Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 23 / 04 / 2024 Время Московское: 6011 Человек (а) в сети
 

Вайнахский комикс – это ломка традиций или приобщение к ним?

Когда Башир перестал заниматься живописью и начал создавать первый ингушский комикс, художественное сообщество сочло его ненормальным. Никто не понимал, зачем это людям. Все говорили, что нужно развивать традиционные виды искусства, люди должны читать просто книги и смотреть картины. А Башир слонялся по книжным лавкам и общался с продавцами и детскими писателями, авторами сказок по мотивам народных легенд. Книжки были черно-белые, без картинок.

Продавцы сетовали: «Детям не интересны просто черно-белые книжки. Какой бы умный ни был ребенок, ему нужна цветная картинка, которую можно рассматривать, для возбуждения фантазии, интереса!»

Вскоре Башир стал рисовать комиксы, основанные на вайнахских легендах. К этому Евлоев пришёл не сразу. «Инстаграм» художника заполнен сложной графикой, изображающей маскулинных фантастических персонажей, брутальных монстров.

«Мне не нравится фэнтези как таковое. Я не рисую эльфов, сказочных существ, — рассказывает Башир. — Я люблю научную фантастику. Если бы даже я рисовал эльфов, они были инопланетными представителями гуманоидной расы. Мне близок более научный подход, приближенный к реальности – как выглядит человек, похожий на крокодила, с генетическими отклонениями? Я стараюсь передать его психологию, характер, состояние. Почему он такой грубый, что на это повлияло?

При создании «ужастиков» я изучаю анатомию персонажей. Во время прослушивания аудиокниги или чтения научной фантастики в моей голове возникает небольшой сюжет с тем или иным персонажем. С каждым разом этот персонаж развивается — совершенствуются его доспехи, характер, интересы, мышление, идеи. На основе этого я рисую его физиономию, атрибуты, характеризующие его. Такой подход я применяю и в комиксах. А если я придумываю персонажа из головы, я представляю себе места его обитания (например, пустыня это или лес?), его оружие и приемы ведения боя, его сильные и слабые стороны, связанные с реалиями его жизни».

Правда, был в жизни Башира и период увлечения живописью. «Инстаграм» хранит несколько свежих горных пейзажей кисти Башира-живописца. Однако вскоре ему стало тесно в рамках традиционной картины: «Мне наскучил этот статичный вид искусства, захотелось больше динамики, рассказывать историю». На переход к рисованным историям повлияла и одержимость Башира демократическими идеями: «Я хочу, чтобы искусство было доступно всем. Картины слишком дороги, а комикс может себе позволить каждый. Таким образом я хочу приобщить к искусству простых людей».

«Сначала в худшколе мне было неинтересно учиться, но потом я увлекся. Через некоторое время ко мне начали приходить идеи, связанные с комиксами», – рассказывает художник. Идея рисовать комиксы подкреплялась тем, что Башир видел, каким большим спросом на Западе пользуется это массовое искусство.

Интерес к культуре – через вайнахский комикс

Первый комикс был очень мрачный, и художник его так и не выпустил. Следующим родился комикс «Сармак», основанный на вайнахских легендах. На обращение к этнической теме повлияла и патриотическая, традиционалистская направленность форума «Машук». Башир адаптировал легенды вайнахов на современный лад, чтобы было удобнее читать.

Второй комикс — «Галгай» — адресован младшей аудитории, он конкретно ориентирован на ингушский язык и ингушскую культуру.

Цель проектов Евлоева – развитие интереса к родному языку и расширение интересов молодежи.

«Я хочу, чтобы молодежь немного отвлеклась от «похождений» игровых блогеров и заинтересовалась родной культурой. Сейчас получается, что родная культура близка только старшему поколению. В Ингушетии и других республиках все говорят о проблемах, связанных с забыванием родного языка, потери навыка и культуры чтения. Никто не пытается развивать это с помощью новых интересных технологий и приемов, адаптировать это все к современности. Старшее поколение, выросшее в СССР, считает, что молодежь должна быть такой же, как они. Но этого не может быть, потому что современные дети растут с гаджетом в руках, глядя на открытую массовую культуру», — говорит художник.

Башир представляет собой тип личности, сочетающий в себе умеренную религиозность, космополитизм и приверженность новым технологиям и идеям. Хотя, не таков ли общий срез современной кавказской молодежи?

Брутальность и радикальность

«Я свободно общаюсь с людьми разных религий и атеистами. Нельзя человека оскорблять или ненавидеть за его религиозные взгляды. Мне как человеку, выросшему в другой культуре, просто бывает интересно, что думают представители разных религий и обществ. К тому же, ни одна религия не представляет собой нечто цельное – в каждой из них множество течений, направлений, сект со своими идеологическими нюансами. Я игнорирую те из них, которые пропагандируют радикальные вещи, призывают к оружию, национализму или ущемляют права человека. Религия должна развивать человека на его духовном пути, давать мудрость, а не жестокость. Я постоянно слушаю различные проповеди во время работы, и мне больше импонируют те из них, которые построены на логике, мудрости. В исламе нужно «отключить» те традиции, которые противоречат ему и связаны с доисламскими предрассудками, национальными предрассудками», – говорит художник.

В комиксе «Сармак» герой, за неимением другой посудины, срывает свою черепную коробку, чтобы напоить лошадей. Возникает вопрос: действительно ли так брутальны вайнахские легенды?

«Да, на самом деле в оригинале он снимает именно черепную коробку, а не шапку. Хотя я надеялся на шапку, но нет. В вайнахских легендах доминирует радикальный подход, который нужно адаптировать для современных детей. Но для взрослой аудитории это не проблема», — отвечает художник.

Башир давно изучает мифологию разных народов мира и, конечно, много знает о всевозможных драконах. «Я изучал драконов в разных системах, и иногда обращаюсь к этой информации, когда рисую драконов. Есть виверны – маленькие драконы. Сармак (1) в вайнахской мифологии — могущественное чудовище, скрывающее от людей воду. Взамен он требует принести в жертву красивых девушек. С Сармаком также связано происхождение сарматов.

По-ингушски эти слова звучат почти одинаково, символом народа сарматов тоже был дракон. Наги – тоже драконообразные существа. Есть в мифах полулюди-полузмеи, Медуза Горгона. Но в разных мифологиях дракон символизирует разное – как темное начало, охраняющее воду от людей, так и героическое, спасителя. У шумеров есть легенда о том, что из воды приходили люди, похожие на рыб, с чешуей, как амфибии. Хотя загадочные рептилии и драконы есть в фольклоре разных народов, в «заговор рептилоидов» я не верю. В джиннов или бесов – невидимых существ, которые манипулируют сознанием человека, я могу поверить», — рассказывает художник.

Отсутствие зрачков в глазах персонажей Башир объясняет просто: «Это ускоренный стиль рисования. Я намеренно убавил детализацию, но это не значит, что герои какие-то бездушные. Просто я экспериментировал с этим стилем рисовки».

В первом комиксе дракон просит братьев развлечь его танцами и песнями. Но, как поется в одной из песен, «мужики не танцуют». И только с рассказом сказки справляется один из братьев. Но все оказывается проще: «По поводу танца – нет, никакого сарказма тут нет. Дракон живет в пещере один, без телевидения, интернета. Когда-то давно он видел танцы, слышал песни и сказки… И тут приходит человек. Он, конечно, хочет его съесть, но в то же время, если человек умеет петь, танцевать или рассказывать истории – дракон решает оставить его для развлечения».

К детскому комиксу «Галгай» (2) прилагается анималистический атлас на родном языке. Аналогичные атласы будут сопровождать и другие детские комиксы Башира Евлоева.

На вопрос о возможных планах создания комикса о современной жизни, художник отвечает: «У меня была идея сделать комикс на социально-политическую тему – показать антиутопию в стиле «О дивный новый мир!» (кстати, это моя любимая книга) (сатирический роман английского писателя Олдоса Хаксли, опубликованный в 1932 году. — Прим. корр.). Но мне хотелось бы это показать не на примере современной России, а как коммунистическое общество».

В данный момент в планах Башира Евлоева изучение компьютерной графики. На очереди также – ещё один комикс для взрослых на вайнахскую тему – о нартах, героях, которые борются с чудовищами, в стиле «Коннон-варвара», и современный детский сказочный комикс.

О художнике

Башир Евлоев (род. 29.09.1992) – простой парень из села Али-Юрт Назрановского района Ингушетии. Учился в сельской школе. С 2009 по 2013 годы посещал ДХШ в Назрани. В 2018 году закончил Чеченский государственный педагогический университет, где получил диплом педагога изобразительных искусств.

С 2010 по 2014 гг. работал в анимационной студии IT-компании Intenzibne, где участвовал в проекте Назрановского музея, работал над проектом игры Ballista, принимал участие в создании мультфильма «Калой» (не закончен из-за финансовых проблем). После ухода из студии некоторое время работал как фрилансер. Затем полностью посвятил себя созданию комиксов и персонажей.

В 2017 году выиграл творческий конкурс Северо-Кавказского молодежного форума «Машук» и получил грант на создание комикса «Сармак». В 2019 году там же получил грант на создание комикса «Галгай».

Детство Башира пришлось на период развала Советского Союза и начала Чеченской войны, на тот период, когда в России уже была демократия.

В школьные годы мальчик любил диснеевские мультфильмы и передачу «В мире животных». Это и послужило импульсом к рисованию и лепке. Мама хорошо рисовала и мотивировала сыновей к занятиям творчеством.

Позже Башир заинтересовался кино и компьютерными играми, конкретно – созданием персонажей: «Мне было интересно просто смотреть, анализировать, как смонтирован фильм, какие приемы использованы, какова логика создания персонажей и как она связана с их дизайном. Была интересна кухня создания кино, анимации. В 3-4 классах я взахлеб смотрел программу на канале «ТНТ» о том, как создают кинофильмы, мультфильмы, спецэффекты».

В подростковом возрасте Башир на время забросил любимое увлечение. «Мне надо было срочно стать обычным сельским парнем, найти себе «мужскую», грубую работу на стройке. Я расстался с прежними увлечениями и убил свою мечту. Решил поступать после школы в колледж на сварщика или водителя».

Однако отец посоветовал сыну попробовать поступить в художественную школу, в которой работал его друг. Башир отнесся к этому скептически, но все же сдал экзамены и начал учиться…

(1) Са́рмак— дракон, змей, персонаж вайнахской мифологии. Перекрывал людям доступ к воде или «брал озеро в кольцо». За пользование водой требовал дань в виде девушки.

(2) Галгай – Этноним «галгай» (гӏалгӏай) чаще всего связывается с термином «гала» (гӏа́ла) — башня, крепость, и соответственно переводится как строитель-житель башни, крепости. Примерно с 1920 гг. самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов. По мнению некоторых ученых, уже со второй половины XVI – первой половины XVII в. термин «галгай» (в русских документах того времени — калки, калканцы) помимо собственно галгаев распространялся и на другие родоплеменные группы Горной Ингушетии.

Беседовала Мила Цвинкау

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Мимино Вс, 19/07/2020 - 22:22

Цаген сказал что это интересный вопрос.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры