, отправив его для засыпки в закрома, женщины могли себе позволить отдых.
В свой праздничный день женщины с хорошим настроением отправлялись в горы. «Ежегодно, весной, горянки, оставив свои дела и семьи, на три дня поднимались на вершину Цей-Лоама, - пишет Р.Куркиев. – … У святилища (посвященному верховному богу Дяла) женщины делали первую остановку. Оттуда по тропе горянки поднимались на самую вершину, где стоят камни Колой-Канта - сложенные друг на друга три огромных камня. По легенде их поставил герой нартского эпоса Колой-Кант».
Вообще, следует отметить, что этикетные ситуации, связанные с праздниками, отличались от прочих этических традиций не только спецификой содержательной части, но и отказом от тех или иных форм повседневной культуры общения, этикета, усилением акцента на отдельных сюжетах, на второстепенных нормах общения. Проходил праздник обычно в уединении, высоко в горах. В празднике принимали участие женщины всех возрастов и со всех аулов. Из своего круга женщины выбирали царя, который определял дальнейший ход праздника. «Избирали самую мудрую из старших по возрасту, благочестивую, поэтому безукоризненно авторитетную женщину. Из числа юных, красивых, сильных и чистых девушек ей выделялась «свита» и «охрана». По издревле составленному сценарию устраивались скачки, в которых девушки, переодевшись в боевые доспехи, показывали поразительные результаты владения конём в джигитовке и скорости в преодолении дистанции. Праздник проходил весело: с шутками, смехом, весёлым общением, исполнением массового хороводного танца вокруг «камней Колой-Канта». Возможно, об этом празднике шла речь у исследователя И.Бларамберга: «Во время праздника они находят место подальше от мужчин и развлекаются, не нарушая обычаев..». Очень красочно описан этот праздник у И.Базоркина в романе «Из тьмы веков».
Со временем этот праздник проводился всё меньше, и постепенно, с принятием ислама его не стало совсем.
З.ДЗАРАХОВА, ГАЗЕТА «ИНГУШЕТИЯ»
Последние комментарии
1 день 21 час назад
1 день 21 час назад
1 неделя 2 дня назад
1 неделя 2 дня назад
3 недели 5 дней назад
3 недели 5 дней назад
4 недели 4 дня назад
5 недель 6 дней назад
14 недель 5 дней назад
14 недель 5 дней назад