Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8567 Человек (а) в сети
 

СТО ПЯТЬДЕСЯТ ОДИН ГОД ИСПОЛНИЛОСЬ СО ДНЯ ССЫЛКИ СУФИЯ КУНТА-ХАДЖИ КИШИЕВА

Сегодня, 3 января,мусульмане Кавказа отмечают один из трагических дней в своей истории. Ровно 151 год назад, в 1864, году великий и почитаемый суфий Кунта-Хаджи Кишиев был арестован и отправлен в ссылку.В этот день ежегодно проводятся масштабные мероприятия, приуроченные памяти Кунт-Хаджи.

Кунта-Хаджи Кишиев вошел в историю, как выдающийся исламский ученый и проповедник. Он был духовным наставником тысяч людей. Устаз в своих выступлениях призывал к миру, духовному совершенству и милосердию. Являясь ярым противником войны, Кунта-Хаджи Кишиев доносил до людей слово Всевышнего Аллаха, посредством проповедей, разъясняя истинную суть суфизма и его роль в религии Ислам.

Великий Эвлия появился в сложный и трудный период в истории чеченского народа — во время Кавказской войны. Проповедническую деятельность он начал с молодых лет. Стал общепризнанным во всём исламском мире чеченским святым — суфием, основателем суфийского братства зикристов.

Кунта-Хаджи Кишиев видел, какое горе и страдание принесла Чечне война, поэтому он всячески старался оградить народ от физического истребления.

О великом чеченском шейхе подробно рассказал в своей монографии «Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение» (1994 г.) доктор философских наук Вахит Акаев.

При работе над изданием автор основывался на архивных документах, арабо-графическом тексте («Тарджамат макалати… Кунта-шейх» — «Речи и высказывания Кунта-Хаджи»), текст был издан в 1910 году на арабском языке в Буйнакске.

По словам В.Акаева, материал для монографии собирался буквально по крупицам. Были использованы архивные документы Госархива Северной Осетии, копии некоторых арабо-графических текстов, в которых зафиксированы высказывания Кунта-Хаджи. Арабские тексты о Кунта-Хаджи на чеченский язык переводили мулла Х.-Х. Батукаев из с. Пригородное и житель Грозного Э. Бено. Необходимо было изучить и изложить нравственно-гуманистические, религиозно-философские воззрения чеченского суфия ХIХ века Кунта-Хаджи. Его подвиги лежат не на поле брани, а в сфере духовной.

– Для ХIХ века, когда шла Кавказская война, Кунта-Хаджи — личность нетипичная. Он не полководец, у него не было полков, солдат и генералов, участвовавших в каких-то баталиях. Он далеко не Шамиль, призывавший горцев (дагестанцев, чеченцев, черкесов) к газавату. Подвиги Кунта-Хаджи лежат не на поле брани, а в сфере духовной, мистической практики самопознания, самосовершенствования.

Обеспокоенный судьбой своего народа, осознающий, что продолжение войны приведет к физическому истреблению чеченцев, он обращается к ним с призывом прекратить сопротивление. Тем самым он выступает против Шамиля. Он призывает к терпению, имеющему границу, меру. Терпеть до тех пор, пока царская власть не будет требовать забыть обычаи, традиции, язык народа,- подчеркивает в своих комментариях В.Акаев.

Стоит отметить, что Кунта-Хаджи как гуманист, противник насилия и кровопролития, миротворец оказался между Шамилем, призывавшим к газавату, и царской властью, не желавшей никакого мира с горцами. Шамиль оказался в почетной ссылке с удобствами среднероссийского помещика. Кунта-Хаджи, не сделавший ни одного выстрела в сторону русских войск, был отправлен на вечную ссылку, испытать долю каторжанина….

Вахит Акаев в своей работе «Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение» пишет:

«Утвердившийся в Дагестане, Чечне и Ингушетии ислам имеет свою специфику, сложившуюся под воздействием суфизма. Суфийский тарикат накшбандийа способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе. Он усилился в Дагестане в XIX веке, когда многие представители официального ислама перестали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местной эксплуататорской верхушки и царских чиновников.

Кадирийский тарикат, известный на Северном Кавказе под названием зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны и на начальном этапе разительно отличался от учения газавата по своей идеологической направленности. Основатель зикризма шейх Кунта-Хаджи, чеченец из аула Илсхан-Юрт, появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ нуждался в мирной передышке.

Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа, доведённого до грани физического уничтожения. Главными в его проповедях были идеи — непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению.

Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление царской власти может привести чеченцев к полному уничтожению. Именно это обстоятельство вынуждало его обратиться к идеям прекращения кровопролития горцами и перехода к мирному укладу жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующей продолжения борьбы с противником до победного конца. Шамиль же преследовал Кунта-Хаджи из-за его антигазаватских идей».

Для царизма люди с мировоззрением Кунта-Хаджи были куда более опасны, чем Шамиль. Для царских властей Кунта-Хаджи — фанатик, преступник, смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Богу. Поэтому в официальных царских документах он зачисляется «в политические преступники», «фанатики», ибо искал праведное общество, призывая жить по справедливости, по законам совести, мучился до самоистязания, переживая за людские пороки.

В самые трагические годы для собственного народа шейх Кунта-Хаджи не уставал взывать к взаимной помощи и милосердию. За его нравственную чистоту, поиски общего блага, высокую духовность в Чечне народ его называет Эвляъ (Эвлия), что означает Святой. Он не просто святой, а святой — великомученик!

Исторический спор имама Шамиля с Эвлия Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа с несоизмеримо сильным и жестоким завоевателем было сломлено. Шамиль, породивший газават, стал почётным гостем российского царя, а конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке. Кунта-Хаджи, всю жизнь проповедовавший смирение, мир, доброту и справедливость, был арестован с ведома царя Александра II зимой 1864 года и в тюрьмах Новочеркасска и Устюжино сполна испытал судьбу заключенного.

Арест Эвлия взбудоражил всю Чечню. В январе 1864 года последователи Кунта-Хаджи в с. Шали провели мирную акцию в связи с беспричинным арестом своего Устаза. У них не было с собой огнестрельного оружия. Но царские генералы дали приказ на открытие огня, хотя за две недели со стороны мюридов не было произведено ни одного выстрела. В этот день погибли более трехсот мюридов, включая и женщин.

На этом месте по поручению Главы ЧР открыто мемориальное кладбище, где покоятся мюриды шейха.

Кунта-Хаджи Кишиев хотел, чтобы людей не притесняли, чтобы они жили мирной и смеренной жизнью, совершенствовали свой внутренний духовный мир путем поклонения Всевышнему Аллаху, руководствуясь священным Кораном и Сунной Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует).

В материале использована информация из открытых источников

ИА «Грозный-информ»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры