Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 21 / 10 / 2017 Время Московское: 655 Человек (а) в сети
 

ВЗГЛЯД НА КАВКАЗ 100 ЛЕТ НАЗАД (дополнено)

Видный журналист и историк конца XIX начала XX веков В.Л.Величко много лет проработал в Тифлисе главным редактором газеты и хорошо знал народы, населяющие Кавказ, их нравы, обычаи, историю. Это позволи¬ло ему написать книгу

под названием «Русское дело и междуплеменные вопросы». В. Величко был убежденным сторонником монархии и вся его книга пронизана мыслями о благе России именно при монархическом строе. Но меня в данном случае интересует не эта сторона его творчества. Книга повествует об истории коренных народов Большого Кавказа, об их роли и месте в тогдашней России, а также делаются попытки прогноза на буду¬щее. Вот эта сторона творчества В. Величко, на мой взгляд, представля¬ет для нас особый интерес.
В книге много мыслей и суждений, кото¬рые чрезвычайно актуальны и сегодня, ког¬да Кавказ, как и сто лет назад, является бо¬левой точкой России. Тогдашнее положение нашего региона А. Величко характеризовал и объяснял так: «Влияние климатических и вообще естественных условий на обще¬ственно-государственную жизнь чрезвычай¬но серьезно: и малярия, и горные реки, то иссякающие, то принимающие чудовищные размеры, и бури, и ливни, и градобития, тяж¬кий зной – все это, губительно отражаясь на народном хозяйстве, оставляет глубокий отрицательный след и на самом духовном складе населения… Мысль утрачивает по¬следовательность, воля – выдержку, нрав¬ственность – свой катехизис, труд – систему. Жизнь в совокупности – разумные устои».
Малярия в последние десятилетия на Кавказе себя не проявляла, хотя большин¬ство других природных явлений оставались. Но с приходом советской власти на Кавказ обрушились несравненно большие беды: гражданская война, коллективизация, инду¬стриализация, репрессии 20-30-40-х годов… Некоторые народы подверглись тотальной депортации, а после возвращения на малую Родину так и не были до конца реабилитиро¬ваны, им не доверяли. В Чечено-Ингушетии, к примеру, пост первого секретаря обкома КПСС был недоступен для ингушей и чечен¬цев вплоть до 1989 года, когда он достался Д. Завгаеву только лишь благодаря пере¬стройке, затеянной М. Горбачевым. Все это накапливало в народе негативную энергию и создало благоприятную среду для проник¬новения сюда авантюристов со всего мира. И когда современные аналитики говорят о причинах конфликтов на Северном Кавка¬зе, они очень редко вспоминают о тех об¬стоятельствах, предпочитая ссылаться на воинственность чеченцев, религиозность чеченцев, ингушей, дагестанцев… Думаю, будь В. Величко нашим современником, он обязательно обратил бы внимание на это обстоятельство.
А теперь обратимся к тому, как В. Велич¬ко характеризует народы Кавказа, видит их роль и место в тогдашней России и в ее бу¬дущем, а также будем проецировать все это на нашу действительность.
Братья – грузины
Так автор назвал очерк, посвященный этому народу. Исходя из общности рели¬гии, В. Величко утверждает «… грузинский народ, во главе с подавляющим большин¬ством своих руководителей, присоединился (к России – А.Г.) добровольно, безусловно и навсегда. Он выполнил свою историческую миссию, подчинился стихийной воле своей исстрадавшейся души, присоединившись к России на основе единоверия. Звучит краси¬во, но эти утверждения не выдержали испы¬тания временем. Не прошло и 100 лет, как Грузия в числе первых покинула распадаю¬щийся Советский Союз, а отношения между современными Россией и Грузией испыты¬вают такие катаклизмы, о которых В. Велич¬ко и думать не мог.
Рассуждения автора книги о совре¬менном ему грузинском обществе, на мой взгляд, актуальны и для сегодняшнего со¬стояния ингушского общества. Смена госу¬дарственного строя и экономического укла¬да болезненно отражаются на нашей жизни. В. Величко пишет: «Жизнь грузинского об¬щества… резко меняется к худшему, строй разлагается, и именно вследствие рокового несоответствия между исторически вырабо¬танным характером народа и новыми соци¬ально-экономическими условиями, не гово¬ря уже о законах. Утрата почвенных нравов и обычаев не может не вести к разложению. Перемена образа жизни сразу не дается». И далее: «Грузинскую молодежь, в душе впол¬не лояльную и вообще очень симпатичную, весьма нетрудно смутьянам подвигнуть на резкие выходки с печальными последстви¬ями. Иногда достаточно для этого сказать, что та или иная авантюра ведет к славе, что грузинам следует быть «передовым наро¬дом» и т.п.
Мне представляется, что эти суждения – слепок с сегодняшней нашей жизни. Все это у нас присутствует: и новые социально-экономические условия, и новые законы, и исторически выработанный характер наро¬да, диссонирующий с новыми реалиями… Представляется, что и часть нашей моло¬дежи сбивается с пути истины все теми же посулами славы и лозунгами о «передовом народе» в утверждении новой для нас кон¬цепции ислама на Кавказе.
Просматривается параллель, на мой взгляд, с сегодняшней ингушской действи¬тельностью и в следующих словах В. Ве¬личко: «Всмотревшись в Грузии поближе в облик природы и людей, нельзя не почуять глубоких следов страдания, и многовеково¬го, и нынешнего. Какой-то рок тяготеет над страной, с виду созданной для блаженства». Остается надеяться, что страдания эти оста¬нутся позади и наш народ, наконец, заживет спокойной и благоустроенной жизнью.
Армяне
Об армянах В. Величко говорит в крайне негативном тоне, и я просто не хочу здесь это воспроизводить. Скажу лишь, что не на¬шел никаких параллелей между тогдашней армянской действительностью и жизнью ин¬гушей тогда и сейчас.
Азербайджанские татары
Назвав так свой очерк, В. Величко пояс¬няет: «Азербайджанцев называют татарами, но это совершенно неточно. Если в жилах азербайджанцев и есть татарская кровь, то лишь как результат монгольского нашествия времен Батыя… По основному же происхож¬дению азербайджанцы тюрки…» И как же созвучны с сегодняшним днем следующие рассуждения автора: «С понятием ислама принято у нас связывать исключительно и огульно понятие фанатизма… К вопросу об исламе мы доселе относимся некуль¬турно…» В.Величко призывает «вникнуть в догматику и историю ислама» и тогда будет понятно, что «это религия проповедующая милосердие к ближним, заботу о немощных и скорбящих, озаряющая несколько раз в день (строго требуемые намазы) человека напоминанием о Едином Боге…»
В своих рассуждениях о месте азербайд¬жанцев в тогдашней России В. Величко вы¬сказывает мысли весьма актуальные для сегодняшнего дня. Говоря о том, что их не призывают в армию, он пишет: «Азербайд¬жанские татары, пройдя через нее (армию – А.Г.), развили бы свои природные досто¬инства, полезные для государства, и отре¬шились бы от многих теперешних недостат¬ков. На первый взгляд, прямо непонятно, почему эта народность, способная к воен¬ной службе, доселе платит особый налог, взамен отбывания воинской повинности. При более близком знакомстве с вопросом окажется, что эта аномалия – результат местных кавказских влияний, враждебных русскому делу». И тут возникает вопрос: «В результате чьих влияний в последние годы либо вообще не призывают в армию моло¬дежь из некоторых северокавказских респу¬блик, либо призывают весьма ограниченное количество?" Вредность этой практики и для нашего государства, и для остающейся на обочине молодежи очевидна сегодня, как и сто лет назад. При этом В. Величко пола¬гал «призывать мусульман в обыкновенные полки, гарантируя им беспрепятственное со¬блюдение обрядов их религии».
Свой очерк об азербайджанском наро¬де автор заканчивает выводом: «… лучшим средством от каких бы то ни было ослож¬нений и политических заболеваний всегда была и будет действительная, а не фор¬мальная только забота об истинном благе населения, во всеоружии знакомства с его бытом и миросозерцанием. Об этом, прежде всего и необходимо позаботиться». Слова эти актуальны и сегодня.
Горцы Дагестана
Смерть помешала В. Величко закон¬чить свой труд, который он считал важней¬шим делом своей жизни. Возможно поэтому очерк о горцах Северного Кавказа не велик по объему и довольно поверхностен. Тем не менее, в нем есть интересные суждения, актуальные и сегодня. Вот, например, что он говорит о дагестанцах: «Если человеку с сердцем симпатичны мусульмане-азербайд¬жанцы», - пишет В. Величко, - «то жители Дагестана еще более вызывают сочувствие. В них много истинного благородства: му¬жество, верность слову, редкая прямота». Сейчас, когда на Северном Кавказе не¬спокойно, особенно актуальна следующая мысль В. Величко: «На Кавказе вообще, а в Дагестане в особенности, администратор должен быть не идеологом уравнительных теорий об отвлеченном человеке, а натура¬листом в широком смысле этого слова, зна¬током явлений местной жизни, реально на них смотрящим». Автор говорит, что не надо все ломать и приводить к одной модели: «… наша бюрократия, особенно окраинная, страдает недостатком вдумчивой приспо¬собляемости, недостатком традиции, и на исторический опыт не обращает должного внимания».
Остальным горцам Северного Кавказа В. Величко уделил минимум внимания, счи¬тая, что их роль в судьбах России невелика. Вот как он это объясняет: «Размеры насто¬ящей книги и не позволяют подробно всма¬триваться в отдельные части этого горского калейдоскопа, не имеющего крупного поли¬тического значения с точки зрения русского дела…» Как показывает сегодняшний день, В. Величко ошибся, давая такую оценку и прогноз. Ошибся он не только в этом, что естественно. Он не мог, в силу своих убеж¬дений, предполагать и предвидеть больше¬вистский переворот 1917 года и последовав¬шие вслед за ним события. Тем не менее, его суждения и оценки тогдашнего положе¬ния на Кавказе представляют сегодня не¬малый интерес. Вынести их на страницы газеты подвигло и то обстоятельство, что из¬дана книга небольшим тиражом – всего пять тысяч экземпляров.
Абу ГАДАБОРШЕВ
Сердало ДОПОЛНЕНИЕ ОТ "MAGAS.RU" Изданная в России в 1912 году книга Николая Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы» предлагает читателям много любопытных статистических данных, иллюстрированных оригинальными рисунками. Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», особый интерес для армянского читателя представляет информация о национальном составе населения России в начале XX века.

Так, согласно изданию, к 1 января 1910 года общая численность населения в Российской Империи достигла цифры в 163 778 800 человек. «Много ли в России русских?» — спрашивает автор «России в цифрах». Интересен его ответ на собственный вопрос. «Собственно, русского населения в Российской Империи менее двух третей (65,5%, около 107 миллионов), в том числе украинцы и белорусы, занимающие в России (особенно первые) положение народностей покоренных и в некоторых своих правах (напр., преподавание на родном языке в народных школах) более или менее ограниченных», — пишет Рубакин.

О составе остального населения можно судить по следующей картинке:Первое, что бросается в глаза, это то, что армян 100 лет назад к «лицам кавказской национальности» не относили, четко отделяя группу «армяне» от группы «кавказцы, картвельцы» и группы «горцы». Впрочем, это понятно, поскольку в то время такие искусственные понятия как «Южный Кавказ» или «Малый Кавказ» в ходу еще не были, а Армянское Нагорье, даже частично, в состав Кавказа никто включить не набрался наглости. И наконец, этот рисунок – очередное красноречивое подтверждение искусственности такого современного понятия, как «азербайджанцы». 100 лет назад о том, что через несколько десятилетий появится такая национальность, никто не знал, справедливо включая предков нынешних азербайджанцев в группу «турки, татары».

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры