Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 24 / 04 / 2024 Время Московское: 7079 Человек (а) в сети
 

Всё меняется. Как школы и детсады Ингушетии адаптируются к новым условиям

Система образования - одна из самых динамично трансформирующихся. О том, как сегодня меняется образовательное пространство в республике, беседуем с исполняющей обязанности министра образования и науки Ингушетии Эсет Боковой.

Татьяна Павленко, «АиФ-Северный Кавказ»:

С ситуацией в образовании вы знакомы не понаслышке: много лет работали учителем, руководили школой. Теперь возглавили министерство. Какие задачи считаете самыми важными и как планируете их решать?

Эсет Бокова: Главные задачи сегодня - улучшать качество образования, выявлять одарённых детей и развивать их способности, укреплять систему профориентации школьников. Это работу планирую начать с мониторинга общеобразовательных учреждений, который позволит понять, чего ещё не хватает для достижения поставленных целей, и изменить ситуацию.

- Ингушетия – один из немногих регионов России, где могут похвастаться стабильно высокой рождаемостью. Помимо традиционных установок, что ещё помогает стимулировать жителей республики к созданию больших семей?

- Да, у нас, как правило, большие семьи, много родственников, все друг друга поддерживают. Стимулирует многодетность поддержка со стороны государства и позитивный образ большой семьи. Помощь многодетным семьям предусмотрена и на федеральном, и на региональном уровне.

- Много детей – больше потребность в детсадах и школах. Насколько число существующих учреждений образования соответствует этим потребностям?

- В Ингушетии 129 общеобразовательных организаций. В две смены работают 70 (54,3%) школ, в одну смену – 59 (45,7%) школ. Для того чтобы полностью избавиться от второй смены, не хватает почти 21 тыс. мест. По национальному проекту «Образование» и республиканской госпрограмме «Развитие сферы строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства», рассчитанной на 2019-2021 годы, строятся и реконструируются 24 школы, в результате чего появятся почти 16 тыс. ученических мест. В этом году в эксплуатацию введут одну общеобразовательную организацию, в 2020 году –12, в 2021 году – 11.

Большие планы и по строительство детсадов. Для доступности дошкольного образования детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в рамках нацпроекта «Демография», а также федеральных целевых программ «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ» и «Жилище» в республике в 2019 - 2021 годах появится 31 дет-
сад. В новых дошкольных учреждениях будет почти 7 тыс. мест. В 2019 году планируется открыть 14 объектов, в 2020 году – 10, в 2021 году – 7.

В настоящее время в республике более 60 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет (от 0 до 3 лет – 23,5 тыс. и от 3 до 7 лет – 36,8 тыс.). Дошкольным образованием охвачены свыше 16 тыс. детей, в очереди – более 13 тыс. малышей.

- В октябре в детсадах Ингушетии Рособрнадзор планировал провести мониторинг качества образования. Для чего это нужно?

- Мониторинг позволит определить, насколько доступно дошкольное образование, хватает ли педагогов, сколько они получают, а также как включены в систему дошкольного образования дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

- Как оцениваете качество обучения в школах?

- Школы республики участвуют во всероссийских проверочных работах, национальных исследованиях качества образования и других видах мониторинга.

О тенденциях можно судить и по итогам Единого государственного экзамена. Динамика положительная. В этом году у нас четыре стобалльника - по обществознанию и информатике. В прошлом году максимальную оценку (по русскому языку) получили только два ученика. Увеличилось также количество высокобалльных работ (от 80 баллов) – с 205 в 2018-м до 458 в 2019-м. Все эти работы прошли перепроверку. А выпускников, не получивших аттестаты о полном среднем образовании, напротив, стало вдвое меньше.

При этом контроль над объективностью экзамена постоянно повышается: осуществляется видеоконтроль и видеоаналитика.

- Сами как относитесь к ЕГЭ?

- Положительно. Единый госэкзамен оценивает знания и способности выпускника более объективно, чем традиционные виды экзаменов, помогает избежать коррупции при поступлении в вузы, благодаря ЕГЭ достойные абитуриенты из провинции получают возможность учиться в лучших вузах страны.

Успех нужен каждому
- Насколько развита в республике система дополнительного образования школьников? Чего не хватает?

- Дополнительное образование ведётся по семи направлениям, им охвачены более 72,1% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. В декабре 2018 года на базе ГБОУ «Центр образования г. Магас» открылся детский технопарк «Кванториум».

Но в целом материально-техническая база у системы допобразования в республике пока слабоватая. Укрепить её планируем с помощью нацпроекта. В 2019 году Ингушетия прошла конкурсный отбор по трём заявкам в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». В числе одобренных - проекты «Создание центра для одарённых детей», «Создание детского технопарка «Кванториум», «Создание дополнительных мест дополнительного образования детей».

- До конца года планируется создать 17 центров цифрового образования. Что это за новшество? Как будете его реализовывать?

- По федеральному проекту «Современная школа» на базе 17 общеобразовательных организаций республики до конца 2019 года откроются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Материально-техническая база в этих школах обновится, будет осуществляться единый подход к обучению технологии, информатике, ОБЖ. Содержание программ изменится. В частности, на технологии будут изучать 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства.

- Как меняются условия для обучения детей с ОВЗ?

- Четыре общеобразовательные организации работают по адаптированным учебным программам. Республиканский центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья учит детей-инвалидов и детей c ограниченными возможностями здоровья на дому посредством интернет-технологий.

В городе Сунжа работает консультативный центр по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями слуха и речи. В с.п. Нижние Ачалуки открыт консультативный центр «Доверьтесь нам» по ранней диагностике и комплексной помощи. Центру присвоен статус республиканского, создана сеть площадок на базе восьми детсадов и шести общеобразовательных организаций, включая «Школу приёмных родителей».

Школа в с.п. Нижние Ачалуки, на базе которой работает центр, в июле этого года была преобразована в центр непрерывного образования для детей с ОВЗ. Она стала первым подобным учреждением в России, включающим все три уровня обучения, а также раннюю диагностику и сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ.

- В последние годы много говорят о необходимости повышать престиж среднего профессионального образования, проводят конкурсы профмастерства. Что на уровне республики делается для поддержки системы профобразования?

- В числе мероприятий, направленных на повышение престижа среднего профессионального образования, в Ингушетии проводится чемпионат WorldSkills и чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Призёры регионального этапа участвуют в национальных чемпионатах. Сейчас идёт подготовка к «Абилимпиксу», всероссийский тур которого состоится 18-22 ноября в Москве.

Реформа за реформой
- Любые перемены в образовании начинаются с учителя. Удаётся ли привлекать в школы молодых и талантливых? Успевают ли педагоги повышать свою квалификацию в соответствии с меняющимися требованиями?

- Образовательная система России с 2005 года живёт в условиях реформирования. Меняется все: содержание образования, методы, формы, технологии, экономика.

Без кардинального изменения работы преподавателей трудно говорить о выходе на новый уровень продуктивности. Профессиональное образование специалистов в области преподавания и воспитания должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной парадигмы. Преподаватель должен не просто осваивать новые потоки информации в разных областях знаний, но и быть готовым к использованию инновационных технологий.

В республике наблюдается нехватка педагогов. Средний возраст учителей составляет 46 лет. За последние три года кадровый состав обновился молодыми педагогами на 25%. Молодёжь не горит желанием учить детей. И не только потому, что, начиная работать, сталкивается с множеством проблем, связанных с модернизацией образовательного пространства. Но и потому, что в последние десятилетия в обществе сложился устойчивый стереотип: профессия педагога - одна из самых изматывающих и низкооплачиваемых.

Но те, кто приходит к нам работать, как и их более опытные коллеги, должны соответствовать новым требованиям. Помогает им в этом институт повышения квалификации.

Мир вокруг нас постоянно меняется. Меняется темп нашей жизни. Появляются новые идеи. И учителя не могут оставаться в стороне от этих изменений.

Источник:stav.aif.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры