Во многих домах в Турции мне доводилось видеть странную картину – зеркала там
завешивают специальными шторками или вовсе отворачивают лицом к стене. В ответ на мои удивленные вопросы турки только недоуменно пожимали плечами: «Человек не должен подолгу смотреть на свое отражение – как можно этого не знать?» И следует согласиться, они правы, хоть и не оригинальны – строгое табу на самолюбование существует в большинстве культурных традиций с древности. Вспомните миф о Нарциссе – не в силах оторваться от собственного отражения в водной глади, он умирает. Самолюбование сгубило его. Почему? Виною всему страшная сила привычки и свойственная людям доброта и снисходительность, по отношению к самим себе, разумеется.
Чем чаще мы вглядываемся в зеркало, тем реже замечаем собственные недостатки, тем сильнее нам нравится то, что мы видим. А самодовольство – главный враг развития, прямой путь к застою и депрессии.
Хуже всего, что опасность поддаться нарциссическому соблазну зачастую выходит далеко за рамки реальных зеркал, ведь мы отражаемся не только во фламандском стекле. Метафорически мы окружены зеркалами: семья, друзья, соседи и коллеги – все те, чье мировоззрение и образ жизни схожи с нашими, суть - наши отражения, зеркальные двойники. Замкнуться на них, на самом себе, значит утратить главные отличительные черты человека, как вида: игру мысли, полет фантазии и, в конце концов, способность к созидательному творчеству.
Кстати, о творчестве. На днях в одной из социальных сетей я получил приглашение принять участие в ингушском литературном конкурсе. С одной стороны, действительно, давно пора - в республике остро не хватает площадки для общения творческой молодежи. Действуют бизнес-инкубаторы, спортивные арены, появилась даже какая-то школа лидерства, а куда податься молодым интеллектуалам? Благо, что недостатка в талантливых ребятах у ингушей нет. Но самодеятельный литературный конкурс. Зачем?
Уточню вопрос – зачем в нем участвовать? Для чего вообще проводятся конкурсы? В идеале – для определения соответствующих навыков участников и выявления лучшего среди них. И заниматься этим неблагодарным делом должны, разумеется, люди, действительно сведущие и авторитетные в своей области. Найдутся ли таковые среди активных пользователей социальных сетей? Я почему-то сомневаюсь… А если нет возможности получить квалифицированную оценку своей работы, то зачем участвовать в местечковом конкурсе? Почему бы не выйти в большой мир и не представлять Ингушетию на высоком уровне? Неужели нам нечего поведать читателю? Или мы боимся, что нас не поймут? Так объясните им, господа писатели! Новая ингушская литература не должна превращаться в болото, эдакий местный «междусобойчик» - способ потешить самолюбие и выцыганить незаслуженные похвалы.
Ребята, давайте уже перестанем пялиться в зеркало и подойдем к окну. За ним лежит огромный мир и нам есть, что ему сказать.
Роман ЕВЛОЕВ
ГIалгIай мехка къаман юкъара газет "Сердало"
Комментарии
у нас тоже не желательно смотреться