Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 01 / 06 / 2020 Время Московское: 585 Человек (а) в сети
 

Слово тоже оружие. Третий фронт Великой Отечественной

Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику.

Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна — Красной армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.

Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах, литература и искусство.

Решение об организации пропаганды было принято в первые дни Великой Отечественной войны. Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. В группу, которую создали специально для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат, были включены известные писатели, такие как К. М. Симонов, Н. А. Тихонов, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев, К. А. Федин, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург и многие другие. С ними работали и ингушские писатели Дж. Яндиев, И. Базоркин, М. Льянова, Х.-Б. Муталиев, А. Хамхоев, X. Осмиев, Б. Зязиков и другие.

Ответственность писателей была огромна — они должны были не только показывать качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и с помощью разных подходов изобличать немецкие войска и демонстрировать бесчеловечность нападения на СССР.

Так, известный писатель Илья Эренбург таким образом обозначал задачу пропаганды: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

В Чечено-Ингушетии работало около 5 тыс. агитаторов, объединенных в 359 агитколлективов. Работа велась на заводах и фабриках, в полевых бригадах и призывных пунктах. С первых же дней войны председатель Чечено-Ингушского союза писателей Джемалдин Яндиев поставил перед коллегами задачу: вести непримиримую борьбу с врагом с помощью сильного идеологического оружия — слова. В обязанность писателям менялось быть фронтовыми корреспондентами, выступать активно с агитацией, писать героические и патриотические произведения. С призывом по радио и в печати звучали и его собственные произведения: «Если хочешь жизнь сохранить», «Встаньте, молодцы!», «Поднялся народ» и т. д.

Военные очерки, статьи, обращения к советским литераторам писал и читал по радио известный писатель Идрис Базоркин. Это очерк «Честь горца», военная драма «Рождение ненависти», «Слово к чечено-ингушской интеллигенции» и т. д.

В 1943 году за активную антифашистскую пропаганду Идрис Базоркин и Джемалдин Яндиев были отмечены почетными грамотами Верховного Совета ЧИАССР.

В печати регулярно появлялись военные стихи и прозаические произведения М. Льянова «Берегите Родину», «К ингушскому поэту»; Х.-Б. Муталиева «Встаньте тверже железа», «Родине», «Портрет воина»; произведения А. Хамхоева, X. Осмиева. Вёл большую общественную и пропагандистскую работу писатель Багаудин Зязиков, который работал инструктором отдела печати Чечено-Ингушского обкома КПСС. В июле 1941 года он ушел добровольцем на фронт. С января 1942 года был корреспондентом газеты «Сын Родины». За годы войны дослужился до звания майора. Не раз ходил в разведку с боевыми друзьями и одновременно вел фронтовой дневник, где писал патриотические статьи и очерки.

Вёл среди сослуживцев агитационную работу и писатель Ахмед Ведзижев. Агитационную призывную работу вёл и председатель Пригородного отдела райсовета (позже ДОСААФ) Ахмет Долгиев, окончивший рабфак и физико-математический факультет Ингушского педагогического института в городе Орджоникидзе.

Идеологическая работа велась и в общеобразовательной системе, где требовалось усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, укрепить учебную дисциплину, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонно-массовую работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору, семьям фронтовиков. С этими задачами прекрасно справлялись педагоги, которые работали в системе образования — в гороно и роно. Это Салман Озиев, Мурад Курскиев, Дж. Горбаков и многие другие.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры