Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 10095 Человек (а) в сети
 

Виноваты ваххабиты. Почему отношение к старикам на Кавказе изменилось?

Ингушетия. «От советов голова не заболит»

Уважительное отношение к старшим присуще всем народам СКФО. В Ингушетии традиционные правила соблюдаются и сейчас, считает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Танзила Чабиева.

По словам эксперта, старшее поколение всегда занимало особое место в обществе. Его статус определялся не только возрастом, но и мудростью.

Это нашло отражение в народных пословицах и поговорках: «Кто старшего не послушался, в яму большую попал» или «От совета старшего голова не заболит», «Старшим место уступи, младшим помощь окажи».
Преемственность традиций нашла своё отражение и в многочисленных социальных институтах.

Например, микхел - народный суд, собрание. В него испокон веков входили представители старшего поколения, которые решали ключевые проблемы жизни своих земляков. И сегодня ни один вопрос, возникающий в семье или в роду (в Ингушетии до сих пор сильны кровнородственные узы, объединяющие людей в роды - тейпы. - Ред.), не обходится без участия старших. Всё это отражается на правилах поведения.

«Во-первых, в присутствии старших младшие стоят. Даже если разница в возрасте всего несколько лет, младший может присесть только с разрешения старшего.
Во время свадебных и других обрядов старшим отводится почётное место, отдельный стол, за которым их стоя обслуживают младшие. Принято очень высоко ценить жизненный опыт и советы старших», - отметила Танзила.

Взаимоотношения отцов и детей регулировались сводом народных традиций и правил, так называемых адатов, а также требованиями ислама, который Ингушетия приняла на рубеже XVIII-XIX веков.

«Сегодня ни один вопрос в республике не решается без участия совета тейпов, куда входят наиболее уважаемые представители разных родов. Это чаще всего люди преклонного возраста.

Старейшины участвуют в разрешении различных кризисов, например, связанных с кровной местью. Поскольку зачинщиками конфликта зачастую становится молодёжь, опытные и уважаемые люди объясняют им, что такое поведение ставит под угрозу весь род», - говорит эксперт.

Пока старшие говорят, младшие молчат. Высказываются только после разрешения. Уступают людям в возрасте место в общественном транспорте, в очереди в поликлинике и других учреждениях. Того, кто пренебрёг советом, каким-то образом задел старшего, ждёт репутация невоспитанного человека.

Дурная слава коснётся не только молодого человека, но и его семьи в целом. Поэтому воспитанию уважительного отношения к старшим занимаются с самого детства, чтобы избежать бесчестия.

Танзила Чабиева считает, отношение к старшим и традиции гостеприимства незыблемы для Кавказа. Однако её коллеги в других регионах СКФО не столь оптимистичны.

Чечня. Не слабый, а мудрый

В Чечне традиции уважения к старшим соблюдают далеко не все, рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии Академии наук Чеченской Республики Залпа Берсанова.

По её словам, перекос начался в 1990-е годы, когда в Чечне начал укрепляться ваххабизм. Старики пытались ограждать от него молодых, но силы, которые пропагандировали новые ценности, начали подтачивать авторитет старших.
Они говорили молодёжи: «Кого вы слушаете? Людей, которые выросли при атеизме и даже молиться правильно не умеют?» Таким образом расшатывали незыблемый до этого постулат о том, что старшим нужно подчиняться беспрекословно.

Сейчас национальный этикет возрождают, пытаются максимально поднять авторитет старших.

По правилам, когда в пути встречаются разные по возрасту люди, то младший должен первым поздороваться со старшим и спросить, нужна ли ему какая-либо помощь. Если старший несёт какую-то поклажу, младший без слов должен ему помочь.

Если молодой человек ехал верхом, то при встрече с пожилым он обязательно должен был спешиться (в современных условиях выйти из машины) и поздороваться.

При этом стоять нужно, повернувшись правым плечом к старшим (правая сторона - почётная).

По окончании диалога младший не должен первым отворачиваться от собеседника. Нужно дождаться, пока это сделает старший.

Некрасиво обгонять впереди идущего пожилого человека. Пока он сам не скажет, уступив при этом дорогу: «Я никуда не спешу, иди по своим делам!» Это правило этикета направлено на то, чтобы не дать пожилому почувствовать свою слабость по сравнению с молодым, который может идти гораздо быстрее. Запрещается также пересекать путь.

«Не переходи дорогу старшему, уступи дорогу спешащему, не останавливайся, преграждая путь другим» - так детей учат чеченцы.

Младшие должны подниматься, когда входят старшие, быстро исполнять поручения и вести себя в их присутствии сдержанно и вежливо. Нельзя громко смеяться и разговаривать, грубость и брань исключены.

В старину при пожилых также не принято было обсуждать романтические чувства, ухаживание за девушкой. Нельзя было назначать свидания там, где может оказаться старший. Зная об этом, люди в возрасте старались не появляться в местах традиционных свиданий, например у родников.

Почтительно нужно относиться не только к пожилому человеку, но и к его вещам. Самые «уважаемые» - головной убор и посох. Не принято садиться на постель старшего, находиться в одной с ним комнате без приглашения.

За столом на самое почётное место сажают пожилых. Насмешки над ними категорически запрещены, даже при наличии у них серьёзных недостатков, например пристрастия к крепким напиткам.

Сыновья, возвращаясь с работы домой, в первую очередь должны заходить к родителям, справляться об их здоровье, беседовать с ними. Сноха каждое утро должна навестить родителей мужа, принести кувшин с водой и таз для омовения, навести порядок в комнате.

Заботиться принято не только о своих, но и о чужих одиноких стариках.

«В прошлом народы Кавказа, в том числе и чеченцы, считали себя обязанными заботиться об одиноких. Чеченец-старец никогда не просил милостыню, и не потому, на наш взгляд, что наши предки жили лучше, чем сегодня, а потому, что это считалось позором для всех его родственников», - цитирует Залпа фрагмент из диссертации этнографа Зулай Хасбулатовой.

Роль старшего в жизни семьи и общества всячески старались подчеркнуть, чтобы старики не чувствовали себя лишними.

«К старцу обращались за советом, даже если в этом не было потребности, чтобы показать: его опыт нужен людям. Это придаёт старикам силы, обязывает их быть в форме», - говорит эксперт.

В основе чеченского менталитета - уважение достоинства человека и внимание к слабым. Это выражается во всех нормах этикета. Например, если человек идёт в гору, а другой спускается, первым должен подать руку тот, кто направляется вниз. Тот, кто едет верхом, уделяет внимание пешему, то есть более слабому.

В этой же категории - пожилые. Но чтобы не задеть их достоинство, это преподносится как уважение, поясняет Залпа Берсанова.

Кабардино-Балкария. «Не обижайте стариков»

Подобные мотивы лежат в основе традиций черкесских народов. В старину у них почитание старших было сильнее сословных границ.

«Даже самый знатный князь должен был встать и поприветствовать вошедшего слугу, если тот был старше, - говорит руководитель общественного движения «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто. - В быту глава семьи обладал безграничной волей.

При этом комплекс морально-этических, культурных и духовных правил под названием «хабзэ» не позволял ему злоупотреблять своим положением. Это система сдерживания и противовесов, где каждый человек находил для себя возможность защититься от насилия, давления.

Исторические и политические события последних 200 лет сильно пошатнули систему хабзэ. Тем не менее можно утверждать, что этот институт по-прежнему силён, хотя разбавлен советским и постсоветским чинопочитанием».

Сейчас древние устои проходят испытание на крепость. Молодые люди зачастую ставят под сомнение знак равенства между возрастом и авторитетом. Понятие «старший» подменяется понятием «старый». Периодически на этой почве возникают жаркие споры.

Молодые люди говорят: «Они нам не старшие, они просто состарились. Люди, которые в молодости не были умными, не станут ими и в старости».

«По-своему они правы, - говорит Аслан Бешто.

- Но молодой человек, ещё никак не показавший себя в жизни, тем более не имеет права осуждать других. К счастью, попытки разрушить сложившееся веками отношение к старшим встречают серьёзное осуждение в обществе. И я надеюсь,что и в будущем будет сохраняться добрая традиция почитания старших, даже если они не стали мудрецами, не добились славы».

Смысл традиции не только в том, чтобы оказывать старикам почёт за их заслуги. Пожилые люди становятся слабыми, и отношение к ним должно быть соответствующее. Важно не дать им понять, что они могут быть для кого-то помехой и обузой, добавил эксперт.

«В Кабардино-Балкарии есть замечательный певец Черим Нахушев, который на черкесском языке поёт песню «Не обижайте состарившихся людей».

Он очень по-доброму перечисляет всё, что может не понравиться в пожилых молодым, но призывает относиться к этому с мягкостью. Я всецело его поддерживаю и хочу, чтобы эта традиция оставалась с нами на века», - заключил Аслан Бешто.

Источник:stav.aif.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

солт22 Ср, 02/10/2019 - 16:24

А кто такие ваххабиты? Дайте четкое и вразумительное пояснение.

Абббас с перископпом Ср, 02/10/2019 - 14:44

А вы живете на «АЛЬФА уровне»?
Участники семинара «Сильва Интенсив» в Казахстане (2013) не могут скрыть своего восторга
Новейшие исследования человеческого мозга и разума показали, что ключ ко всему, чего мы желаем в жизни, будь то материальный достаток, успешная карьера, крепкое здоровье, безмятежное счастье или мудрость и просветление, может крыться в достижении определенного состояния разума.
На фото 1921 года последний жрец стоит в позе Альфа и Тета режимов.
То есть,в состоянии СаБаРа.

Гость зашёл Ср, 02/10/2019 - 13:34

Причём здесь салафизм?Эти представители ,коих обвиняют во всех смертных грехах человечества,чтут Веру и традиции на много сильнее,чем автор данной статейки и ему подобные псевдопатриоты.На улице в центре города (села)ходят с торчащей сигаретой,обкуренный ударил полицейского ножом ,девушки-женщины полуголые как на бульваре,представители Зтнатного большого рода напившись валяются возле центральной дороги.....Такие как ты и тебе подобные так и болтают, а собраться и и решить эти и подобные вопросы у вас духа не хватит.Потому что,кроме этих двух заученных предложений у вас нет и близкого понятия что такое 1Адат и кодекс чести.

лысенко Ср, 02/10/2019 - 13:12

наука и знпние,если не опирается на иоральную основу- пустое сотрясание воздуха.
человек моздан,чтобы любить все человечество сразу.
даже комара и листок липы.
сейчас делятся люди между собой,обвиняют кого
угодно ,про себя забывая.
а кто такие вахабиты?
на какой моральный кодекс они опираются?
а другие секты?

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры