Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 9162 Человек (а) в сети
 

На телеге прошлого далеко не уедешь

Прочитал недавно в газете материал под интригующим названием «Аристократия ума, а не материального состояния». В нем представители общественности рассуждают о прошлом и нынешнем состоянии ингушского общества, о тейпах и их значении… Многие из их суждений и оценок кажутся мне, мягко говоря, спорными, поэтому и решил высказаться.

Целиком и полностью согласен с ними, когда они говорят, что теряет свое былое значение тейповая принадлежность. Как мне показалось, в их рассуждениях на эту тему сквозят сожаление и даже грусть, а также желание возродить эту архаику. Я придерживаюсь на этот счет другого мнения.

Тейповое деление себя изжило

По определению корифея ингушеведения Е. Крупнова, тейп - это первобытная родовая организация. И далее он говорит о том, что членов тейпа объединяло в ранний период их возникновения: «1) единство происхождения (нередко мнимое, поскольку позднее оно нарушалось случаями приема в род чужеродцев; 2) экзогамия; 3) кровная месть; 4) коллективная помощь; 5) коллективная собственность; 6) общеродовые кладбища".
Во главе тейпа стоял старейшина, который пользовался большим уважением, был «начальником, судьей и первосвященником». Это были, говоря словами В.В. Путина, скрепы, которые цементировали тейпы в одно неразрывное целое. При этом отметим, что это было в далеком прошлом.
А теперь посмотрим, что из этих скреп осталось на 16–м году XXI века. Понятие о единстве происхождения, хотя и довольно размытое, у членов тейпа осталось. Экзогамия? Можно сказать, осталась в прошлом. Сейчас, когда тейпы насчитывают в своем составе до несколько десятков тысяч человек, браки между однотейповцами стали обыденным явлением. К тому же, в связи с новыми веяниями в исламе в нашей среде, стали заключаться браки и между довольно близкими родственниками. Кровная месть у нас пока еще сохранилась, но она не распространяется на все десятки тысяч членов тейпа, а только непосредственно на убийцу или, в крайнем случае, на членов его семьи. Коллективная помощь – не повсеместно, но встречается. Коллективная (тейповая) собственность? Лично мне такая форма собственности в наши дни неизвестна. Общеродовые кладбища? Да, сохранились.
Таким образом, мы видим, что большая часть скрепов, на которых держалось тейповое братство, сегодня отсутствуют, а остальные потеряли актуальность. В этих условиях неизбежно снижение значения для индивида его тейповой принадлежности.
Историк Н. Кодзоев считает, что начало стиранию тейпового деления целенаправленно заложила царская Россия, переселив жившие компактно в отдельных хуторах тейпы в большие села и, таким образом, заставив их жить смешано. Соглашаясь с историком по поводу мотивов этих действий, считаю, что объективно это все же был шаг в правильном направлении для формирования национального самосознания ингушей, которого раньше у них не было. Вот, что по этому поводу мы читаем у того же Е. Крупнова: «Все, кто находится вне «тейпы», – чужие, не родственники для тех лиц, которые входят в состав тейпы. Между двумя тейпами нет ничего общего, связующего, кроме разве общности языка, соседских отношений в племенной связи». Б. Далгат, который проводил исследования в горной Ингушетии в 1891-1892 гг., по этому же поводу пишет: «То, что Лаудаев говорит по отношению к собственно чеченцам, Г.Грабовский подтверждает и по отношению к ингушам. Он указывает на то, что ингуши… прежде жили родами или фамилиями, находившимися между собой во враждебных отношениях, так сказать, международных; они не составляли одного сплоченного общества, как мы понимаем его теперь, подчиненного одной власти и руководящегося в своей жизни одними законами; но они образовывали общественные союзы с целью внешней обороны; солидарность родов, входивших в эти союзы, ограничивалась одною защитою от внешних врагов и не проявлялась в гражданской жизни».
О том, что в горной Ингушетии не было "одного сплоченного общества", подчиненного одной власти и руководящегося в своей жизни одними законами, свидетельствует история, о которой поведал Б. Далгат: «Еще на памяти старика Казбыка, лет сто тому назад галгайцы из селения Озык, из фамилии Баркинхой, приводили из Дагестана вооруженные отряды лезгин и брали дань с осетин, хевсуров, тушин и грузин; за отказ платить дань галгайцы не давали покоя этим соседям, грабили их, брали в плен и продавали в рабство; а за уплату дани они ограждали их от нападения других ингушей, заступались за них».
Из всего сказанного мы видим, что совсем еще недавно сегодняшние ингуши не осознавали себя одним народом и главным препятствием к тому была тейповая раздробленность.
Сторонники возврата тейпов к их первозданному виду говорят, что это нам нужно дабы сохранить национальное своеобразие, национальную идентичность. Но мы не единственные в мире, кто имел или имеет деление на тейпы. В той или иной форме, под тем или иным названием они среди горцев были и есть по всему миру. Одними из самых известных являются кланы горцев Шотландии и Ирландии. Клан – это и есть тейп. Кланы в Шотландии и Ирландии сохранились до сих пор, но они не играют никакой роли в экономической и общественно–политической жизни. Вот, что об этом пишут на одном из интернет-ресурсов: «Сегодня вожди кланов, хоть и объединены в особую организацию, но уже не имеют никакой власти. Многие кланы образовали свои ассоциации, а некоторые, вроде Макдональдов или Кэмпбелов, обладают собственной хорошо организованной международной сетью, которая издает регулярные информационные бюллетени, имеет свои веб-сайты и проводит собственные конференции. Эти кланы совершенно безобидны, скорее даже полезны в социальном плане и не имеют ничего общего со своими предшественниками, вроде кланов Макгрегоров или Робертсонов, которые некогда делали вылазки на чужую территорию, угоняли скот и терроризировали фермеров и крестьян…» Как видим, шотландские кланы, отказавшись от того, что не вписывается в реалии нового времени, сумели себя сохранить.
За прошедшие – 100-200-300 лет человечество сделало громадные шаги в своем развитии, появились новые формы общественно-политической и экономической жизни, народы живут не замкнуто, как прежде, а открыты для общения, любая информация (кроме секретной) доступа любому… В этих условиях попытка вернуть институту тейпа его первоначальные функции и значение обречены на провал. Об этом говорит опыт народов, которые на этом пути прошли дальше нас.
За прошедшие столетия многократно выросло число членов тейпов – от тогдашних нескольких сотен человек до сегодняшних нескольких десятков тысяч. Они живут в разных регионах страны и во многих зарубежных странах. У них нет общей собственности, нет коллективной ответственности за кровную месть…, их объединяет только название тейпа. Этого слишком мало, чтобы заставить членов тейпа жить по его старозаветным правилам. До сих пор это не удавалось никому в мире, разумеется, не удастся и ингушам.
Н. Кодзоев, как явствует из газетного материала, говорит, что сегодня некоторые силы стараются искусственно поделить наше общество на сословия, которые они пытаются сгруппировать вокруг больших денег и высокого положения. В этом утверждении присутствует подмена понятий. Ведь, что такое сословие? Это социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Думаю, к этому у нас никто не стремится. Если же Н. Кодзоев имеет в виду разделение на богатых, людей среднего достатка и малоимущих, то это уже произошло без чьих-либо попыток со стороны. Чтобы убедиться в этом ему достаточно обратить взор на свой тейп. Это просто реалии капитализма.

Спасет ли нас Совет мудрецов

Еще одна тема, волновавшая участников дискуссии, это возрождение института старейшин. И здесь было высказано немало любопытных и даже радикальных мыслей.
По мнению Н. Кодзоева, сегодня люди смотрят на богатство, положение, а не на личные качества человека. А на кого и на что смотреть людям? На бездельников, которые, лежа на диване, критикуют людей деятельных и инициативных? Кому они, кроме себе подобных, интересны? Если бы основная масса людей ориентировалась на них, то сегодня мы не знали бы многих благ современной цивилизации. На пути к ним было много несправедливостей и даже преступлений? Да, было и то, и другое, и тут ничего не поделаешь – такова природа человека. Но не надо идеализировать и наше прошлое, рассказывать сказки про былую справедливость. Всегда, во все времена и в любом обществе были люди, наделенные положительными и отрицательными качествами, добродетельные и негодяи, умные и не очень. Порой зло побеждало добро, но на наше счастье, в итоге верх брало добро. Так жили и наши предки. Если бы, как нам пытаются внушить, все было так идеально, то мы сегодня должны были бы находиться на совсем другом уровне цивилизации.
Сегодняшние наши проблемы Н. Кодзоев предлагает решить путем учреждения Совета мудрецов, которому будут подконтрольны все власти в республике и у которого будет право распускать парламент. О необходимости восстановить в той или иной форме Совет старейшин говорили председатель Общественной палаты РИ М-Г. Дзагиев, председатель Совета тейпов при Главе РИ У. Евлоев, писатель И. Кодзоев. То, что предлагает Н. Кодзоев, конечно, утопия, но с остальными я согласен. Мне не понятно только по каким критериям мы будем выбирать старейшин: по длине бороды, по ее белизне, по ухоженности? Будут ли достойны быть членами Совета старейшин безбородый доктор наук, проректор по науке и стратегическому развитию ведущего российского вуза МФТИ Т. Аушев, профессор всемирно известного Сорбаннского университета (Франция) М. Цороева, долларовый миллиардер М. Гуцериев, корифей банковского дела мультимиллионер М. Шишханов, профессор МГУ им. Ломоносова Ф. Албакова..?
А как будем формировать этот совет? Назначать? Но кто это будет делать? Путем голосования? Но это демократия, которую Н. Кодзоев заклеймил как самую худшую и скоропортящуюся форму правления. Такого же мнения придерживался один из самых выдающихся политических деятелей XX века британец Уинстон Черчилль, но при этом добавлял, что, к сожалению, ничего лучшего человечество пока не придумало. Раньше, если судить по высказываниям участников дискуссии, лидеры выявлялись путем естественного отбора. А сегодня такое возможно? Все это не очень понятно, не конкретно, а такие дискуссии абсолютно бесплодны. Поясню это на примере.
Разговоры о Совете старейшин, о Совете тейпов у нас шли давно. Глава республики откликнулся на них и предложил создать Совет тейпов. Создали! Чтобы делегировать в него своих лучших представителей многотысячные тейпы должны были провести многоступенчатые выборы, поэтапно отбирая лучших. А как было на самом деле? Собирались несколько десятков единомышленников и протаскивали свою кандидатуру. Никто не мешал провести полноценные выборы. Тогда почему так произошло? Да потому, что никому это не интересно и не нужно. Все понимают, что это вчерашний день. Вот выборы в парламент это другое дело, там будут кипеть страсти!

Белобородых мудрецов у нас не осталось, -

с горечью констатирует в ходе дискуссии М-Г. Дзагиев. Не знаю как насчет мудрецов, но белобородых у нас сегодня много, как никогда. Не малая часть из них не достигла еще и 60-ти лет, но рядится в тогу старцев-мудрецов. На собраниях, митингах и других мероприятиях они очень активны, рвутся к трибуне, микрофону и телекамере и изливают потоки заученных фраз и выражений, зачастую бессмысленных и не связанных между собой. Слушаешь иного из них и поражаешься, ведь в юности ты был шалопаем, в зрелом возрасте не был замечен в добродетельности, за всю свою жизнь не прочитал ни одной книги, не говоря уже о Коране, зато урвать был мастаком. Вот и сейчас такой деятель своей активностью пытается решить свои личные дела. Люди это видят, все понимают, поэтому и толка от многих наших мероприятий никакого нет.
Не соглашусь с М-Г. Дзагиевым в том, что у нас не осталось мудрецов, правда, они не всегда белобородые, а некоторые вообще безбородые. Проблема в том, что эти люди, в силу своего воспитания и, если хотите, мудрости, не толкаются у трибун и телекамер, оспаривая доступ к ним у наглых недоучек. Один из таких людей Руслан Мехтиевич Солтамаков. В прошлом он возглавлял крупные строительные организации, многие годы директорствовал в институте «СевКавгипросельстрой», был в числе ведущих экспертов строительной отрасли в СССР. А кроме того, Руслан Мехтиевич обладает глубокими познаниями в истории Кавказа и Ингушетии, глубоко верующий человек и блестящий знаток ислама. Я мог бы назвать и ряд других таких имен. Так что мудрецы у нас есть, просто мы не там их ищем. Да и хотим ли искать?

Прошлое надо знать и помнить

Скажу еще раз, не надо пытаться все прошлое в неизменном виде вписать в сегодняшние реалии. Как говорится, всякому овощу свое время. Надо понимать, что авторитет тейпов уже никогда не возродится до прежнего уровня. Численность тейпов неимоверно возросла, люди живут не компактно, как прежде, а разбросанно, и нет тогдашних скреп. Что касается старейшин, то мне кажется, что современные реалии (школа, вузы, религиозное воспитание, возможность ездить по всему свету, современные коммуникации и т.д. и т.п.) позволяют человеку обрести мудрость задолго до преклонных лет. Исходя из этого, призываю: давайте от бесплодных мечтаний перейдем к конкретным делам. Для начала предлагаю, используя опыт предков, на предстоящих в сентябре выборах в Народное собрание РИ добиться избрания достойных депутатов.

Абу ГАДАБОРШЕВ
"Сердало"

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Мимоходом Втр, 01/03/2016 - 12:28

В принципе я полностью согласен с рассуждениями А.Гадаборшева. Советы тейпов в реалиях сегодняшнего времени - ни что иное, как изживший свое предназначение институт. Он не может (как и предлагаемый Совет мудрецов) подменить собой светскую власть в условиях современного общества. В лучшем случае он нужен и может быть реально полезен в одном - в деле примирения кровников. Предлагаемый вариант создания Совета мудрецов с наделением его полномочиями надзора за деятельностью Парламента и правом его роспуска, то это вообще нонсенс. Как вы себе это представляете? Я не могу.
В стародавние времена у ингушей, живших практически обособленно по тейповой принадлежности, Совет старейшин (Мехк-кхел)был необходимым из-за отсутствия светской власти, как таковой, такой институт был необходимостью.
И вообще, эта тема слишком обширна и дискуссионна, поэтому на этом хочу закончить пока.

не Гость Втр, 01/03/2016 - 12:03

Целиком и полностью согласен с автором....

Гость индус Втр, 01/03/2016 - 10:39

Не соглашусь с М-Г. Дзагиевым в том, что у нас не осталось мудрецов, правда, они не всегда белобородые, а некоторые вообще безбородые. Проблема в том, что эти люди, в силу своего воспитания и, если хотите, мудрости, не толкаются у трибун и телекамер, оспаривая доступ к ним у наглых недоучек.

...............................
Господин А.Гадаборшев! Салам Алейкум!
Вы же сами вопреки всему в газете напечатали объявление тогда, в лихие девяностые объявление: " Кто правильно переведет на ингушский язык с русского "мудрость" "Разум", "милосердие" и "Качество"-тому премия миллион рублей.
Вы думаете, кто нибудь смог перевести эти все слова на ингушский язык?
Какие тейпы, какой фураж, какой фужер... Нам бы научить своих граждан ДУМАТЬ на ИНГУШСКОМ языке......
Кстати "СЕРДАЛО" на ингушский язык эти слова сможет большими буквами написать и сделать обратный перевод.?!
Тогда КАК определить Мудрого, если не знаем что это такое.
Какие критерии?
Увы.Тут Крупнов не помошник. УВЫ.
НИИ КОРАНИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ надо делать. В Коране много ингушских слов. Да и Адаты все вошли в ШАРИАТ,значит предки , носители Ингушского языка были НАСТОЯЩИМИ?
НИИ КОРАНИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ поставит все на свои места.
Я так считаю.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры